Дело № 2 – 698\ 13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.02.2013г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом города Саратова на постановление судебного пристава - исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд и просит признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области Новиковой С.А. от 05.02.2013 г. о наложении на комитет по управлению имуществом города Саратова административного штрафа в размере 30000 руб. По тем основаниям, что 05.02.2013 г. заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области Новиковой С.А. (далее Судебный пристав) вынесено постановление о наложении штрафа в размере 30 000 руб. на комитет по управлению имуществом города Саратова (далее Комитет) по делу об административном правонарушении № 6 в рамках исполнительного производства № № от 20.08.2012 г. об обязании Комитета выдать Рыжову Владимиру Александровичу свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (далее Подпрограмма) на основании решения Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29.03.2012 г. по делу № 2-549/12. Считает, что указанное постановление является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, так как при его вынесении Судебным приставом были нарушены требования, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве»), а также нарушены нормы, установленные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если было установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых устанавливается административная ответственность. Полагает, что исходя из смысла вышеуказанной нормы права, для применения меры ответственности необходимо доказать наличие вины должника в неисполнении решения суда. Вина должника или его виновные действия - это совершение им противоправного деяния, умышленно либо по неосторожности. Указывает, что Комитет неоднократно сообщал Судебному приставу о невозможности исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе ввиду следующих обстоятельств. В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, принятых к Подпрограмме, выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников Подпрограммы осуществляется органом местного управления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семепй - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование Подпрограммы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья» изготовление бланков свидетельств и их выдачу органам местного самоуправления обеспечивает Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области. В соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.3 постановления администрации МО «Город Саратов» от 25.05.2011 г. № 1042 Комитет получает от органа исполнительной власти субъекта РФ (Министерства строительства и ЖКХ) бланки свидетельств и в течение двух месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта РФ, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям-претендентам на получение социальных выплат. На этих основаниях 31.08.2012 г. (исх.№ 08-14/10258) Комитет обратился в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с запросом о передаче Комитету бланка свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения для последующего его предоставления семье Рыжовых во исполнение решения Фрунзенского районного суда Саратовской области от 29.03.2012 г. по делу №2-549/12. Письмом от 05.10.2012г. № 10747 Комитету отказано. Указывает, что отказ министерства делает невозможным исполнение Комитетом вышеуказанного судебного акта. В связи с этим Комитет обратился во Фрунзенский районный суд города Саратова с заявлением о разъяснении решения от 29.03.2012 по делу 2-549/12, а также в Арбитражный суд Саратовской области с иском о признании бездействия министерства строительства и ЖКХ незаконным и обязании выдать Комитету бланк свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Копии указанных заявлений, а также письменные объяснения Комитета о невозможности исполнения решения суда приобщены Судебным приставом к материалам исполнительного производства № 19178/12/45/64 от 20.08.2012 г. Полагает, что в связи с изложенным доводы Судебного пристава о том, что представленные Комитетом документы свидетельствуют о формальном подходе к вопросу исполнения решения суда являются надуманными. Законодатель относит такую санкцию, как наложение административного штрафа на должника, к исключительным мерам воздействия, которая применима в исключительных случаях, и только тогда, когда должник злостно уклоняется от исполнения решения суда. Обстоятельствами, на основании которых можно расценить действия должника как его злостное уклонение от исполнения решения суда, являются: полная инертность должника, его полное бездействие (оставление без рассмотрения требования судебного пристава-исполнителя, неявка в указанное место по извещению судебного пристава- исполнителя ), либо прямое противодействие, направленное воспрепятствование к исполнению решения суда (ликвидация юридического лица во избежание возложенной на юридическое лицо решением суда обязанности и т.п.). Между тем, судебный акт не исполнен при наличии обстоятельств непреодолимой силы, ввиду отсутствия объекта долга - бланка свидетельства, поэтому выводы заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области Новиковой С.А. о том, что действия Комитета направлены на уклонение от исполнения решения суда и о наличии вины в форме прямого умысла, являются необоснованными и неправомерными. Таким образом, полагает, что, совокупность условий, необходимых для привлечения должника к административной ответственности на основании ст. 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Кроме того, в обжалуемом постановлении в качестве одного из правовых оснований его вынесения указана ст.115 ФЗ «Об исполнительном производстве», однако данная статья утратила силу в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 г. № 225-ФЗ.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом города Саратова по доверенности Дмитриева М.Ю. требования, изложенные в заявлении поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представители заинтересованных лиц Фрунзенского РОСП г.Саратова УФССП России по Саратовской области - Новикова С.А., УФССП России по Саратовской области Омшина А.Д. считают, что заявление удовлетворению не подлежит.
Заинтересованные лица Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области и Рыжов В.А. в судебное заседание не явились не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений об отложении слушания дела не представили.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона РФ от 2 октября 1997 года № 129-ФЗ (с изменениями) «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом- исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказав отводе. Лицом не извещенным о времени и месте совершения действий жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действий (бездействий).
Согласно ст. 5 указанного Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случаях невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Санкции за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя и связанная с этим ответственность за неисполнение судебного акта введены целым рядом федеральных законов. При этом ответственность предусмотрена нормами исполнительного, административного и уголовного законодательства.
Статья 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регламентирует общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а именно в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, то судебный пристав - исполнитель применят к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15.КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 00 руб. до 50 000 руб.
Нормы данной статьи КоАП РФ предусматривают ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом -исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин каждый раз привлекать к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст. 113 ФЗ « Об исполнительном производстве» неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
Как установлено судом 29.03.2012 г. Фрунзенским районным судом г.Саратова по делу по исковому заявлению Рыжова В.А., Рыжовой С.С. к Комитету по управлению имуществом города Саратова об обязании включить в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы вынесено решение, которым Комитет по управлению имуществом г.Саратова обязан выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда 10.07.2012 г. решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29.03.2013 г. в указанной части оставлено без изменения.
11.07.2012 г. Фрунзенским районным судом г.Саратова Рыжову В.А. выдан исполнительный лист №.
20.08.2012 г. Рыжов В.А. обратился во Фрунзенский РОСП г.Саратова с заявлением о принятии к исполнению указанного исполнительного листа.
20.08.2012г. судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г.Саратова на основании исполнительного документа ВС № 047346434, выданного по делу № 2- 549/12 от 29.03.2012г. Фрунзенским районным судом г. Саратова, в соответствии с которым необходимо обязать Комитет по управлению имуществом г. Саратова выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения Рыжову Владимиру Александровичу, 14.06.1976 г.р. в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» было возбуждено исполнительное производство № №
Требования указанного исполнительного документа к должнику, обязывают должника (Комитет по управлению имуществом г. Саратова) совершить определенные действия, а именно предоставить Рыжову Владимиру Александровичу выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Исполнение исполнительных документов данной категории дел, регулируется ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику был установлен срок для добровольного исполнения 5 дней, в соответствии с ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Кроме того, должник был предупрежден, что в соответствии со ст. 113 ФЗ « Об исполнительном производстве» за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, виновные, лица могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В связи с тем, что должником в установленный срок для добровольного исполнения законные требования судебного пристава-исполнителя исполнены не были, судебным приставом-исполнителем 10.10.2012 г. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
05.02.2013 г. заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области Новиковой С.А. вынесено постановление о наложении штрафа в размере 30 000 руб. на комитет по управлению имуществом города Саратова по делу об административном правонарушении № 6 в рамках исполнительного производства № № от 20.08.2012 г. об обязании Комитета выдать Рыжову Владимиру Александровичу свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 на основании решения Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29.03.2012 г. по делу № 2-549/12.
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем должнику вручались требования об исполнении судебного решения (от 18.10.2012г., от 06.12.2012г.;) а именно о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В связи с тем, что должником требования судебного пристава-исполнителя исполнены не были, последним в отношении Комитета была применена ответственность, предусмотренная нормами исполнительного и административного законодательства, а именно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.10.2012г., постановление о наложении штрафа от 05.02.2013г.
На момент вынесения решения суду не представлены доказательства исполнения судебного решения.
К доводам заявителя о невозможности исполнения им решения суда в связи с отсутствием бланка свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения суд относится критически, поскольку факт отсутствия соответствующих бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты не снимает с должника обязанности по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Сведения, которые заявитель представляет суду, носят лишь информационный характер и не свидетельствуют о реально совершаемых действиях, направленных на исполнение судебного решения в пользу Рыжова В.А.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления комитета по управлению имуществом г.Саратова следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления комитета по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области Новиковой С.А. от 05.02.2012г. о наложении на комитет по управлению имуществом города Саратова административного штрафа в размере 30000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Дубовицкий