Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 октября 2017 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Очинниковой Е.В.,
при секретаре Ждановой К.В.,
с участием ответчика М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний №2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю к ответчику М. о взыскании суммы, расходов по госпошлине,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Объединение исправительных колоний №2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в суд с иском к М. о взыскании суммы, расходов по госпошлине.
В обоснование иска указано, что осужденный Миниянов Р.М., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, отказался от трудоустройства, в результате чего, при отбывании наказания в учреждении истца им не производится возмещение стоимости питания, стоимости вещевого имущества и стоимости коммунальных услуг. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Свердловского районного суда г.Перми по ч.4 ст.111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Начало отбывания наказания 28.01.2014 года, конец срока – 04.08.2021 года. В ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю прибыл 10.04.2014 года. 08.07.2014 года осужденный М. без уважительных причин уклонился от оплачиваемой работы, в связи с чем, к нему 16.07.2014 года была применена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. С осужденным М. неоднократно проводились беседы по факту нарушения: «отказ от оплачиваемой работы». Осужденному разъяснено, что на него будет возложена обязанность добровольно выплатить материальный ущерб. Осужденному М. повторно предложено было выйти на оплачиваемую работу, но он в категорической форме отказался, о чём сделана запись в дневнике индивидуально воспитательной работы с осужденными. Осужденный М. инвалидом не является, 60-ти летнего возраста не достиг, по медицинским показателям от работ не освобождался, в связи с чем обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения. По настоящее время осужденный не работает, желания к трудоустройству не изъявляет. Функции по обеспечению прав осужденного М. на материально-бытовое обеспечение администрацией ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю выполнены. За период с 10.04.2014 года по 30.04.2017 года администрацией исправительного учреждения на питание осужденного затрачено 93 678 рублей 76 копеек, на вещевое имущество затрачено – 4 176 рублей 58 копеек. Таким образом, на содержание ответчика в исправительном учреждении ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю за период с 10.04.2014 года по 30.04.2017 года затрачено 97 855 рублей 34 копейки. В связи с тем, что у осужденного отсутствуют денежные средства на его лицевом счете, администрацией ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю удержания не производились, в добровольном порядке указанная сумма не возвращена. Таким образом, действиями ответчика М. федеральному казенному учреждению в лице ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, выполняющему основные функции и задачи по содержанию осужденного и привлечению к труду, причинен материальный ущерб на сумму 97 855 рублей 34 копейки. В связи с чем истец просит взыскать с М. в пользу ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю материальный ущерб в сумме 97 855 рублей 34 копейки; взыскать с М. в пользу ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю государственную пошлину в сумме 3 135 рублей 66 копеек.
Истец в суд не вился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик М., в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, не согласился с исковыми требованиями, пояснил, что у него не имеется денежных средств, поскольку он находится в местах лишения свободы.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, установил следующие обстоятельства.
Согласно финансовой справке ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по учетным данным у осужденного М. личные денежные средства не числятся (л.д.6).
Согласно справке по личному делу осужденный М., осужден приговором Свердловского районного суда <адрес> по ч.4 ст.111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно справкам, выданным бухгалтерией ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю у осужденного Миниянова Р.М. общая сумма задолженности за питание по состоянию на 30.04.2017 года составляет 93 678,76 рублей, общая сумма задолженности за вещевое имущество составляет 4 176,58 рублей (л.д.17,18).
Осужденный М. без уважительных причин уклонялся от оплачиваемой работы, в связи с чем, к нему 16.07.2014 года была применена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор (л.д.19, 20, 22-24, 26, 27, 28, 29, 31, 32-37).
Частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Суд считает, что взыскание вышеназванных расходов на содержание осужденных возможно при условии, что такие осужденные трудоустроены, но уклоняются от работы и у них отсутствуют денежные средства на лицевых счетах.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что М. уклонялся от работы, на которую был принят, на его лицевом счете отсутствовали денежные средства, достаточные для возмещения расходов на содержание, по мнению суда, имеются основания для взыскания данных расходов.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.
В материалах дела содержится выписка из приказа о приеме М. на работу с 02 мая 2014 года, на основании личного заявления (л.д.29).
Обеспечение осужденного М. предметами вещевого имущества, а также питанием подтверждается справками выданной бухгалтерией ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю (л.д.17, 18).
Ответчиком М. не представлено доказательств о ненадлежащем его материально-бытовом обеспечении.
Трудоустройство М. подтверждается разнарядкой вывода осужденных на работу в период с 08-00 часов 08.07.2017 года по 08-00 часов 09.07.2014 года, рапортом от 08.07.2014 года он отказался выходить на оплачиваемую работу подсобным рабочим бригады №10 исправительной колонии №1, в письменной объяснительной указал, что отказывается выходить на работу в связи с болью в ногах. Из представленного медицинского заключения от 08.07.2014 года, указано, что М. на момент осмотра здоров, трудоспособен (22-24, 19-20, 21, 25).
Материалы дела не содержат доказательств того, что М. относится к категории осужденных, которым содержание в исправительном учреждении предоставляется бесплатно, за счет государства, а также того, что он не мог приступить к работе в связи с наличием каких-либо ограничений и заболеваний.
Таким образом, требования ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскания с него заявленных расходов на содержание в исправительном учреждении подлежали удовлетворению в полном объеме, за период с 10 апреля 2014 года по 30 апреля 2017 года.
Согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
По смыслу названного Кодекса осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) и обязанность (статья 11, 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Организационно-правовые основы привлечения осужденных к труду содержатся в Законе Российской Федерации т 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Так, согласно пункту 3 статьи 17 данного Закона учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду, в том числе, на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их.
Общественно полезный труд относится к числу основных средств исправления осужденных. Для достижения этой цели осужденные, отбывающие лишение свободы, привлекаются к труду, который является для них обязательным.
Использование труда осужденных к лишению свободы не рассматривается как принудительный труд и не противоречит Конвенции N 29 Международной организации труда Относительно принудительного или обязательного труда, заключенной в г. Женеве 28.06.1930, согласно статье 2 которой термин "принудительный или обязательный труд" в смысле настоящей Конвенции не включает в себя всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1469 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, термином "принудительный или обязательный труд" в настоящем пункте не охватываются какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда.
Осужденные к лишению свободы ограничены в праве выбора места и вида работ. Эти вопросы решаются исключительно администрацией исправительного учреждения.
Отказ от работы без уважительных причин согласно требованиям части 1 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации отнесен к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания.
В силу изложенного сам по себе факт уклонения от работы влечет возложение на осужденного обязанности по возмещению расходов на содержание в исправительном учреждении.
Поскольку имело место трудоустройство ответчика, который отказался от выхода на работу, расходы на содержание в исправительном учреждении подлежат взысканию в полном объеме, в общем размере 97 855 рублей 34 копеек, по расчету ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, который М. не оспаривался.
В силу статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поэтому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 135 рублей 66 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний №2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю к ответчику М. удовлетворить.
Взыскать с М. в пользу Федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний №2 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю расходы на содержание в размере 97 855,34 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 135,66 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 12.10.2017 года.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.В.Овчинникова