Дело № 2-№(2015год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ мая 2015 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
с участием:
заявителя С.Л.В.,
представителя заявителя Ю.О.Н.,
главы Ромненского сельсовета С.Л.Н.,
представителей заинтересованных лиц по доверенности Л.И.И., начальника юридического отдела и С.О.А., и.о.начальника отдела по социально-экономической политике администрации <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению С.Л.В. к Муниципальному образованию Ромненский сельсовет о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
С.Л.В. обратилась в Ромненский районный суд с заявлением о признании незаконными бездействияоргана местного самоуправления Ромненского сельсовета, в том числе, издание не соответствующего закону акта муниципального образования-решения Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год», признать незаконным бездействиев результате принятия нормативов потребления коммунальных услуг на отопление жилого фонда, установленных с нарушением законодательства: Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, с момента принятия, так как не пересматривались муниципальным образованием Ромненским сельсоветом за период с 01.01.2009г. по 31.12.2011г., с 01.01.2012г. по 31.12.2014г. и будут действовать с 01.01.2015г. по 30.06.2015г.
В обоснование заявления указывает, что в силу статьи 153 Жилищного кодекса РФ, собственники жилых помещений обязаны вносить плату за коммунальные услуги, размер которой согласно части 1 статьи 157 того же документа, определяется исходя из объёма потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ г.№ ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в РФ». Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правительством Российской федерации в постановлении от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Муниципальное образование Ромненский сельсовет - является органом местного самоуправления.
Ромненским сельским Советом народных депутатов (совершены действия) принято решение № от 28.11.2014г. «Об утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги по Ромненскому сельсовету на территории <адрес> на 2015 год». Стоимость тарифов граждан за отопление рассчитано согласно нормативам,утвержденным решением Ромненского сельского Совета народных депутатов от 05. 12.2008 г. № «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год».
<адрес> проведена проверка о необоснованности нормативов отопления, установленных решением Ромненского сельсовета № от 05.12.2008г. «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год». В результате проверки прокуратурой <адрес> установлено, что, в нарушение п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 (в редакции, действовавшей на момент утверждения нормативов потребления коммунальных услуг - ДД.ММ.ГГГГ года), при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления, не были учтены такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Решением № от 28.11.2014г, утверждена стоимость тарифов граждан за отопление, рассчитано согласно нормативам,утвержденным решением Ромненского сельского Совета народных депутатов от 05. 12.2008г.№ - обнародовано в газете № «Знамя победы» ДД.ММ.ГГГГ и данное решение вступило в законную силу с 01.01. 2009 года: для многоквартирных (многоэтажных) - 0,028422 Гкал/кв.м.- норматив, 1, 2 х.- квартирных (одноэтажных) - 0,037305 Гкал/кв.м, - норматив.
Размер платы для населения составил на 2015год для многоквартирных домов (тариф 2109.33руб. х 0.028422=59.95 руб. за 1 кв.м. и для одноэтажных домов — тариф 2109.33 руб. х 0.037305= 78.69 руб. за 1 кв.м.), опубликовано в газете «Знамя победы» № от 05.12.2014г.
В связи с тем, что нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления утверждены с нарушением законодательства, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Ромненского сельского Совета народных депутатов № от 28.11.2014г. «Об утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги по Ромненскому сельсовету на территории <адрес> на 2015 год». В период с 2011 года по 2014 год указанные нормативыпотребления коммунальных услуг по отоплению не были пересмотрены и действуют в настоящее время. (Письмо прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ и № от 27.01,2015г.)
Считает, что при принятии нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления было совершено неправомерное действие по исполнению требований Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и в результате бездействия Ромненским сельсоветом нарушаются права и законные интересы её, как пользователя коммунальной услугой по оплате на отопление, так и нарушаются права и законные интересы жителей муниципального образования Ромненского сельсовета. Нарушены Конституционные права п.3.ст.35: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества (денежных средств, в виде оплаты по незаконно принятым нормативам на отопление) посягательство на частную собственность (деньги), продолжаются нарушаться законные права граждан в части оплаты коммунальных услуг на отопление жилья до 30.06.2015года.
Нормативы потребления тепловой энергии по отоплению утверждены Ромненским сельсоветом для всех пользователей коммунальной услуги во властно- административном порядке», т.е. юридически обязательном к исполнению для всех.
В результате бездействия органа местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ действуют не соответствующие закону приняты нормативы на отопление, которые будут действовать до 30.06.2015года, и на основании изданного не соответствующего закону акта органа местного самоуправления решения № от 05. 12.2008 г., которым утверждены данные нормативы, нанесен вред пользователям коммунальных услуг на отопление.
Врезультате действияоргана местного самоуправления с 2009 года нормативы на отопления были рассмотрены и приняты по инициативе ресурсоснабжающей организации МУП «Теплоэнергосервис», действующего предприятия на момент принятия нормативов на отопление, в 2010 году данное предприятие признано банкротом. С ДД.ММ.ГГГГ регистрируется новое предприятие МУП « Ромненские коммунальные сети», которое действует в настоящее время, применяя нормативы на отопление жилого фонда, утвержденные от 05. 12.2008 г.
Согласно Правилам п. 8 Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающех организаций, согласно п.2.Правил - «уполномоченные органы» - это органы местного самоуправления, п.4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. П.10 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Пункт 4. Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. Согласно п. 16 Правил, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, п. 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или - жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченным органом - органом местного самоуправления муниципальным образованием Ромненский сельсовет.
Считает неправомерным (незаконным) бездействие органов местного самоуправления, которое заключается в принятии нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, решением № от 05.12.2008, которое не соответствует Правилам установления и определения норматива потребления коммунальных услуг на отопление, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей на момент утверждения нормативов потребления коммунальных услуг - ДД.ММ.ГГГГ года).
В результате неисполнения органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них Уставом и нормативными правовыми актами, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 306, относится к бездействию органов местного самоуправления - муниципального образование Ромненского сельсовета и нарушены права и законные интересы граждан. Плата населения за коммунальные услуги по отоплению установлена с нарушением законодательства. Просит суд признать незаконными бездействиеоргана местного самоуправления Ромненского сельсовета, в том числе издание не соответствующего закону акта муниципального образования-решение Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год», признать незаконным бездействиев результате принятия нормативовпотребления коммунальных услуг на отопление жилого фонда, установленные с нарушением законодательства Правил, утвержденных Постановлением Правительства Р Ф от ДД.ММ.ГГГГ № с момента принятия, так как не пересматривались муниципальным образованием Ромненским сельсоветом за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2011гг., с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2014гг. и будут действовать с 01.01.2015г. по 30.06.2015г.
На данное заявление С.Л.В. в суд поступил письменный отзыв С.Л.Н., главы Ромненского сельсовета, в котором указано, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» Ромненским сельсоветом было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О6 утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги по Ромненскому сельсовету на территории <адрес> на 2015 год.
В соответствии с постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 302-а «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области на 2015 год и внесения изменений в постановление губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ № 114» и приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 202-пр/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «ЖКХ-Ресурс» на 2014-2015 гг. О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от ДД.ММ.ГГГГ № 144-пр/т, от ДД.ММ.ГГГГ № 177-пр/т» на сессии Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ данное решение было признано утратившим силу. В ходе заседания сессии прокурором района Мурашко Д.Н. был частично отозван протест в части изменения норматива на отопление.
В настоящее время уполномоченным органом по рассмотрению и утверждению нормативов на коммунальные услуги, в том числе отопление, является Управление государственного регулирования цен и тарифов <адрес> (информация Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> № от 29.12.2014.
Во исполнении законодательства РФ решением Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009» и приложением № к решению Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Социальные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» были установлены нормативы потребления на тепловую энергию «отопление» в <адрес> для многоквартирных домов ( многоэтажных) 0,028422 Гкал/кв.м. и для 1,2-х квартирных (одноэтажных) 0,037305 Гкал/кв.м. Утвержденные нормативы на тепловую энергию действующие в 2008 году по инициативе ресурсоснабжающей организации МУП «Телоэнергосервис» на 2009 год были пересмотрены в связи с проведенной инвентаризацией объемов и площадей, отапливаемых помещений в жилом фонде <адрес> (п. 8 Правил). В сравнении с прошлым годом уменьшился объем отапливаемых жилых помещений на 706,0 Гкал (10634,325-9928,4), в т.ч. по многоквартирным домам (многоэтажным) на 119,3 (7418,5- 7299,2)Гкал, по одно-двух квартирным (одноэтажным) домам на 586,7 (3215,881-2629,2) Гкал. На это повлияло следующее: переоформление технических паспортов жильцами, а также отключение одно-двухквартирных благоустроенных домов от центрального отопления. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть и утвердить новые нормативы отопления в месяц Гкал/кв.м. по жилому фонду. Норматив в месяц снизился по многоквартирным домам на 1 %, по 1-2х квартирным домам на 2,8 %.
Во исполнение п.п. 10 и 11 Правил нормативы потребления установлены едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. К конструктивным и техническим параметрам многоквартирных домов относится показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных услуг (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома (объем по наружному обмеру).
При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
При формировании норматива на тепловую энергию в расчете применена удельная отопительная характеристика здания объемами по наружному обмеру дифференцируемо т.е.: до 700куб.м. - одно и двухквартирные дома, от 1675 до 7035 куб.м. многоэтажные дома.
Согласно п. 6 Правил в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации» степень благоустройства по многоквартирному дому по адресу <адрес>, <адрес> - жилое здание с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателем на твердом топливе. Данный дом состоит из 2-х квартир блокированной застройки, одноэтажный, состоящий из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке. Норматив отопления для данного жилого помещения установлен -0,037305 Гкал.
Если применить индивидуальный расчет по данному дому: 424,68х0,94х0,74х((20-(-12,6))х229х24=52,95 Гкал в год 52,95/104,8/12=0,0421 Гкал, что выше утвержденного на 12,9%. Определение норматива потребления по отоплению жилых помещений произведено с применением расчетного метода по формуле 18 Правил :
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по следующей формуле:
(формула 18) N= Q
S х n, где:
Q0- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкап)
S06- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
n - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)
В соответствии с п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
Утвержденные нормативы потребления на отопление в нормативном акте Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009» распространяли свои действия с 2009-2011 год включительно. На этом полномочия по рассмотрению и установлению нормативов на коммунальные услуги органами местного самоуправления закончились.
С 2012 года нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ (Управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес>).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории <адрес>» установлены нормативы потребления на коммунальные услуги (кроме коммунальной услуги по отоплению в связи с принятием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению» принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действующих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».
Утвержденные нормативы потребления на отопление в нормативном акте Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009» распространяли свои действия с 2009-2011 годы включительно.
На основании вышеизложенного, считают заявление С.Л.В., незаконным и необоснованным, поскольку решение Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009» и приложением № к решению Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Социальные нормы потребления жилищно- коммунальных услуг для населения», принято в соответствии федеральными нормативными актами.
Аналогичный письменный отзыв поступил от Д.В.В., и.о. главы администрации <адрес>.
Также от Д.В.В., и.о. главы администрации <адрес>, 15.04.2015г. поступило письменное ходатайство об отказе в удовлетворении заявления С.Л.В. о признании действий (бездействий) органов местного самоуправления незаконными, в связи с пропуском срока обращения в суд. Указывает о том, что о действующих нормативах ей было известно, что подтверждается решениями мирового судьи по Ромненскому районному судебному участку, Ромненского районного суда.
В судебном заседании заявитель С.Л.В. и её представитель Ю.О.Н. на своих требованиях настаивают.
Представитель истца Ю.О.Н. суду пояснила, что С.Л.В., считает, что норматив, принятый в декабре 2008 года, был рассчитал не в соответствии с Постановлением Правительства № 306, и в связи с этим, она считает норматив завышенным, полагает, что она переплачивает, она просит признать это действие сельского совета, выразившееся в принятии этого норматива, который действует и по нынешнее время, незаконным. С.Л.В. считает, что сельский совет должен был пересчитать норматив в соответствии с 306-м постановлением, поэтому она говорит еще и о бездействии сельсовета, которое выразилось в том, что сельский совет не пересчитал норматив. В отзыве сельского совета и администрации <адрес> говорится о том, что норматив как бы и посчитан в соответствии с Постановлением №306, однако, там указывается формула, по которой он посчитан, но Постановление № предусматривает несколько формул. Основная формула, в которую ставятся показания, они рассчитываются дальше, а расчета нет, администрацией сельсовета или района документы не были предоставлены. Ими приложено письмо, что прокурором было принято решение, что норматив был рассчитан действительно не в соответствии с 306-м Постановлением и был выражен протест, что норматив незаконный. В отзыве указывают, что протест частично отозван, но документов, подтверждающих этот факт, не имеется. Они настаивают на своих требованиях и просят признать действия незаконными, выразившиеся в том, что норматив был принят незаконно. И бездействия, выразившиеся в том, что не пересчитаны эти нормативы в соответствии с 306-м, признать незаконными.
Представитель заинтересованного лица Л.И.И. суду пояснила, что иск адресован к муниципальному образованию Ромненский сельсовет. Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления и Российской Федерации», который определяет понятие и определение муниципального образования, это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. И далее также дается определение сельского поселения, это один или несколько населенных пунктов, поселков, сел, станиц деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно населением либо через выборные или иные органы местного самоуправления, т.е. само муниципальное образование, это сама территория, которая состоит из двух сёл: Ромны и Калиновка и на которой осуществляется местное самоуправление. Действия, бездействия муниципальное образование не может осуществить. 131 Закон определяет органы, которые осуществляют власть. И данный Закон и Конституция РФ определяет деление органов власти. Та трактовка, которая определена в заявлении, некорректна. Поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как в данном случае указан ненадлежащий ответчик.
Представитель заинтересованного лица С.О.А. суду пояснила, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в т.ч. холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и требования к их формированию. Норматив потребления коммунальных услуг - месячный объём потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме и жилом доме при отсутствии приборов учета. Сюда также входят: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, это показатели, влияющие на объем потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного или жилого дома). Во исполнение статьи 157 ЖК РФ, с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» решением Ромненского сельсовета № от 04.12.2008г. «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год» и приложением № к решению Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Социальные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» были установлены нормативы потребления на тепловую энергию «отопление» в <адрес> для многоквартирных домов. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в которые входят: объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. При выборе единицы измерения используются следующие показатели: в отношении отопления –Гкал на 1 кв.метр общей площади жилых помещений. Если смотреть единицу измерения – кв.метр, она выдержана, социальные параметры, тоже выдержаны. Сам спор идет об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по формуле № п.13, она включает в себя количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета, и общую площадь жилых помещений. Формула № рассчитывает количество тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, т.е. это числитель этой формулы, он включает в себя несколько показателей, в т.ч. часовую тепловую нагрузку. Но п.15 говорит, что часовая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которую входят нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома и общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома. На сегодня, проектных домов нет. Обращает внимание, что здесь идет таблица № и идут формулы, расчеты берутся от этажности домов. При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы, установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод. Метод аналогов применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Экспертный метод применяется, если результаты измерений объема потребления коммунальных услуг коллективными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов. Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами. В связи с тем, что приборы учета (общедомовые) на жилом фонде <адрес> не установлены, применен расчетный метод определения нормативов потребления на отопление, согласно формуле № Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услу,г утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 306. Согласно п.п. 10,11 Правил, нормативы потребления установлены едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. К конструктивным и техническим параметрам многоквартирных домов относятся показатели, влияющие на объем потребления коммунальных услуг и они здесь учтены, они дифференцированы. На сегодня у них имеется письмо по запросу суда, так как исковая давность прошла и документы хранятся в архиве области. Они запросили, им дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика С.Л.Н. суду пояснила, что не согласна с доводами стороны заявителя, что не правильно рассчитан норматив, так как те документы, которые принимаются Ромненским сельсоветом народных депутатов, они опубликовываются, проверяются прокурором и вышестоящими органами. Эти нормативы действуют, никаких претензий или нареканий по данным нормативам не было. Считает, что в данном заявлении необходимо отказать, так как требования истца некомпетентны.
Выслушав участников, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее по тексту - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу п. 2 Правил N 306 нормативом потребления коммунальных услуг является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Пунктом 3 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за N 307 были утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту - Правила N 307), которыми в том числе был установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п. 1 Правил, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
При этом п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 Правила N 307 были признаны утратившими силу, за исключением пунктов 15 - 28, а также пунктов 1 – 4 приложения N 2 к указанным Правилам - в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в т.ч. при отсутствии приборов учета, которые утрачивают силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом следующей особенности: органам государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № до ДД.ММ.ГГГГ оставлены действующими пункты 15 – 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан» (в части, касающейся порядка расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению), и пункты 1 – 4 приложения № к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О расчетах размера платы за коммунальные услуги по отоплению» принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 постановления).
В судебном заседании установлено, что С.Л.В. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, пер.Флотский, <адрес>, в двухквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учёта тепловой энергии, оплата данной коммунальной услуги осуществляется по нормативу потребления.
Стоимость тарифов граждан за отопление по жилому фонду Ромненского сельсовета рассчитано согласно нормативам,принятым решением Ромненского сельского Совета народных депутатов от 05. 12.2008 г. № «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год» и опубликованном в газете «Знамя победы» № от 13.12.2008г. и распространяли действие с 2009 г. по 2011г. включительно. С 2012 года действуют нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ранее рассчитанные и утверждённые органами местного самоуправления в соответствии с Правилами №306.
Судом также установлено, что Решение № от 28.11.2014г. «Об утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги по Ромненскому сельсовету на территории <адрес> на 2015 год» отменено 16.01.2015г., что подтверждается протоколом сессии Ромненского сельского Совета народных депутатов № и не оспаривается заявителем.
В судебном заседании также установлено, что решением Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009» и приложением № к решению Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Социальные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» были установлены нормативы потребления на тепловую энергию «отопление» в <адрес> для многоквартирных домов (многоэтажных) 0,028422 Гкал/кв.м. и для 1,2-х квартирных (одноэтажных) 0,037305 Гкал/кв.м. Утвержденные нормативы на тепловую энергию действующие в 2008 году по инициативе ресурсоснабжающей организации МУП «Телоэнергосервис» на 2009 год были пересмотрены в связи с проведенной инвентаризацией объемов и площадей, отапливаемых помещений в жилом фонде <адрес> (п. 8 Правил).
Во исполнение п.п. 10 и 11 Правил нормативы потребления установлены едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. К конструктивным и техническим параметрам многоквартирных домов относятся показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных услуг (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома (объем по наружному обмеру). При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. При формировании норматива на тепловую энергию в расчете применена удельная отопительная характеристика здания объемами по наружному обмеру дифференцируемо т.е.: до 700куб.м. - одно и двухквартирные дома, от 1675 до 7035 куб.м. многоэтажные дома.
Согласно п. 6 Правил в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации» степень благоустройства по многоквартирному дому по адресу <адрес> - жилое здание с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателем на твердом топливе. Данный дом состоит из 2-х квартир блокированной застройки, одноэтажный, состоящий из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке. Норматив отопления для данного жилого помещения установлен -0,037305 Гкал.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд не усматривает действий (бездействия) со стороны органа местного самоуправления муниципального образования Ромненский сельский совет, незаконность которого требовалось бы признать в судебном порядке.
Довод представителя заинтересованного лица и представителя ответчика о ненадлежащем ответчике суд признаёт обоснованным на основании следующего.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 17 п. 1 п.п. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Из письма начальника Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 27.04.2015г. № следует, что в соответствии с постановлением <адрес> от 11.09.2012г. № «О расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению» при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указанный порядок принят на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012г. № «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению указанного выше порядка, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее 01.07.2016. До установления новых нормативов по отоплению применению подлежат действующие на ДД.ММ.ГГГГг. нормативы, утверждённые органами местного самоуправления.
Из постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 10.03.2015) «Об утверждении Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской Области» следует, что Управление государственного регулирования цен и тарифов <адрес> (далее - управление) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
Согласно п. 3.16. вышеуказанного постановления Управление устанавливает тарифы на: тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельными (минимального и (или) максимального) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что муниципальное образование Ромненский сельсовет является ненадлежащим ответчиком по делу.
Довод представителя заинтересованного лица и представителя ответчика о пропуске срока обращения в суд заявителем, суд признаёт обоснованным на основании следующего.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд признаёт пропущенным срок обращения в суд С.Л.В. с заявлением, так как о нарушении своего права ей было известно с 2009 года, доказательств, в подтверждение уважительности причин пропуска срока обращения, суду она не представила. Письмо прокурора <адрес> от 30.12.2014г. не может быть признано уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд с данным заявлением.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявления С.Л.В.к Муниципальному образованию Ромненский сельсовет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления С.Л.В. к Муниципальному образованию Ромненский сельсовет о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления Ромненского сельсовета, в том числе издание не соответствующего закону акта муниципального образования – решение Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год», признать незаконными бездействие в результате принятия нормативов потребления коммунальных услуг на отопление жилого фонда, установленные с нарушением законодательства, с момента принятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Б. Ходкевич
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.