Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6951/2010 ~ М-5075/2010 от 13.08.2010

                                                         

                      Р Е Ш Е Н И Е

                                                      Именем Российской Федерации         

02 декабря 2010 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Старкова А.А., Старковой Е.Ю., Старкова А.А. и Старкова С.А. об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата администрацией Центрального района г.Новосибирска, администрацией Новосибирской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Новосибирской области, обязывании выдать жилищный сертификат,

                                                      у с т а н о в и л:

Заявители Старковы А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. обратились в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением о признании незаконным отказа администрации Центрального района г.Новосибирска, администрации Новосибирской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Новосибирской области (с учетом уточнений исковых требований) в выдаче государственного жилищного сертификата в 2009 году, обязывании ответчиков выдать указанный сертификат и соответствующую социальную выплату, рассчитанную с учетом всех членов семьи Старкова А.А. и необходимого для предоставления истцам размера площади жилого помещения в <данные изъяты>

В обоснование своего заявления Старковы А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. указали, что на основании решения Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 14.07.2006г. за истцами было признано право на получение государственного жилищного сертификата (далее-ГЖС), а на основании решения того же суда от 11.05.2007г. администрация Центрального района г.Новосибирска восстановила их в очереди на получение жилого помещения, истцы были включены в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2008 году, затем в список граждан, получателей сертификатов на 2009 год. Однако в указанные годы истцы положенный им ГЖС не получили и в своем письменном ответе от 08.02.2010г. администрация Центрального района г.Новосибирска указала, что в представленном Старковым А.А. комплекте документов отсутствует обязательство о сдаче жилого помещения и в случае неполного представления пакета документов сертификат не выдается. Истцы считают данный отказ в выдаче ГЖС не основанным на законе, поскольку в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №408 от 08.05.2009г., на истцов, после получения сертификата, могла быть возложена обязанность по сдаче имеющегося у них жилья, и более того, внесенные в данные Правила изменения (о сдаче жилья) на истцов не распространяются, т.к. заявление Старковым А.А. о выдаче сертификата было подано раньше, чем были внесены указанные изменения. Кроме того, если указанные Правила, с учетом внесенных в них изменений, распространяют свое действие и на истцов, то Старковым должны выдать сертификат с учетом имеющейся у их семьи жилой площади, а не отказать в выдаче сертификата.

В судебное заседание заявители Старкова Е.Ю., Старков А.А. и Старков С.А. не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, в письменном заявлении в суд ходатайствовали о рассмотрении настоящего заявления в их отсутствие.

В судебном заседании заявитель Старков А.А., действующий также в интересах других заявителей на основании доверенности, доводы указанного заявления поддержал по предмету и основаниям, дополнительно пояснив суду, что Старковы А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. в установленном законом порядке приобрели, сохранили и до настоящего времени не утратили свое право на получение ГЖС в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153, действовавшим на момент включения Старкова А.А. и членов его семьи в список получателей сертификата (ноябрь 2008 года). Размер социальной субсидии должен быть эквивалентен расчетной стоимости жилого помещения, положенного заявителю и составляет, по расчетам заявителей, 2300760 рублей. В соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области №144 от 04.05.2010г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области осуществляет выдачу ГЖС гражданам, уволенным с военной службы. Таким образом, поскольку контроль за предоставлением Старковым А.А. всего комплекта документов осуществляла администрация Центрального района г.Новосибирска, а выдача непосредственно сертификатов возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, то указанные стороны являются надлежащими ответчиками по данному делу.

Иные заинтересованные по данному делу лица - представители администрации Центрального района г.Новосибирска, администрации Новосибирской области и привлеченного судом к участию в деле Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области - в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок. Администрация Новосибирской области в лице Правительства Новосибирской области направила в суд письменный отзыв на заявление Старковых А.А., Е.Ю., А.А. и С.А., в котором указала, что Правительство Новосибирской области является правопреемником администрации Новосибирской области только в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области и требования заявителей не признает, поскольку Старковыми А.А., Е.Ю., А.А. и С.А., пропущен 3-месячный срок для обжалования действий ответчиков, а кроме того, администрация Новосибирской области не отказывала истцам в выдаче сертификата и таких доказательств Старковы суду не предъявляют. В настоящее время функции по реализации на территории Новосибирской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы исполняет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, которое не является структурным подразделением Правительства Новосибирской области. Согласно Уставу Новосибирской области к полномочиям Правительства Новосибирской области не относятся вопросы по обеспечению граждан ГЖС. При таких обстоятельствах ни администрация Новосибирской области, ни Правительство Новосибирской области не являются надлежащими ответчиками по делу.

С учетом таких обстоятельств, мнения Старкова А.А. и на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассматривает настоящее заявление при установленной явке.

Заслушав пояснения Старкова А.А., изучив необходимые материалы дела, оценив в совокупности представленные заявителями доказательства, суд удовлетворяет заявление Старковых А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Законом Новосибирской области №168-ОЗ от 03.03.2004г. «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области», администрация Новосибирской области ранее возглавляла систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и являлась высшим постоянно действующим исполнительным органом госвласти Новосибирской области, наделенным общей компетенцией.

Согласно Постановлению Губернатора Новосибирской области №131 от 19.04.2010г. администрация Новосибирской области была преобразована в администрацию Губернатора Новосибирской области и Правительство Новосибирской области, а полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области были переданы Правительству Новосибирской области.

Постановлением Губернатора Новосибирской области №144 от 04 мая 2010г. было образовано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в полномочия которого было передано, в том числе, выдача государственных жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам.

В соответствии с письменным ответом администрации Центрального района г.Новосибирска №24 от 27.01.09г., Старков А.А. и члены его семьи были включены в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2009 году и указанный список был передан в администрацию Новосибирской области в августе 2008 года.

Однако, жилищный сертификат истцам в 2009 году так и не был выдан и доказательств обратного ответчиками суду не предоставлено.

Более того, на момент рассмотрения настоящего дела Старкову А.А. и членам его семьи также не выдан данный сертификат и в течение 2010 года.

Как следует из письменного ответа администрации Центрального района г.Новосибирска №5 от 08.02.2010г., в Новосибирской области установлен централизованный порядок выдачи государственных жилищных сертификатов участникам подпрограммы. Указанные сертификаты оформляются департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области, а список получателей сертификатов утверждается распоряжением Губернатора Новосибирской области. Кроме того, в представленных Старковым А.А. документах отсутствует обязательство о сдаче жилого помещения. В случае неполного представления пакета документов сертификат выдаваться не будет.

Исследовав изложенные в указанном письме администрации Центрального района г.Новосибирска причины невыдачи заявителям жилищного сертификата, суд считает данный отказ необоснованным и неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из решения Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 11.05.2007г., Старков А.А. и члены его семьи с 1992 года состоят в льготной очереди в администрации Центрального района г.Екатеринбурга на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». В июле 1998 года Старков А.А. обратился в администрацию района о включении его и членов его семьи в число участников программы «Государственные жилищные сертификаты» в соответствии с Порядком, утвержденным ранее Постановлением Правительства РФ от 21.03.98г. за №320.

На основании заявления Старкова А.А. от 06.06.2008г. он и члены его семьи были включены в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2009 году и указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Однако, до настоящего времени Старков А.А. не получил в установленном законом порядке государственный жилищный сертификат, в связи с чем продолжает оставаться в очереди нуждающихся в жилье.

Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. был утвержден порядок постановки на очередь и получения государственного жилищного сертификата.

В соответствии с п.п.26, 31-32,36 указанного Порядка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

С учетом указанных положений закона суд приходит к выводу, что реализация гражданином - участником программы его права на получение ГЖС должна производится в установленном законом порядке, в том числе в соответствии с Правилами выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Правительством РФ 21.03.2006г. за №153.

Однако, судом было установлено и подтверждается представленными заявителями письменными доказательствами, что несмотря на включение Старкова А.А. и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2009 году, Старкову А.А. указанный сертификат не был выдан ни в 2009 году, ни в течение 2010 года, а также в адрес заявителя не поступило ни от администрации Новосибирской области (а с апреля 2010г. - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области), ни от администрации Центрального района г.Новосибирска сведений о том, включен ли Старков А.А. в сводный список граждан-получателей сертификатов на 2009 год, что является нарушением п.30 Правил, согласно которому выписка из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году доводится до соответствующих органов местного самоуправления, а органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки.

Доказательств того, что выписка из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году была направлена в администрацию Центрального района г.Новосибирска, а последние сообщили заявителям о включении (либо не включении) их в соответствующий список на получение сертификата в 2009 году - ответчиками суду не предоставлено и из отзыва Правительства Новосибирской области данные обстоятельства не усматриваются. Ссылка указанного представителя Правительства Новосибирской области на тот факт, что вопросами выдачи ГЖС ранее ведал Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, который являлся самостоятельным юридическим лицом, суд во внимание не принимает, поскольку в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области №224 от 18.04.2005г. на указанный орган такие полномочия не возлагались, а в соответствии с Правилами, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти, если ими не определен иной порядок выдачи таких сертификатов.

С учетом таких обстоятельств суд признает действия ответчиков по невыдаче Старкову А.А. с учетом членов его семьи ГЖС в 2009 году, а также не извещении заявителя Старкова А.А. о включении либо не включении его в сводный список граждан получателей сертификатов в 2009 году - незаконными.

При этом довод администрации Центрального района г.Новосибирска в письменном ответе в адрес Старкова А.А. на непредоставление им обязательства о сдаче жилого помещения, суд считает несостоятельным, поскольку в соответствии с п.16.2 Правил, в этом случае орган, производящий выдачу сертификата, вправе иным образом рассчитать его стоимость.

При таких обстоятельствах, а также с учетом положений закона и указанных выше Постановлений Губернатора Новосибирской области суд, на основании ст.12 ГК, считает необходимым восстановить нарушенное право заявителей на получение ГЖС и возлагает на Правительство Новосибирской области, как орган исполнительной власти Новосибирской области, а также на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в чьи функции включена выдача гражданам ГЖС, надлежащим образом оформить и выдать Старкову А.А., с учетом членов его семьи, государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».

Вместе с тем требования Старковых А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. в части предоставления им также социальной выплаты с учетом численности семьи и общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субсидии <данные изъяты> удовлетворению судом не подлежит, поскольку в соответствии с Федеральным Законом РФ «О статусе военнослужащих» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», гражданину производится только выдача сертификата, который не является ценной бумагой. Какая-либо денежная субсидия (компенсация) гражданину на руки не выплачивается, расчеты за приобретаемое жилье производятся в безналичном порядке.

Также суд не вправе самостоятельно рассчитывать стоимость жилищного сертификата, на основании которого в последствии приобретается жилое помещение, поскольку в соответствии с указанными Правилами данные действия осуществляют иные органы, указанные в Правилах, а суд только по жалобе гражданина вправе проверить законность и обоснованность действий данного органа по исчислению стоимости сертификата. Однако, поскольку Старкову А.А. указанный сертификат компетентным органом еще не рассчитан и не выдан, то у суда не имеется правовых оснований предопределять стоимость такого сертификата.

Ссылка представителя Правительства Новосибирской области на пропуск заявителями процессуального срока для обжалования письменного отказа в выдаче ГЖС судом во внимание не принимается, поскольку указанный в ст.256 ГПК РФ 3-месячный срок обжалования заявителями не пропущен, что подтверждается письменными доказательствами, а именно почтовым конвертом, согласно которому отправка письма из г.Новосибирска была только 11.02.2010г., на почтовое отделение г.Екатеринбурга указанное письмо поступило 15.02.2001г., а получено Старковым А.А., согласно его пояснений, не опровергнутых ответчиками, только 02.03.2010г. С учетом этого, а также в отсутствие иных доказательств о дате получения заявителем Старковым А.А. оспариваемого письменного отказа, суд не усматривает пропуска срока со стороны заявителей для обжалования письменного отказа в выдаче заявителям ГЖС.

Других требований на рассмотрение суда заявлено не было.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.12,194-198, 254- 258 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

Заявление Старкова А.А., Старковой Е.Ю., Старкова А.А. и Старкова С.А. удовлетворить частично.

Признать незаконной невыдачу администрацией Центрального района г.Новосибирска и администрацией Новосибирской области государственного жилищного сертификата Старкова А.А. в 2009 году.

Обязать Правительство Новосибирской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области оформить и выдать Старкова А.А., с учетом членов его семьи - Старковой Е.Ю., Старкова А.А. и Старкова С.А., государственный жилищный сертификат в рамках исполнения подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».

В удовлетворении остальной части заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

          Судья                                                                          Лимонова Л.Ф.

2-6951/2010 ~ М-5075/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Токманцева Маргарита Николаевна
Ответчики
Шпаковский Дмитрий Иванович
Другие
Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
ОЖЭК "Юго-Западный"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Лимонова Людмила Федоровна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
13.08.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2010Передача материалов судье
16.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.09.2010Предварительное судебное заседание
01.11.2010Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее