Дело № 2-1566/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 24 августа 2020 г.
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кручининой К.П.,
при секретаре Цыбульник Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галстяна К. К.вича к администрации городского округа Клин Московской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Галстян К.К. обратился с исковыми требованиями к администрации г.о. Клин Московской области о признании права собственности на жилой дом, общей площадью /данные изъяты/ кв.м., расположенный по адресу: /адрес/.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка в СНТ «Сигнал» на котором построил жилой дом. В связи с расположением жилого дома на расстоянии менее трех метров по границе со смежным землепользователем, а именно участком /номер/ в СНТ «Сигнал», Управление Росреестра по Московской области отказало в регистрации права собственности на жилой дом. В связи с отсутствием со стороны собственника земельного участка /номер/ возражений, просит признать право собственности на жилой дом.
В судебное заседание Галстян К.К. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Устинова А.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что жилой дом не обладает признаками самовольной постройки, согласие смежного землепользователя на размещение жилого дома на расстоянии менее трех метров получено, вид разрешенного использования земельного участка позволяет размещение жилых домов, а категория земель не является препятствием для регистрации права собственности на жилой дом.
Представитель ответчика – администрации г.о. Клин Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что категория земельного участка не допускает строительство жилого дома, имеются нарушения расположения объекта недвижимости относительного смежного землепользователя, строение является самовольным и истцом нарушен порядок регистрации прав на него (л.д. 53).
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Клинский отдел) в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – СНТ «Сигнал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором выразил отсутствие возражений против удовлетворения исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно пункту 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Пункт 1 статьи 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (п. 1).
В соответствии с п. 3 и 3.2 указанной статьи, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что Галстян К.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м., расположенного по адресу: /адрес/, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства (л.д. 27-34).
Согласно техническому плану здания от /дата/ на указанном земельном участке возведено здание – жилой дом, площадью /данные изъяты/ кв.м(л.д. 7-37).
Согласно пункту 13.2 классификатора видов разрешенного использования, вид разрешенного использования: "ведение садоводства" включает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Целевое назначение сельскохозяйственных земель определено в ст. 77, 78 ЗК РФ и сводится к их использованию для нужд сельского хозяйства. На землях сельскохозяйственного назначения могут находиться только здания, сооружения, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является соответствие объекта недвижимости, право собственности на который просит признать истец, целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка.
Как видно из материалов дела земельный участок, принадлежащий Галстяну К.К., на котором расположен спорный жилой дом, относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: ведение садоводства.
Таким образом, спорный объект недвижимости, находящийся на земельном участке соответствует разрешенному использованию земельного участка (для ведения садоводства), но не соответствует целевому назначению земельного участка (для сельскохозяйственного назначения).
При этом в Определении Верховного Суда РФ от 03 февраля 2015 года N 4-КГ14-41 указано на необходимость соответствия объекта недвижимости одновременно как целевому назначению, так и разрешенному использованию земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности Галстяна К.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения.
При этом ссылки истца на положения части 12 и части 13 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть приняты в качестве оснований для признания права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, предназначенном для ведения сельского хозяйства. Указанные истцом положения закона относятся к порядку регистрации права собственности на жилой дом или садовый дом, расположенный на земельном участке для ведения садоводства, при этом указанные нормы права не регулируют упрощенную процедуру регистрации права собственности на жилой дом или садовый дом при не соблюдении правового режима использования земельного участка, относящегося к землях сельскохозяйственного назначения.
При этом в силу статьи 209 ГК РФ собственник имущества вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, а в силу статьи 42 Земельного кодекса РФ на собственника земельного участка возложена обязанность использовать его по целевому назначению.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за Галстяном К.К. права собственности на объект недвижимости – жилой дом.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Галстяна К. К.вича к администрации городского округа Клин Московской области о признании права собственности на жилой дом – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Кручинина К.П.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 августа 2020 г.
Судья Кручинина К.П.