Решение по делу № 2-1518/2017 ~ М-1330/2017 от 27.06.2017

Дело № 2-1518/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 18 октября 2017 года

    Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

    председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Бассель Е.А.

с участием представителя истца Уберской Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Лужайка» об обязании разработать паспорта отходов,

установил:

Лужский городской прокурор обратился в суд с иском к СНТ «Лужайка» об обязании разработать паспорта отходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой была проведена проверка по вопросу учета бытовых отходов образуемых на территориях муниципальных образований и садоводческих некоммерческих товариществ. Проведенной проверкой выявлены нарушения в деятельности СНТ «Лужайка», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, Кардон Клокино. Проверкой установлено, что в процессе деятельности товарищества образуются отходы производства и потребления. В нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» у СНТ «Лужайка» отсутствуют паспорта отходов, удостоверяющие принадлежность отходов образованных в процессе деятельности к отходам соответствующего вида и класса опасности. В результате непринятия товариществом мер, направленных на получение паспортов отходов в соответствии с установленными требованиями Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Уберская Л.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Ответчик СНТ «Лужайка» представителя в суд не направил, судом извещался по юридическому адресу, судебные извещения не получил.

    В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

    Согласно правовой позиции, отраженной в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

    Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 года).

Поскольку судом предприняты все предусмотренные законом меры по надлежащему извещению ответчика о времени и месте судебного разбирательства, судебные извещения, направленные ответчику возвращены почтой за истечением срока хранения, т.е. в силу закона считаются доставленными, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо — администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в суд представителя не направила, письменного мнения относительно заявленных требований не представила.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    Преамбулой Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что указанный федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

    В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Согласно ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

    Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

    Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

    Постановлением Правительства РФ № 712 от 16 августа 2013 года утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности.

    Пунктом 3 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности определено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

    Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности).

Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений (п. 5 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности).

    В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в результате деятельности СНТ «Лужайка» образуются отходы I - IV классов опасности, на которые в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов не составлены.

    Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит возложить на ответчика обязанность разработать паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе жизнедеятельности на территории садоводства.

    Согласно данным, предоставленным администрацией Заклинского сельского поселения, в процессе жизнедеятельности СНТ «Лужайка» образуется бытовой и строительный мусор.

    Как следует из Федерального классификационного каталога отходов, к IV классу опасности относятся малоопасные отходы: мусор строительный от разборки зданий; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); покрышки отработанные; отходы битума, асфальта в твердой форме; отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы), несортированные; пыль черных металлов незагрязненная; отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль), несортированные; пыль гипсовая; пыль бетонная; пыль от шлаковаты; пыль кирпичная; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и уха; навоз от звероводческих хозяйств свежий; навоз конский свежий; навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий; навоз от свиней перепревший; помет утиный, гусиный, куриный перепревший и др.

    Из анализа Федерального классификационного каталога отходов следует, что в состав бытовых и строительных отходов могут входить и отходы, относящиеся к IV классу опасности, подлежащие паспортизации.

    В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Согласно п. 1.1 устава Товарищество (садоводческое некоммерческое товарищество «Лужайка») является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения садоводства на земельном участке, предоставленном Товариществу Решением Исполкома Лужского Совета народных депутатов Ленинградской области от 23 мая 1991 года № 135/32 и переданном в собственность постановлением Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 01 февраля 1993 года № 36/36, общей площадью 21,43 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность 11,5 га, в коллективно-совместную собственность 9,93 га.

Целью создания и предметом деятельности Товарищества является удовлетворение потребностей членов Товарищества, связанных с реализацией ими прав на владение, пользование и распоряжение садовыми земельными участками; защита и предоставление интересов коллектива садоводов в рациональном использовании земель, обустройстве территории Товарищества путем объединения усилий и материальных возможностей владельцев земельных садовых участков; другие мероприятия, необходимые для эффективного выращивания сельскохозяйственной продукции и создание благоприятных условий для отдыха садоводов и членов их семей (п. 1.7 устава СНТ «Лужайка»).

Исходя из буквального толкования указанных норм, деятельность самого юридического лица - СНТ неразрывно связана с деятельностью его членов, в связи с чем отходы, образующиеся в результате деятельности членов СНТ, фактически являются отходами, образуемыми в процессе деятельности СНТ.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что СНТ осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, подлежащие паспортизации, при этом паспорта отходов СНТ не составлены, суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4, ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Принимая во внимание, что право на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», то есть затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему полномочий.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Лужайка» об обязании разработать паспорта отходов — удовлетворить.

Обязать СНТ «Лужайка» разработать в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе жизнедеятельности на территории садоводства.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

В окончательной форме решение изготовлено 23 октября 2017 года

Председательствующий:

2-1518/2017 ~ М-1330/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лужский городской прокурор
Ответчики
СНТ "Лужайка"
Другие
Администрация Заклинского сельского поселения
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Степанова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
lugasud--lo.sudrf.ru
27.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2017Передача материалов судье
03.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2017Подготовка дела (собеседование)
21.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2017Судебное заседание
24.08.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
18.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2019Дело оформлено
24.09.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее