Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1433/2017 ~ М-484/2017 от 03.02.2017

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

13 апреля 2017 года

Ногинский городской суд М. <адрес> в составе:

председательствующего судьи:        Чекаловой Н.В.,

с участием прокурора:                Липатенкова А.В.,

при секретаре: Баньщиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> действующего в интересах инвалида 3 группы Коваленкина Е. Е.ча к <данные изъяты> и Министерству З. М. <адрес> о признании незаконным бездействия и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,

УСТАНОВИЛ:

    <данные изъяты>, действующий в интересах инвалида 3 группы Коваленкина Е. Е.ча обратился в суд с иском к <данные изъяты> и Министерству З. М. <адрес> о признании незаконным бездействия и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что <данные изъяты> проведена проверка по заявлению инвалида 3 группы Коваленкина Е.Е. о ненадлежащем обеспечении льготными лекарственными препаратами, которые приобретались им за счет собственных денежных средств.

В ходе проверки установлено следующее.

Коваленкин Е. Е.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Наблюдается у врачей-специалистов поликлиники <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты> с диагнозом: рассеянный склероз, ремиритующее течение.

По результатам медицинского осмотра и медицинским показаниям Коваленкин Е.Е. включен в число лиц, имеющих право на льготное и бесплатное обеспечение лекарственными средствами, что подтверждается направлением от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно заключению главного невролога Минздрава М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непереносимостью инъекционных препаратов Коваленкину Е.Е. назначен препарат <данные изъяты>. ежедневно в течение <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Согласно выписке из истории болезни <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Коваленкину Е.Е. также рекомендован лекарственный препарат <данные изъяты>

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии поликлиники <данные изъяты> ОТ ДД.ММ.ГГГГ назначение Коваленкину Е.Е. лекарственного препарата <данные изъяты> обосновано по медицинским показаниям, а потому направляется заявка на его закупку в Министерство З. М. <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Коваленкину Е.Е. лечащим врачом <данные изъяты> выписываются бесплатные рецепты на вышеуказанный лекарственный препарат.

Вместе с тем, ежемесячные плановые заявки на лекарственный препарат <данные изъяты> <данные изъяты> не формируются.

Следовательно, в аптечные организации жизненно важный для Коваленкина Е.Е. льготный лекарственный препарат не поступал, и последний вынужден был самостоятельно нести расходы на его приобретение.

ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> истцом приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о лекарственном обеспечении в адрес руководителя <данные изъяты> внесено представление.

Таким образом, обеспечение инвалида, проживающего в М. <адрес>, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, возложено на субъект Российской Федерации - М. <адрес>, в лице Министерства З. М. <адрес>, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения М. <адрес>, утвержденного приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , обязанность по закупке льготных лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки возложена на Министерство З. М. <адрес>.

Согласно п. 7.1 раздела 7 указанного Регламента на Министерство З. М. <адрес> возложены функции по определению ассортимента и необходимой потребности в лекарственных препаратах; организации размещения заказа и проведения конкурса на оказание услуг по хранению и доставке в аптечные организации лекарственных препаратов для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета М. <адрес>; организации размещения заказа и проведение конкурса на оказание услуг по отпуску (выдаче) лекарственных препаратов для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета М. <адрес>; организации размещения заказов и проведению открытых аукционов в электронной форме на поставку лекарственных препаратов в рамках льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджетов на основании фактической потребности; заключение Государственных контрактов и договоров с фармацевтической организацией-поставщиком лекарственных препаратов на поставку лекарственных препаратов и др.

На основании п. 7.2 раздела 7 Регламента органы управления З. муниципальных образований осуществляют подготовку данных по своей территории для передачи в Министерство З. М. <адрес>, в том числе территориальные заявки на необходимые лекарственные препараты в сроки и форме, установленные Регламентом.

В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Регламента ежемесячная плановая заявка на поставку лекарственных препаратов в аптечные организации муниципального образования формируется органом управления З. исходя из ассортимента лекарственных препаратов, утвержденного Министерством З. М. <адрес>.

По результатам рассмотрения обращения Коваленкина Е.Е. установлено, что последний является инвали<адрес> группы, включен в список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и нуждающихся в льготных лекарственных препаратах.

В ДД.ММ.ГГГГ году Коваленкин Е.Е. не был обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты> по причине не указания <данные изъяты> данного препарата в ежемесячных плановых заявках.

Соответственно в аптечные организации необходимый Коваленкину Е.Е. лекарственный препарат не поступал, и Коваленкин Е.Е. приобрел его за счет личных денежных средств на общую сумму <данные изъяты>

Таким образом, просили суд признать незаконным бездействие <данные изъяты> выразившееся в неисполнении обязанности по заказу лекарственного препарата - <данные изъяты> в ежемесячных плановых заявках за ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Министерства З. М. <адрес> в пользу Коваленкина Е. Е.ча в счет стоимости расходов на приобретение лекарственного препарата - <данные изъяты> сумму в размере <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Липатенков А.В. исковые требования поддержал полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> - Авраменко А.В., действующая по доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, представила письменные возражения относительно заявленных требований в которых ссылалась на то, что истец в обоснование своих доводов о незаконном бездействии <данные изъяты> ссылается на невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 7.2 раздела 7 Регламента информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения М. <адрес>, утвержденного приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент), по внесению льготного лекарственного препарата в ежемесячную плановую заявку на льготные лекарственные препараты.

Однако данная обязанность предусмотрена для органов управления З..

Разделом 4 Регламента определено, что органами управления З. муниципальных образований М. <адрес> являются органы муниципальной власти, обеспечивающие в пределах своей компетенции на территории муниципального образования реализацию государственной политики в сфере З., в том числе, обеспечение населения первичной медико-санитарной, скорой и неотложной медицинской, медико-социальной, реабилитационной помощью, осуществляющие выполнение областных программ оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения, федеральных и областных целевых программ.

Однако <данные изъяты> не является органом управления З., поскольку функции органа управления З. на больницу не возложены.

В своей деятельности больница руководствуется Уставом, утвержденным приказом Минздрава М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . В пункте 1.4 Устава указано, что функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство З. М. <адрес>. Данный орган и является по отношению к <данные изъяты> органом управления З..

Кроме того, согласно разделу 4 Регламента <данные изъяты> относится к лечебно-профилактическому учреждению, т.к. является юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность на основании государственной лицензии, врачи (фельдшеры) которого имеют право на выписку гражданам льготных рецептов на получение лекарственных препаратов при амбулаторном лечении.

Перечень функций возложенных на лечебно-профилактическое учреждение установлен разделом 7.3 Регламента. В соответствии с данным разделом доводы, содержащиеся в исковом заявлении о невыполнении <данные изъяты> обязанности по внесению лекарственного препарата в ежемесячную плановую заявку являются необоснованными, т.к. функция по подаче ежемесячных заявок на лекарственные средства на лечебно-профилактическое учреждение не возлагается.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» жителям М. <адрес> льготные лекарственные препараты предоставляются в соответствии с Перечнем льготных лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года -А.

Лекарственный препарат <данные изъяты>» не предусмотрен данным Перечнем.

Вместе с тем, учитывая наличие у истца имеющегося заболевания (рассеянный склероз), протоколом врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, по рекомендациям главного невролога Министерства З. М. <адрес> С.В. Котова (заключение ГБУЗ МО «МОНИКИ» от ДД.ММ.ГГГГ) Истцу был бесплатно назначен лекарственный препарат <данные изъяты> В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ передал в территориальное подразделение Министерства З. М. <адрес> сведения о потребности Коваленкина Е. Е. по медицинским показаниям в лекарственном препарате <данные изъяты> для осуществления индивидуальной закупки данного препарата (на 12 месяцев- 13 упаковок).

Следовательно, ответчиком была надлежащим образом выполнена обязанность, предусмотренная разделом 7.3 Регламента.

Статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

- осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

- организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

На территории М. <адрес> данным органом является Министерство З. М. <адрес>. Так, в соответствии с пунктом 12.10 Положения о Министерстве З. М. <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям Министерства относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством М. <адрес>.

На основании пункта 4 части 2 статьи 73 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Министерства З. Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» к обязанностям медицинских работников медицинской организации относится только назначение лекарственных препаратов и выписывание их на рецептурных бланках.

Следовательно, к обязанностям <данные изъяты> относится только выписка рецептов на льготные лекарственные препараты по медицинским показаниям. Обязанность по льготному лекарственному обеспечению возложена на Министерство З. М. <адрес>.

Кроме того, к исковому заявлению истец прилагает копии выписанных <данные изъяты> рецептов на льготные лекарственные препараты, что свидетельствует о надлежащем исполнении <данные изъяты> своих обязательств.

Также представили дополнительные возражения, в которых ссылались на то, что в иске имеется ссылка на нарушение требований пунктов 7.1, 7.2 Регламента информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения М. <адрес>, утвержденного приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в части не формирования ежемесячной плановой заявки на поставку препарата <данные изъяты>

Однако Регламент, утвержденный приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , является устаревшим.

В настоящее время на территории М. <адрес> применению подлежит обновленный Регламент взаимодействия участников системы льготного лекарственного обеспечения, утвержденный приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент) (копия прилагается), требования которого <данные изъяты> в своей деятельности соблюдает.

В соответствии с обновленным Регламентом ежемесячные заявки (плановые, дополнительные, внеплановые срочные) подаются в Министерство З. М. <адрес> Управлением координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций (далее - Управление) (подпункты 2.5, 2.10, 2.11 пункта 2 Регламента). На медицинскую организацию согласно подпункту 3.2 пункта 3 Регламента возложена функция по формированию и направлению в Управление сведений об общей потребности в лекарственных препаратах. Потребность в лекарственных препаратах передается ГБУЗ МО «НЦРБ» в Управление ежегодно или по мере необходимости. Потребность пациента Коваленкина Е. Е. в лекарственном препарате «Терифлуномид» была передана в Управление письмом от ДД.ММ.ГГГГ (на 12 месяцев - 13 упаковок) (копия Потребности имеется в материалах дела).

Передача ответчиком Потребности пациента Коваленкина Е.Е. в лекарственном препарате <данные изъяты> в Управление подтверждается, имеющимся в материалах дела письмом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, <данные изъяты> выполнило требования, закрепленные в пункте 3.2 Регламента.

Представитель ответчика Министерства З. М. <адрес> в суд не явился, о явке в суд извещены, представили в материалы дела заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и письменный отзыв относительно заявленных требований в которых ссылались на то, что Коваленкин Е.Е. относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями) полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство осуществляет закупки лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН) в соответствии с действующим законодательством.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.

Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществлялась Министерством в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки.

Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства З. М. <адрес> в 2016 году ежемесячно формируют и предоставляют плановую заявку на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе с Перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях.

Поставки лекарственных препаратов в фармацевтические организации осуществляются в соответствии с заявками управлений координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства З. М. <адрес> в пределах выделенных объемов финансирования и количества препаратов, закупленных по государственным контрактам.

Министерство осуществляет закупки лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (далее - МНН) на основании Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с конкретным торговым наименованием закупки лекарственных препаратов производятся только в отдельных случаях и только при наличии индивидуальной непереносимости пациента подтвержденной решением медицинской комиссии.

МНН лекарственного препарата «Абаджио» (торговое наименование) - «Т ерифлунамид».

Данный лекарственный препарат не входят в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р и закупается только в отдельных случаях и только при наличии индивидуальной непереносимости пациента подтвержденной решением медицинской комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов (Федеральный закон - ФЗ).

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" основанием предоставления необходимых лекарственных препаратов является оформленный в установленном порядке лечащим врачом рецепт.

Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Министерства З. РФ от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Определение курса лечения и оформление, при необходимости, рецептов на лекарственные препараты относится исключительно к компетенции лечащего врача.

Согласно данным Единой региональной информационной системы М. <адрес> (далее - ЕРИС), в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты, Коваленкин Е.Е. в ДД.ММ.ГГГГ был своевременно обеспечен по всем оформленным в установленном порядке ему рецептам, в том числе лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 2 упаковок в соответствии с оформленными рецептами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (прилагаются).

Таким образом самостоятельное приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ не обоснованно, когда Коваленкин Е.Е. уже был обеспечен 2 упаковками указанного лекарственного препарата ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с оформленными рецептами лечащего врача.

В соответствии со статьей 401 ГК РФ необходимым условием гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства является вина. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В исковом заявлении не указано в чем конкретно выразилась вина Министерства, какими действиями (бездействиями) нарушены права и законные интересы истца, в чем выразились эти нарушения.

В исковом заявлении факты, не находят своего подтверждения. Изложенные в исковом заявлении доводы истца не конкретизированы и не подтверждены, что противоречит ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

Таким образом, Коваленкин Е.Е. обеспечен по всем оформленным в соответствующем порядке рецептам лечащего врача в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> доказательств ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами Ногинским городским прокурором суду не предоставлено. Самостоятельное приобретение Коваленкиным Е.Е. лекарственного препарата <данные изъяты>» без назначения лечащего врача и оформленных в утвержденном порядке рецептов никаким образом не влечет за собой обязанность Министерства по обеспечению Коваленкина Е.Е. указанным лекарственным препаратом.

Считают, что Министерством приняты все зависящие от него меры для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения Коваленкина Е.Е. лекарственными препаратами в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем, просили суд в удовлетворении иска отказать.

    Выслушав объяснения стороны истца, принимая во внимание возражения стороны ответчиков, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях З. оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов З., защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно ч.1 ст. 4.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи", к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

(п. 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ)

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно положений ч.8 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды.

Согласно положений ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи", в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

    В силу положений ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи", учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

2. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

5. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере З..

Согласно ст. 6.4. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи", в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

3. Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения указанного Федерального регистра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ФЗ)

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с частью 3 настоящей статьи, передают персональные данные, необходимые для ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в орган, уполномоченный осуществлять ведение указанного Федерального регистра.

Таким образом, обеспечение инвалида, проживающего в М. <адрес>, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации – М. <адрес>, в лице компетентного исполнительного органа - Министерства З. М. <адрес>, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Судом установлено, что истец Коваленкин Е. Е.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ года является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена впервые, на срок до ДД.ММ.ГГГГ года, дата очередного освидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается копией справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты>).

Коваленкин Е.Е. наблюдается у врачей-специалистов поликлиники <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты> с диагнозом: рассеянный склероз, ремиритующее течение.

На основании приказа министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения базы данных (регистра) больных (в том числе рассеянным склерозом), имеющих место жительство в М. <адрес>, на Коваленкина Е.Е. после его консультации у врача-невролога ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года были поданы документы на включение его в реестр граждан, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача.

По результатам медицинского осмотра и медицинским показаниям Коваленкин Е.Е. включен в число лиц, имеющих право на льготное и бесплатное обеспечение лекарственными средствами, что подтверждается направлением от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

Согласно заключению главного невролога Минздрава М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непереносимостью инъекционных препаратов Коваленкину Е.Е. назначен препарат <данные изъяты>)» 14 мг. ежедневно в течение <данные изъяты> <данные изъяты>) (<данные изъяты>).

Согласно выписке из истории болезни <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Коваленкину Е.Е. также рекомендован лекарственный препарат <данные изъяты>

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии поликлиники <данные изъяты>» ОТ ДД.ММ.ГГГГ назначение Коваленкину Е.Е. лекарственного препарата «<данные изъяты>)» обосновано по медицинским показаниям, а потому направляется заявка на его закупку в Министерство З. М. <адрес> (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Коваленкину Е.Е. лечащим врачом <данные изъяты>» были выписаны бесплатные рецепты на вышеуказанный лекарственный препарат (<данные изъяты>).

Во исполнение своих обязанностей, на основании протокола врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, по рекомендациям главного невролога Министерства З. М. <адрес> С.В. Котова (заключение <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» письмом от ДД.ММ.ГГГГ передал в территориальное подразделение Министерства З. М. <адрес> сведения о потребности Коваленкина Е. Е. по медицинским показаниям в лекарственном <данные изъяты>» для осуществления индивидуальной закупки данного препарата (на 12 месяцев- 13 упаковок) (<данные изъяты>

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика <данные изъяты>», возложенная на него законом обязанность была исполнена надлежащим образом.

Также судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что в аптечные организации жизненно важный для Коваленкина Е.Е. льготный лекарственный препарат не поступал, и последний вынужден был самостоятельно нести расходы на его приобретение.

ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> истцом приобретен лекарственный <данные изъяты>» на сумму <данные изъяты>, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения М. <адрес>, утвержденного Приказом Министерства З. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на <данные изъяты> возложена обязанность: ежемесячно формировать на портале ЕРИС заявки (плановые и дополнительные) на лекарственные препараты и медицинские изделия в разрезе фармацевтических организаций, расположенных на территории муниципальных образований (п.2.5); на основании представленных фармацевтическими организациями данных о рецептах, принятых на отсроченное обслуживание, формировать и направлять в Управление организации лекарственной помощи Министерства внеплановые срочные заявки на бумажном носителе по форме (п.2.10); несут ответственность за составление заявок на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения отдельных категорий граждан; формировать на основании проводимого анализа сложившейся выписки рецептов муниципального образования и отпуска лекарственных препаратов по отдельным нозологиям потребность в лекарственных препаратах и медицинских изделиях для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципальных образований, с направлением ее в Управления (п.3.2.).

На Министерство З. возложена обязанность по закупке льготных лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки возложена на Министерство З. М. <адрес>.

Таким образом, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.

Учитывая выше изложенные обстоятельства и принимая во внимание тот факт, что на момент обращения истца в аптечные учреждения – ДД.ММ.ГГГГ года лекарственный препарат <данные изъяты> необходимый ему по жизненно важным показателям для прохождения полного курса лечения, поставлен, и как следствие не был выдан, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ года истец был вынужден приобрести лекарство на курс лечения за собственные денежные средства, потратив на его приобретение <данные изъяты>., суд приходит к выводу, что ответчиком – Министерством З. М. <адрес>, в обязанности которого входит обеспечение граждан бесплатными препаратами, по состоянию на <данные изъяты> года права истца Коваленкина Е.Е., как инвалида, имеющего право на бесплатное получение лекарств, были существенно нарушены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что понесенные ранее Коваленкиным Е.Е. расходы на приобретение лекарства в размере <данные изъяты> подлежат возмещению с ответчика - Министерства З. М. <адрес>.

На основании изложенного, суд в удовлетворении иска прокурора, действующего в интересах Коваленкина Е.Е. о взыскании денежных средств с ответчика <данные изъяты>» суд отказывает, поскольку как было установлено в ходе рассмотрения дела, данным ответчиком истец незамедлительно после прохождения комиссии был включен в список лиц, нуждающихся в бесплатном лекарственном обеспечении и на него направлена заявка о необходимости поставки истцу препарата «терифлуномид».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск <данные изъяты> действующего в интересах инвалида <данные изъяты> Коваленкина Е. Е.ча к Министерству З. М. <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, удовлетворить.

Взыскать с Министерства З. М. <адрес> в пользу Коваленкина Е. Е.ча в счет стоимости расходов, на приобретение лекарственных средств – препарата <данные изъяты>») сумму в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>).

В удовлетворении иска <данные изъяты> действующего в интересах инвалида <данные изъяты> Коваленкина Е. Е.ча к <данные изъяты> о признании незаконным бездействий по неисполнению обязанности по заказу лекарственного препарата, отказать.

Решение суда может обжаловано сторонами в апелляционном порядке в М. областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья:

2-1433/2017 ~ М-484/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ногинский городской прокурор в инт.Коваленкина Евгения Евгеньевича
Ответчики
Министерство здравоохранения МО
ГБУЗ МО "НЦРБ"
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Чекалова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
noginsk--mo.sudrf.ru
03.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2017Передача материалов судье
08.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017Судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
01.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2017Дело оформлено
25.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее