Дело № 3а-291/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» августа 2017 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Булата А.В.,
при секретаре Ткаченко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закревской Т.Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Закревская Т.Н. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- административного здания с кадастровым номером <...>, площадью 166 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- корпуса № 1 с кадастровым номером <...> площадью 1786,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- корпуса №2 с кадастровым номером <...>, площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- корпуса №3 с кадастровым номером <...>, площадью 1835,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рубля;
- корпуса №4 с кадастровым номером <...>, площадью 1 834 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рубль.
Заявление мотивировано тем, что, будучи собственником 3/4 доли объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, Закревская Т.Н. уплачивает земельный налог в сумме, зависящей от их кадастровой стоимости,
Собственником 1/4 доли спорных объектов недвижимости является Пак Д.С.
Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей; с кадастровым номером <...> – <...> рублей; с кадастровым номером <...> – <...> рубля; с кадастровым номером <...> – <...> рубля; с кадастровым номером <...> – <...> рубля.
Закревская Т.Н. не согласна с установленной кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости, ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению имущественного налога, чем нарушает её права.
В судебном заседании представитель Закревской Т.Н. – Романец В.Ю., действующий на основании доверенности, уточнил ранее заявленные административные исковые требования. Просит суд установить в отношении спорных объектов недвижимости кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости установленной на основании судебной экспертизы, выполненной ООО «Департамент профессиональной оценки».
Представитель администрации Краснодарского края – Попов М.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил вынести законное и обоснованное решение по заявленным требованиям.
Представитель департамент имущественных отношений Краснодарского края – Элизбарова Т.Н., действующая на основании доверенности, просила вынести законное и обоснованное решение по заявленным требованиям.
От администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район поступило ходатайство, в котором отражена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица.
Пак Д.С., собственник 1/4 доли в праве на объекты недвижимости, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования Закревской Т.Н. полагает подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности (3/4 доли) принадлежат объекты недвижимости:
- административное здание с кадастровым номером <...>, площадью 166 кв.м, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <...> от <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации <...> от <...>;
- корпус №1 с кадастровым номером <...>, площадью 1786,9 кв.м, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <...> от <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации <...> от <...>;
- корпус №2 с кадастровым номером <...>, площадью 1 733 кв.м, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <...> от <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации <...> от <...>;
- корпус №3 с кадастровым номером <...>, площадью 1835,2 кв.м, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <...> от <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации <...> от <...>;
- корпус №4 с кадастровым номером <...>, площадью 1 834 кв.м, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <...> от <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации <...> от <...>.
В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 402 НК РФ.
Согласно данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости: с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей; с кадастровым номером <...> – <...> рублей; с кадастровым номером <...> – <...> рубля; с кадастровым номером <...> – <...> рубля; с кадастровым номером <...> – <...> рубля, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...>.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2017 года.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости является 15 октября 2013 год, что подтверждается сведениями, предоставленными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле. Иных данных о дате определения оспариваемой кадастровой стоимости суду не представлено, в связи с чем, суд считает указанные сведения достоверными.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению имущественного налога.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемых объектов недвижимости, выполненный 17 ноября 2016 года оценщиком ООО «<...>». Оценщиком рыночная стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером <...> установлена по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей; с кадастровым номером <...> по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рубля; с кадастровым номером <...> по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рубль.
На данный отчет дано положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которого является оценщик, подготовивший отчет.
В ходе рассмотрения административного иска судом установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости вызывает сомнения в достоверности и корректности приведенных данных и методов расчетов. В связи с чем, учитывая наличие недостатков в отчете об установлении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением суда от 14 июня 2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «<...>» <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет <...> рубль;
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет <...> рубля;
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет <...> рублей;
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет <...> рублей;
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет <...> рублей.
Оценив по правилам ст. ст. 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы от 16 июня 2017 года, суд приходит к выводу, что данное заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям ст. 82 КАС РФ.
Результаты экспертизы основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит все предусмотренные законом разделы и сведения; экспертом соблюдены основные принципы при составлении заключения; дана общая характеристика подходов и методов определения стоимости объектов; дано подробное описание объектлв оценки. Текст заключения в полной мере дает возможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков.
Экспертом обоснованы исходные, рыночные и расчетные величины, используемые при реализации процедур и методов определения рыночной стоимости объектов недвижимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение эксперта содержит все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости.
В заключении эксперта даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов. Отсутствуют противоречия выводов эксперта другим доказательствам, представленным административным истцом в обоснование своих требований.
При этом суд также учитывает, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд считает, что по рассматриваемому делу кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть определена на основании заключения судебной оценочной экспертизы, подготовленной ООО «Департамент профессиональной оценки», поскольку указанная экспертиза соответствует принципам проверяемости, существенности и однозначности. Изложенные экспертом суждения основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, существо проведенных исследований является понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как собственника объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования, суд считает возможным удовлетворить административный иск Закревской Т.Н. и установить в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15 октября 2013 года, установленной в соответствии с заключением вышеуказанной судебной экспертизы:
- административного здания с кадастровым номером <...>, площадью 166 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере <...> рубль;
- корпуса №1 с кадастровым номером <...>, площадью 1786,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере <...> рубля;
- корпуса №2 с кадастровым номером <...>, площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере <...> рублей;
- корпуса №3 с кадастровым номером <...>, площадью 1835,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере <...> рублей;
- корпуса №4 с кадастровым номером <...>, площадью 1 834 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере <...> рублей.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения Комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 12 мая 2017 года, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 12 мая 2017 года.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Закревской <...> об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости – административного здания с кадастровым номером <...>, площадью 166 кв.м, расположенного по адресу: <...>, <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рубль, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости – корпуса №1 с кадастровым номером <...>, площадью 1786,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рубля, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости –корпуса №2 с кадастровым номером <...>, площадью 1 733 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости – <...>, площадью 1835,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости – корпуса №4 с кадастровым номером <...>, площадью 1 834 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 октября 2013 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Датой подачи заявления Закревской Т.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 августа 2017 года.
Судья А.В. Булат
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>