Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2015 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе:
председательствующего судьи Петровой С.Д.,
с участием помощника прокурора Ирбейского района – Науджуса Д.С.,
ответчика ООО «Сибирский ресурс» в лице его <данные изъяты> - Кибуса Игоря Павловича,
при секретаре – Семиряжко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сибирский ресурс» об обязании разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источника загрязнения атмосферного воздуха, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период времени, начиная со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, и произвести оплату, согласно произведенных расчетов,
У С Т А Н О В И Л:
В Ирбейский районный суд обратился с иском прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сибирский ресурс» об обязании разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источника загрязнения атмосферного воздуха, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период времени, начиная со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, и произвести оплату, согласно произведенных расчетов. С учетом уточнений требования свои мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности ООО «Сибирский ресурс» по соблюдению требований законодательства об охране окружающей природной среды. В ходе выездной проверки ООО «Сибирский ресурс», осуществляющего деятельность по <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в период ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, и осмотра территории по указанному адресу установлено, что на территории расположено <данные изъяты> административное здание, <данные изъяты> хозяйственное здание и гараж. В хозяйственном здании находятся <данные изъяты> ленточные пилорамы. Отопление хозяйственного помещения и административного здания с гражданами осуществляется посредством <данные изъяты> печей водяного отопления (<данные изъяты> в хозяйственном и <данные изъяты> в административном здании), являющихся стационарным источником выброса загрязняющих веществ. Печи снабжены топкой с ручным забросом топлива. Топливом служат дрова. На момент проверки печи находились в рабочем состоянии. При сжигания топлива, осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух через дымовую трубу. Таким образом, видами негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Сибирский ресурс» являются: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных объектов. Согласно методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее <данные изъяты> тонн пара в час или менее <данные изъяты> Гкал в час, утвержденной председателем государственного комитета по охране окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ, от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота (оксид и диоксид), диоксид серы, оксид углевода, бенз(а)пирен, твердые частицы. В нарушение законодательства об охране окружающей природной среды ООО «Сибирский ресурс» использует стационарные источники загрязнения без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Деятельность ООО «Сибирский ресурс» по переработке древесины с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляется в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, проекта нормативов ПДВ для общества. Кроме того, ООО «Сибирский ресурс» в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и соответствующую плату. Просит суд обязать ООО «Сибирский ресурс» в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источника загрязнения атмосферного воздуха используемого ООО «Сибирский ресурс» по адресу: <адрес>, <адрес> произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период времени начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, и произвести оплату согласно произведенных расчетов в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора района Науджус Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик ООО «Сибирский ресурс» в лице его <данные изъяты> Кибуса И.П. исковые требования не признал. Суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Сибирский ресурс» осуществляет деятельность по <данные изъяты> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположено административное здание, а также хозяйственное здание (офис с гаражом и <данные изъяты> мастерская). Указанные земельный участок и столярный цех принадлежат на праве собственности физическому лицу Кибус И.П.. Столярный цех и административное здание под офис, частично используется ООО «Сибирский ресурс» на основании договора <данные изъяты>. Столярный цех иногда отапливается печным отоплением в зимний период времени. Фактически использование столярного цеха ООО «Сибирский ресурс» осуществляется в летний период времени, так как зимой занимаются заготовкой древесины. Административное здание существует с ДД.ММ.ГГГГ года, документов на него не имеется. Указанное здание также отапливается печным отоплением, в том числе и помещение, используемое по договору <данные изъяты> ООО «Сибирский ресурс». В частях помещений, используемых ООО «Сибирский ресурс» по договору <данные изъяты>, отопительных печей не имеется. Указанными печами пользуется собственник и <данные изъяты> Кибус И.П., а ООО «Сибирский ресурс» приобретает у физического лица Кибуса И.П. тепло.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования полагает подлежащими удовлетворению. Пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в субъектах РФ являются администраторами платы за негативное воздействие на окружающую среду. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сибирский ресурс» в Управление за оформлением разрешительных документов не обращалось, расчеты платы за негативное воздействие ответчиком не представлялись.
С учетом мнения сторон, суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по <адрес>.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Науджуса Д.С. и представителя ответчика ООО «Сибирский ресурс» Кибуса И.П., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей природной среды, которым должны руководствоваться юридические лица, оказывающие воздействие на окружающую среду, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружен и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферы воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление области охраны окружающей природной среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производствен» контроля за охраной атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охра окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливают территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного или передвижного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №1- предприятие «Основные сведения о деятельности организации» обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружаю: среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002г. № 284-О, определен ныне действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2001г. №463, ДД.ММ.ГГГГ № 192) (п.п.1-6).
В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена выездная проверка по исполнению ООО «Сибирский ресурс» законодательства об охране окружающей природной среды, по результатам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии № № и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский ресурс» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ООО «Сибирский ресурс» назначен Кибус И.П. и на него возложена ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Согласно Устава ООО «Сибирский ресурс», местом нахождения общества является <адрес>. Основным видом деятельности ООО «Сибирский ресурс» является <данные изъяты>, а дополнительными видами экономической деятельности: <данные изъяты>, а также другие виды экономической деятельности.
В судебном заседании также установлено, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, собственником земельного участка, категории земель: <данные изъяты>, с разрешенным использованием: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> кв.м. и собственником нежилого здания (столярного цеха) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, является Кибус И.П..
Кроме того, судом также установлено, что собственник земельного участка и зданий Кибус И.П. предоставляет ООО «Сибирский ресурс» в <данные изъяты> часть нежилого помещения (столярного цеха), общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. во временное пользование безвозмездно категории «<данные изъяты>», расположенные по адресу: <адрес>.
Установленное судом подтверждается копиями договоров <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, а также пояснениями представителя ответчика ООО «Сибирский ресурс» Кибус И.П. и не опровергнуто истцом в судебном заседании.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать …..
Истцом не представлено достаточных и достоверных данных о том, что отопительными печами пользуется ООО «Сибирский ресурс», как и период такого пользования. Не представлено суду и никаких характеристик самих печей, которые, по мнению истца, являются стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха. А потому оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Ирбейского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сибирский ресурс» об обязании разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источника загрязнения атмосферного воздуха, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период времени, начиная со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, и произвести оплату, согласно произведенных расчетов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме – 29 июня 2015 года.
Судья Ирбейского районного суда С.Д. Петрова