Дело № 2-248/2021
10RS0006-01-2021-000617-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 13 сентября 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Контрольно-счетному комитету ФИО3 муниципального района о взыскании денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением по тем основаниям, что решением ФИО3 районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в ее пользу с Контрольно-счетного комитета ФИО3 муниципального района взыскано единовременное поощрение в связи с выходом на страховую пенсию в размере № рубля с учетом налога на доходы физических лиц за счет средств бюджета ФИО3 муниципального района Республики Карелия. Определением Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ она получила на свой расчетный счет денежные средства в размере № рублей (сумма согласно решению суда за вычетом НДФЛ).
Ссылаясь на положения ст. 236, 393 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), истец просит взыскать с ответчика в ее пользу сумму денежной компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 127187,55 рублей.
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что периодом просрочки выплаты является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что ответчик несвоевременно произвел оплату, которую должен был произвести ДД.ММ.ГГГГ, просила требования удовлетворить.
Ответчик – представитель Контрольно-счетного комитета ФИО3 муниципального района в судебном отсутствовал, о времени, дате и месте извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.
Представитель администрации ФИО3 муниципального района (далее АЛМР), действующая по доверенности ФИО6, полагала требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ответчик не может сам распоряжаться бюджетными средствами, поэтому не имелось возможности, до вступления решения суда в законную силу, выплатить ФИО2 сумму единовременного поощрения в связи с выходом на страховую пенсию, установленную решением суда. Не возражала против взыскания суммы за задержку выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ - вступление решения суда в законную силу) по ДД.ММ.ГГГГ (оплата) в размере № рубля.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела и гражданского дела №, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета ФИО3 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была назначена на должность Председателя Контрольно-счетного комитета ФИО3 муниципального района.
ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене ФИО3 муниципального района» ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении ФИО2» отменено в связи с некорректной формулировкой. ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-л «Об увольнении ФИО2» последняя уволена на основании № ТК РФ (в связи с истечением срока трудового договора (контракта) и выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности); на МКУ «Централизованная бухгалтерия ФИО3 муниципального района» возложена обязанность произвести окончательный расчет ФИО2 с выплатой за № года премии в размере №%, материальной помощи в размере 2 должностных окладов с учетом ежемесячной надбавки за классный чин пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях в размере №%, оплатить компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве № календарных дней.
Согласно ФИО3 муниципального района №-л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена выплата единовременного поощрения в размере 10 месячных содержаний Председателя КСК.
ФИО3 муниципального района ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене ФИО3 муниципального района» в связи с прекращением трудового договора и увольнением ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по истечению срока трудового договора отменены как незаконные и необоснованные: ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате ФИО2 единовременного поощрения в связи с выходом на страховую пенсию»; ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене ФИО3 муниципального района»; ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении ФИО2». ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении ФИО2» постановлено считать действующим.
Таким образом, при увольнении ФИО2 были выплачены все суммы кроме единовременного поощрения в размере № месячных содержаний Председателя КСК в размере № рубля (с учетом налога на доходы физических лиц – НДФЛ).
Решением ФИО3 районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, с Контрольно-счетного комитета ФИО3 муниципального района в пользу ФИО2 взыскано единовременное поощрение в связи с выходом на страховую пенсию в размере № рубля (с учетом налога на доходы физических лиц – НДФЛ) за счет средств бюджета ФИО3 муниципального района Республики Карелия.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, единовременное поощрение в связи с выходом на страховую пенсию в размере № рублей (сумма согласно решению суда за вычетом НДФЛ) получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, поэтому истец полагает, что ответчик допустил задержку выплаты, периодом которой, в соответствии со ст.236 ТК РФ, является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за который истец просит взыскать с ответчика № рублей.
Статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Согласно п.1 ст.1 и п.2 ст.15 Положения о контрольно-счетном комитете ФИО3 муниципального района, утвержденного решением Совета ФИО3 муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № контрольно-счетный комитет ФИО3 муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля ФИО3 муниципального района; финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного комитета осуществляется за счет средств бюджета ФИО3 муниципального района.
Решением № ФИО3 муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты муниципальным служащим органов местного самоуправления ФИО3 муниципального района единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности), согласно которому единовременное денежное поощрение выплачивается на основании решения руководителя органа местного самоуправления ФИО3 муниципального района по месту службы муниципального служащего и оформляется ФИО3 соответствующего органа местного самоуправления по личному составу. Решение о выплате единовременного поощрения Председателю Контрольно-счетного комитета ФИО3 муниципального района оформляется ФИО3 муниципального района одновременно с принятием решения об увольнении муниципального служащего. Единовременное поощрение выплачивается органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий проходит службу, за счет средств бюджета ФИО3 муниципального района.
В статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе:бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года № 804-О и от 13 февраля 2018 г. № 249-О, в абзаце первом пункта 6 его статьи 242.2 сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, исполнительный лист по вступившему в законную силу решению ФИО3 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания денежных сумм, был представлен ФИО2 к исполнению в Отдел № Управления Федерального казначейства по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ названное решение суда было исполнено, то есть в установленный п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячный срок.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21.02.2008 №74-О-О и от 27.01.2011 №15-О-О, статья 236 ТК РФ устанавливая материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусматривает обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию в соответствующем размере за каждый день задержки после установленного срока выплаты и обеспечивает дополнительную защиту трудовых прав работников, нарушенных несвоевременной выплатой работодателем заработной платы.
Таким образом, из положений ст.236 ТК РФ следует, что указанной нормой установлена материальная ответственность работодателя только при нарушении работодателем установленного срока соответствующих выплат, причитающихся работнику в рамках трудовых отношений. Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.
Разрешение вопроса о взыскании процентов за задержку выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на страховую пенсию в пользу ФИО2 связано с исполнением вступившего в законную силу судебного решения о взыскании денежных средств с бюджета ФИО3 муниципального района, указанные отношения имеют иную правовую природу и регулируются главой 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что решение суда было исполнено в установленный законом срок, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 17.09.2021.