Дело №2-90/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 апреля 2014 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием представителя ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района Мартыновой А.В.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновой А.В. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Ульянова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением об обжаловании решения органа местного самоуправления по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Ульянова А.В. направила в Администрацию Пряжинского национального муниципального района (далее по тексту – Администрация) заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ исходящий № уведомила истицу о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть передан в аренду, поскольку, согласно Правилам землепользования и застройки территории Ведлозерского сельского поселения, утвержденным решением XXVI сессии Совета Ведлозерского сельского поселения II созыва №2 от 20.12.2012, данный земельный участок расположен в зоне ОТ1. Открытые природные пространства. Ульянова А.В. полагает, что решение Администрации Пряжинского национального муниципального района незаконно и нарушает ее право на получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем истица обратилась в Пряжинский районный суд с исковым заявлением. На основании изложенных в исковом заявлении обстоятельств Ульянова А.В. просит суд признать незаконным решение Администрации, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика принять решение о предоставлении в аренду Ульяновой А.В. земельного участка для жилищного строительства, расположенного <адрес> согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Мартынова А.В. в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными, поскольку нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне, не предусматривающей возможности размещения жилых домов, исключает возможность предоставления истице земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ Ульянова А.В. обратилась в Администрацию с заявлением, в котором просит предоставить ей в аренду земельный участок, расположенный <адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала Ульяновой А.В. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по мотиву того, что испрашиваемый участок, согласно правилам землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения, находится в зоне ОТ1 (Открытые природные пространства), где ни основными, ни условно-разрешенными видами использования не предполагается размещение жилых домов (л.д. 8).
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. На основании пункта 2 данной статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пункта 2.1 статьи 30 и пункта 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 30.1 ЗК РФ).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
На основании пункта 2 данной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Исходя из пункта 9 данной статьи земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (статья 1 ГрК РФ).
На основании частей 2, 4 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
Решением Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 декабря 2012 года №2 утверждены Правила землепользования и застройки территории Ведлозерского сельского поселения (далее в т.ч. Правила землепользования и застройки).
Как следует из представленной администрацией выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне ОТ1 – Открытые природные пространства.
Согласно статье 56.2 Правил землепользования и застройки, зона ОТ1 включает в себя не занятые застройкой или неудобные для застройки и сельскохозяйственной деятельности территории, в том числе – овраги, приречные территории, которые могут использоваться для самодеятельного отдыха (пикники, пешие, велосипедные и лыжные прогулки). Основным видом разрешенного использования указанной зоны установлена самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки); вспомогательным видом – в прибрежной полосе – благоустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания; условно-разрешенным видом – специально оборудованные места для проведения массовых пикников.
Таким образом, с учетом приведенного законодательства, суд приходит к выводу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю, поскольку использование земельного участка в нарушение градостроительного регламента территориальной зоны, в которой он расположен, недопустимо.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На основании части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, довод Ульяновой А.В. о том, что до утверждения градостроительных регламентов, проектов планировки и межевания территорий, отказ в предоставлении земельного участка незаконен, основан на неверном понимании значения правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования.
Учитывая изложенное, при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо исходить из Правил землепользования и застройки, позволяющих определить вид разрешенного использования земельных участков.
Из сопоставлении карты территориального зонирования и графических материалов, представленных истцом (л.д. 10), с определенностью следует, что испрашиваемый земельный участок находится именно в зоне ОТ1 – Открытые природные пространства.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» обращено внимание судов на то, что при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
Поскольку довод ответчика о нахождении земельного участка в зоне ОТ1 – Открытые природные пространства истцом, исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнут допустимыми и достоверными доказательствами, суд находит позицию Ульяновой А.В. недоказанной и не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Доказательств обратного стороной истца не представлено, а ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца обязывает суд рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам.
Согласно статье 103 ГПК РФ при отказе в иске понесенные истцом судебные расходы ответчиком не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 08 апреля 2014 года