Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-118/2019 ~ М-80/2019 от 24.01.2019

Дело № 2-118 (2019)

Поступило в суд 24.01.2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2019 г.                                                                                                г. Татарск

          Татарский районный суд Новосибирской области в составе:

          председательствующего        Л.В. Колосовой

          при секретаре                                     Е.С. Белоус,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Натальи Александровны к администрации Татарского района Новосибирской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Татарского района Новосибирской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма, указывая, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО3 умерла 18.08.2006 г. Отец ФИО2 был лишён родительских прав, умер 09.02.2013 г. Она проживала в приёмной семье с приёмными родителями – ФИО6 по адресу: <адрес> 06.06.2012 г. глава Старокарачинского сельсовета вынес постановление № 16, которым постановил признать её нуждающейся и поставить на учёт для получения жилой площади вне очереди. 15.07.2013 г. постановлением № 817 главы администрации Чановского района был утверждён список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который она была включена. В связи с изменением персональных данных, а именно места жительства, она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Татарского района Новосибирской области. В данный список она включена с 06.06.2012 г., на 01.12.2018 г. она находилась в данном списке под № 125. До настоящего времени жильём она не обеспечена. В 2018 г. она окончила Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» г. Татарска. Объектов недвижимости в собственности она не имеет. На основании ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ», а также в соответствии с законом Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 331-ОЗ, Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», она имеет право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры в Татарском районе Новосибирской области по норме предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

В судебном заседании истец Васильева Н.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель органа опеки попечительства администрации Татарского района Сухинин Е.А. в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что предоставление истице жилого помещения нарушит хронологическую последовательность предоставления жилых помещений категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нарушит права лиц, состоящих в списке ранее истицы.

Представитель ответчика администрации Татарского района Сабиров Д.Т. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что не оспаривает статуса истца Васильевой Н.А. как ребенка-сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Однако в настоящее время обеспечение Васильевой Н.А. жилым помещением не представляется возможным по следующим основаниям.

1. Предоставление жилого помещения Истцу возможно только за счет средств бюджета субъекта РФ, субвенции из бюджета Новосибирской области для приобретения Истцу не предоставлялись. Реализация государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Татарского района неразрывно связана с финансовым обеспечением данных полномочий и возможна только при соответствующем финансировании, осуществляемом за счет средств бюджета Новосибирской области. Субвенции для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются администрации Татарского района исходя из списка данных категорий граждан. Субвенции на обеспечение истца жилым помещением в администрацию Татарского района из бюджета Новосибирской области до настоящего времени не поступали. Реализация государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением возможно только в той последовательности, в какой будет осуществлено финансирование данного мероприятия из бюджета Новосибирской области.

2. Предоставление Истцу жилого помещения во внеочередном порядке нарушит права и законные интересы других лиц.

Истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью на территории Татарского района 08.07.2013 г.

Вместе с тем, имеются иные дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, включенные в список ранее Истца.

Обеспечение Истца жилым помещением на сегодняшний день во внеочередном порядке нарушит права и законные интересы других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Просит в иске Васильевой Н.А. отказать.

Представитель третьего лица на стороне ответчика министерства труда и социального развития Новосибирской области по доверенности Мизина Е.Г. в судебное заседание не явилась, предоставила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело без её участия, исковые требования Васильевой Н.А. не признала по следующим основаниям:

нормами действующего законодательства лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилого помещения;

предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со Списком, формируемом в каждом регионе. Правовые основания для предоставления жилых помещений в нарушение порядка, в котором состоят в Списке нуждающиеся лица (указанные в части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ), отсутствуют. Удовлетворение требования о внеочередном предоставлении жилого помещения, т.е. в нарушение порядка, установленного в Списке, повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в Список ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения, и, следовательно, принцип социальной справедливости и равенства;

Принятие решения об удовлетворении таких требований будет неконституционным в силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации реализация права на обеспечение жилым помещением одного лица не может строиться на реализации прав за счет другого лица, поскольку недопустимо ущемление прав других лиц.

            На основании изложенного, представитель просит отказать Васильевой Н.А. в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области по доверенности Чернов С. А. в судебное заседание не явился, предоставил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия. Поскольку исковые требования Васильевой Н.А. не содержат требований к МФ и НП НСО, поэтому до суда не доведено мнение третьего лица о возможности (невозможности) удовлетворения заявленных требований. Вместе с тем, представитель при вынесении решения просит учесть следующие обстоятельства.

Законом Новосибирской области от 12.12.2017 № 234-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» установлены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год, в том числе, Татарскому району Новосибирской области в размере 1 511,5 тысяч рублей.

          Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ в ст. 40 гарантируется право граждан на жилище.

Согласно свидетельству о рождении, родителями Васильевой Натальи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются ФИО2 и ФИО3.

Согласно копии свидетельства о смерти II-ЕТ № 588050, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла 18.08.2006 г.

Согласно копии решения Чановского районного суда Новосибирской области от 26.01.2012, ФИО2 был лишен родительских прав в отношении Васильевой Натальи Александровны.

Согласно копии свидетельства о смерти II-ЕТ № 698445, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер 09.02.2013 г.

Из договора № 60 от 01.10.2011 г., заключенного между органами опеки и попечительства администрации Чановского района Новосибирской области и ФИО6 установлено, что Васильева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была передана на воспитание в приёмную семью.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Васильева Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ч. 1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержит Закон Новосибирской области N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", гарантирующий в ст. 1 предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из постановления главы Старокарачинского сельсовета Чановского района Новосибирской области № 16 от 06.06.2012 установлено, что Васильева Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящаяся в приёмной семье, была постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди.

Из постановления главы администрации Чановского района Новосибирской области № 817-па от 15.07.2013 установлено, что был утверждён список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от 15.07.2013 г., в данном списке под номером 42 значится Васильева Наталья Александровна.

Согласно справке администрации Татарского района Новосибирской области от 18.12.2018, Васильева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Татарском районе с 06.06.2012 г. На 01.12.2018 г. Васильева Н.А. в списке под № 125.

Согласно сообщению главы Татарского района № 1398 от 24.12.2018 Васильевой Н.А. было отказано в предоставлении в 2018 г. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, т.к. в 2018 г. обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет производиться тем, которые были включены в список до 2008 г. включительно.

Из копии диплома о среднем профессиональном образовании 115408 0027284, рег. номер 84 (2955), Васильева Наталья Александровна 30.06.2018 г. закончила обучение в ГАПОУ Новосибирской области «Татарский педагогический колледж».

Из справки № 5 от 10.01.2019 установлено, что в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» Межрайонный отдел № 9 отсутствует информация о правах Васильевой Натальи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимого имущества.

Из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области № 54-0-1-121/4605/2019-5 от 10.01.2019 установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Васильевой Натальи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимого имущества.

Согласно справке администрации Старокарачинского сельсовета Чановского района Новосибирской области, Васильева Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с момента рождения по 11.09.2018 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Недвижимого имущества на территории Старокарачинского сельсовета в собственности не имеет.

Из копии паспорта Васильевой Н.А. установлено, что она зарегистрирована по месту жительства 11.09.2018 г. по адресу: <адрес>.

Из выписки из домовой книги установлено, что в доме по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Кирпичная, 11 значатся зарегистрированными ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Васильева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

            Таким образом, суд считает установленным, что Васильева Н.А. обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенного права, она относится к числу детей-сирот, закрепленного за собой на законных основаниях жилого помещения не имеет, на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приобрела право на предоставление ей однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры на территории Татарского района Новосибирской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 30 кв.м., и её право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано.

Оснований, освобождающих ответчика от исполнения возложенных законом обязательств по соблюдению права истца, по мнению суда, нет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1пп. 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

              Принимая во внимание, что согласно пункту 5 статьи 1 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» государственные полномочия по обеспечению граждан в соответствии с ФЗ РФ № 159-ФЗ переданы органам местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

           В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истицы на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению ей жилого помещения следует возложить на администрацию Татарского района.

    Таким образом, суд считает заявленные Васильевой Н.А. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Васильевой Натальи Александровны удовлетворить.

Обязать администрацию Татарского района Новосибирской области предоставить Васильевой Наталье Александровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным, техническим требованиям и общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств бюджета Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд путем подачи жалобы в Татарский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления.

Решение изготовлено 04.03.2019 года.

Судья                                                         Л.В. Колосова

2-118/2019 ~ М-80/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Наталья Александровна
Ответчики
Администрация Татарского района
Другие
отдел опеки и попечительства администрации Татарского района
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Суд
Татарский районный суд Новосибирской области
Судья
Колосова Людмила Валерьевна
Дело на странице суда
tatarsky--nsk.sudrf.ru
24.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
25.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2019Дело оформлено
17.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее