Председательствующий: Волкова О.В. Дело № 33-4505/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В.,
судей Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Речута Я.С.,
рассмотрела в судебном заседании 10.07.2019 дело по апелляционной жалобе Старовойтовой М. Д. на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Старовойтовой М. Д. к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным отказа во включение в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность отказать».
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Старовойтова М.Д. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным отказа во включение в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны Старовойтова В.А., который принимал участие в боевых действиях в Венгрии с <...> по <...>. Решением жилищной комиссии Администрации Тарского городского поселения от <...> № <...>, утвержденным постановлением Администрации Тарского городского поселения от <...> № <...>, Старовойтова М.Д. признана нуждающейся в жилом помещении. В 2018 году она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В ответе от <...> Министерство труда и социального развития Омской области отказало в удовлетворении заявления, поскольку на Старовойтову М.Д. не распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от <...> № <...> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Истец полагала данный отказ незаконным, так как участники боевых действий в Венгрии в 1956 году приравнены к участникам Великой Отечественной войны. На основании изложенного Старовойтова М.Д. просила признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Омской области в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязать ответчика выдать истцу в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебном заседании Старовойтова М.Д. участия не принимала, извещена надлежащим образом. Ее представитель по доверенности Смирнова М.И. поддержала заявленные требования.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности Никитина О.А. в судебном заседании требования не признала. Ссылалась на то, что льготы, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от <...> № <...> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», не распространяются на участников иных боевых действий.
Представитель третьего лица Администрации Тарского городского поселения в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Старовойтова М.Д. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что ее умерший супруг был приравнен к участнику Великой Отечественной войны, в связи с чем она вправе претендовать на льготы, установленные Указом Президента Российской Федерации от <...> № <...> «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Никитина О.А. полагает решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Омской области Никитину О.А., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от <...> № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 названного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с абз. 1 п. 3 названных Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что истец Старовойтова М.Д. является вдовой Старовойтова В.А., умершего <...>.
Согласно справке Военного комиссариата г. Тара, Большереченского, Тарского и Колосовского районов Омской области от <...>, Старовойтов В.А. в период с <...> по <...> принимал непосредственное участие в боевых действиях в Венгрии в составе войсковой части 41596.
Право Старовойтовой М.Д. на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для члена семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, подтверждается удостоверением серии ВН № <...>, выданным Районным управлением Министерства труда и социального развития Омской области <...>.
Решением жилищной комиссии Администрации Тарского городского поселения от <...> № <...>, утвержденного постановлением Администрации Тарского городского поселения от <...> № <...>, Старовойтова М.Д. признана нуждающейся в жилом помещении, на момент выдачи карточки очередника числилась в очереди (в общем списке) под № <...>.
<...> Старовойтова М.Д. обратилась в Администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как вдова умершего участника боевых действий в Венгрии.
Постановлением Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области от <...> № <...> Старовойтова М.Д. включена в списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и претендующих на получение единовременной денежной выплаты.
Однако, рассмотрев обращение исполняющего обязанности Главы Тарского городского поселения, Министерство труда и социального развития Омской области <...> указало на невозможность включения Старовойтовой М.Д. в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Оспаривая данное решение Министерства труда и социального развития Омской области, Старовойтова М.Д. полагала, что на нее распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Между тем, суд первой инстанции верно исходил из того, что Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 на Старовойтову М.Д. не распространяется. Ее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Механизм реализации данного права закреплен в абз. 1 п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Старовойтовой М.Д.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что положения Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не определяют круг лиц, имеющих право на льготы, которые предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а лишь устанавливают порядок предоставления названных льгот.
Изложенные доводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку сводятся к неправильному толкованию норм права.
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах»).
Из содержания приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614, следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714.
Данным Указом Президента Российской Федерации уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, не включены.
Поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименованы, судебная коллегия полагает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что право лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства.
Таким образом, выводы суда по существу спора являются правильными, постановлены при надлежащей оценке доказательств, нормы материального и процессуального права при этом не нарушены, в связи с чем решение не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Первомайского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Старовойтовой М. Д. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: