Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-515/2023 ~ М-444/2023 от 04.08.2023

Решение

Именем Российской Федерации

25 сентября 2023 г.     с. Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-515/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский Самарской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский Самарской области (далее также – администрация сельского поселения) выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности; возложении на администрацию сельского поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах <адрес>; <адрес>; <адрес>; д. Сенькино сельского поселения Подвалье обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре; на территории <адрес> устроить подъезд к водоисточнику с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; направление движения к пожарным гидрантам (<адрес>, д. <адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, обозначить указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шигонского района проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения органами местного самоуправления первичных мер противопожарной безопасности. Установлено, что администрацией сельского поселения не обеспечено выполнение следующих мер пожарной безопасности: в населенных пунктах <адрес>; <адрес>; <адрес>; д. <адрес>; сельского поселения Подвалье не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре; при наличии на территории <адрес> водоисточников (два пруда) к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; направление движения к пожарным гидрантам (<адрес>, д. <адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности. Из ответа администрации сельского поселения Подвалье от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено и удовлетворено. Однако нарушения закона не устранены. Кроме того, ОНД и ПР по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский и Шигонский администрации сельского поселения выдано предписание со сроком устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ. Администрация самоустранилась от возложенной на нее обязанности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, что может привести к гибели людей, повреждению и утраты их имущества, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Указанное обстоятельство является безусловным основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, направив заявление о поддержании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Подвалье в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований. В связи с высокой дотационностью бюджета сельского поселения Подвалье не представляется возможным в 2023 году принять меры по устранению выявленных нарушений. Администрацией сельского поселения направлено письмо в Собрание представителей сельского поселения Подвалье о рассмотрении вопроса предусмотрения денежных средств на мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения Подвалье при формировании и утверждении бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год.

Представитель заинтересованного лица ОНД и ПР по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главное управление МЧС России по Самарской области в судебное заседание не явился в отзыве на административный иск указал, что органы местного самоуправления в лице Администрации сельского поселения Подвалье обязаны соблюдать первичные меры пожарной безопасности, в силу п.п. 48, 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Исковые требования прокурора Шигонского района Самарской области поддерживают.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В статье 3 вышеприведенного Федерального закона указано, что система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Перечень таких мер установлен статьей статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Статья 21 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно положениям ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Судом установлено, что прокуратурой Шигонского района проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения органами местного самоуправления первичных мер противопожарной безопасности.

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО2, Администрации сельского поселения Подвалье необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией сельского поселения не обеспечено выполнение следующих мер пожарной безопасности: в населенных пунктах <адрес>; <адрес>; <адрес>; д. Сенькино сельского поселения Подвалье обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре; на территории <адрес> устроить подъезд к водоисточнику с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; направление движения к пожарным гидрантам (<адрес>, д. <адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, обозначить указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо-глава сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский Самарской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности.

Из ответа администрации сельского поселения Подвалье от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено, нарушения закона не устранены.

Органы местного самоуправления в лице Администрации сельского поселения Подвалье обязаны соблюдать первичные меры пожарной безопасности в силу вышеуказанной статьи закона, а также в силу п.п.48, 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Наличие данных нарушений как на момент проверки, так и в настоящее время, администрацией сельского поселения не оспаривается.

В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В компетенцию администрации сельского поселения как исполнительно-распорядительного органа сельского поселения входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных к компетенции местной администрации федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом; осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, не отнесенных к компетенции конкретного органа местного самоуправления.

Согласно п. 11 ст. 7 Устава сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский Самарской области, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Администрацией сельского поселения Подвалье установленных требований законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.

Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Допустимых и достаточных доказательств того, что указанный срок для исполнения решения суда явно недостаточен и что необходим более длительный срок для устранения нарушений, административным ответчиком не представлено.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, с административного ответчика взысканию не подлежит..

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.

Возложить на администрацию сельского поселения Подвалье муниципального района Шигонский Самарской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах <адрес>, д. <адрес> сельского поселения Подвалье обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре;

на территории <адрес> устроить подъезд к водоисточнику с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

направление движения к пожарным гидрантам (<адрес>, д. <адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, обозначить указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий                     О.В. Блинкова

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-515/2023 ~ М-444/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Шигонского района
Ответчики
Администрация с.п. Подвалье
Другие
ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск, м.р. Сызранский и Шигонский
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация административного искового заявления
04.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2023Предварительное судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее