РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2012 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
с участием прокурора Оловниковой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению по заявлению Бахмутовой И.Н. об отмене решения окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Минусинского городского Совета депутатов и признании итогов голосования и результатов выборов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Бахмутова И.Н. обратилась в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о результатах выборов депутатов Минусинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <адрес> и признании недействительными итогов голосования и результатов этих выборов. Свои требования в заявлении (т.1 л.д.5), заявлениях о дополнении оснований требований (т.2 л.д.56-63, т.2 л.д.138) и судебном заседании заявитель Бахмутова И.Н. и её представители Дьяченко И.А. и Кислицина Л.П. мотивировали тем, что Бахмутова И.Н. являлась кандидатом в депутаты Минусинского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № <адрес> (участки №№, 551 и 2291) на выборах, которые состоялись ДД.ММ.ГГГГ.. При подготовке к выборам и при их проведении избирательными комиссиями различных уровней были допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей избирательного округа №. Так в ходе подготовки к выборам решением Минусинского Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №р были утверждены схемы одномандатных избирательных округов <адрес>, в том числе округа №, которая была опубликована в местном печатном издании газете «Власть труда» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно этой схеме два жилых многоквартирных дома по <адрес>, имеющие одинаковые номера 2 «Г» были отнесены к избирательному округу №, однако проживающие в них граждане были внесены в списки избирателей и 24 человека из них проголосовали на избирательном участке №, входящем в состав округа №. Кроме того, не смотря на вышеуказанное решение Горсовета об утверждении схем округов, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> №-П «Об образовании избирательных участков» дома с № по № по <адрес>, дома с нечетными номерами с № по № и четные с № по № по <адрес>, дома по <адрес> с № по № были незаконно переведены из избирательного округа № (избирательный участок №) в округ № (избирательный участок №), к избирательному участку № отнесены жилые дома с №«а» по 98 «а» по <адрес>, при этом в списки избирателей участка № незаконно внесены граждане в количестве 21, проживающие в <адрес>, при этом 13 из них проголосовали. Более того, решением Минусинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №р схема одномандатного избирательного округа № была незаконно изменена, из него исключены дома с нечетными номерами с № по № и четные с № по № по <адрес>, дома с № по № по <адрес> того, в соответствии с актами передачи избирательных бюллетеней территориальной избирательной комиссии (ТИК) <адрес> от полиграфической организации было передано 4580 бюллетеней для голосования на избирательном округе №, из ТИК в окружную избирательную комиссию(ОИК) по округу № передано это же количество, однако от ОИК № участковым комиссиям №№, 551 и 2291 были переданы бюллетени в общем количестве лишь 4511 бюллетеней, при этом 69 бюллетеней по неизвестным причинам исчезли. Кроме того, в день выборов ДД.ММ.ГГГГ наблюдателями от Бахмутовой И.Н. на избирательных участках № и № были замечены неизвестные лица, которые предположительно осуществляли подкуп избирателей. Кроме того, в дополнительные списки избирателей на участке № были необоснованно включены граждане в количестве 11 человек, проживающие КГБУСО «Минусинский центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» по <адрес> имеющие лишь временную регистрацию по месту пребывания, два гражданина (С. и К.) вообще не имеющие регистрации по месту жительства на этом участке и один бюллетень выдан представителю по доверенности избирателя ББ., тогда как голосование по доверенности законом не предусмотрено. На участке № в основные списки избирателей были необоснованно включены 24 избирателя из двух жилых многоквартирных домов № «Г» по <адрес>, тогда как голосовать они должны были на округе №, еще два (У. и В.) были внесены в списки однако на участке не проживают, Н. была учтена, как получившая бюллетень, однако её подпись в получении в списках отсутствует. В дополнительные списки внесен избиратель СС., он учитывается, как получивший бюллетень, однако его подписи в получении бюллетеня не имеется. Также имеется отметка о выдаче ошибочно бюллетеней избирателю Х, при этом куда делись выданные ей бюллетени непонятно. Кроме того, по данным УИК № указано, что бюллетени выданы избирателям в количестве 195 штук, тогда как при подсчете обнаружено лишь 184 штуки. Также в дополнительные списки избирателей участка № была включена ХХ не проживающая на данном участке. Вышеуказанные нарушения избирательного законодательства с учетом того, что разница между одержавшим победу на выборах кандидатом З. и Бахмутовой И.Н. составила всего 15 голосов, не позволили выявить действительную волю избирателей, проживающих на одномандатном избирательном округе № <адрес> в связи с чем решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о результатах выборов депутатов Минусинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <адрес> подлежит отмене, а итоги голосования и результаты выборов признанию недействительными.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии (ТИК) <адрес> - её председатель Валухова Н.Ю. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что нарушений избирательного законодательства, которые бы не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ходе подготовки и при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ депутатов Минусинского городского Совета депутатов допущено не было. Действительно при подготовке к голосованию границы и схема избирательных участков уточнялись, но при этом никаких нарушений допущено не было. В основные списки избирателей участков №, 551 и № были внесены лишь граждане, проживающие на соответствующих участках согласно их границ и схем. Каких-либо жалоб от граждан по поводу невнесения в списки избирателей от граждан не поступало, фактов внесения одних и тех же избирателей в списки дважды либо внесения в списки разных участков не было. При передаче избирательных бюллетеней из окружной избирательной комиссии в участковые действительно была обнаружена недостача 69 бюллетеней, однако доводы заявителя о том, что эти бюллетени были утрачены комиссиями, являются необоснованными. Проведенная проверка установила, что причиной недостачи явилось то, что полиграфической организацией ТИК <адрес> было передано меньшее количество бюллетеней чем указано на упаковках. Поскольку при принятии этих бюллетеней ТИК у полиграфической организации их пересчет не производился, данный факт и был установлен лишь при передаче бюллетеней участковым комиссиям, когда стали производить их подсчет. Никаких последствий недостача бюллетеней не повлекла, всем избирателям пришедшим на голосование их хватило, количество переданных участковым комиссиям бюллетеней соответствовало общему количеству бюллетеней при их подсчете. Доводы заявителя о фактах подкупа избирателей на участковых участках являются также необоснованными и недоказанными. Действительно в день голосования представителями заявителя около избирательных участков были установлены лица, имевшие таблички с надписями «координатор общественного наблюдения», в отношении них была проведена проверка, которой было установлено, что они являлись наблюдателями от другого округа Огоренко, при этом фактов подкупа избирателей установлено не было. Что касается доводов заявителя о том, что в дополнительные списки избирателей был необоснованно включен ряд граждан, то они также являются необоснованными, поскольку все указанные заявителем граждане проживали, имели регистрацию по месту жительства (пребывания) на момент голосования на соответствующих участках и имели право принимать участие в голосовании. Избирательные бюллетени были необоснованно выданы лишь представителю по доверенности избирателя ББ., поскольку голосование по доверенности законом действительно не предусмотрено.
Представитель заинтересованного лица – участковой избирательной комиссии № её председатель Пролубникова С.А. позицию представителя ТИК Валуховой Н.Ю. поддержала.
Представители ОИК № - Беляева Е.Е., УИК № – Мунтяну В.П. и УИК № Кадочников О.А. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (т.2 л.д.155, 155) в судебное заседание не явились. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях также поддержали позицию представителя ТИК и просили в удовлетворении заявления отказать.
Представители администрации г.Минусинска Носков В.Б. и Минусинского городского Совета депутатов Демшина Ю.Ю. в удовлетворении заявления просили отказать и поддержали позицию представителя ТИК, пояснив что нарушений избирательного законодательства, которые бы не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ходе подготовки и при проведении выборов допущено не было. Те неточности и нарушения, на которые указывает заявитель, допущенные при установлении границ избирательных участков и утверждении схемы округов носили технический характер, впоследствии были устранены и не повлияли на итоги выборов.
Представитель заинтересованного лица Зализного И.Н., избранного на выборах ДД.ММ.ГГГГ депутатом Минусинского городского Совета депутатов по округу № - Тучнолобов А.В. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что выборы депутатов в Минусинский городской Совет депутатов по одномандатному избирательному округу № <адрес> были проведены в соответствии с законом и оснований для признания итогов голосования и результатов выборов недействительными не имеется.
Свидетель Д. показала, что является доверенным лицо заявителя Бахмутовой И.Н., при подготовке и проведении выборов являлась наблюдателем от неё и членом ОИК № с правом совещательного голоса. Передача избирательных бюллетеней ДД.ММ.ГГГГ из ТИК в ОИК№ и далее в УИК №№, 551 и 2291 была осуществлена неправильно и с нарушениями закона. Производилось это очень быстро и при большом скоплении людей, представитель ОИК при этом не присутствовал в связи с чем предполагает, что пропавшие 69 бюллетеней могли оказаться неучтенными у членов комиссий для последующей подмены ими других действительных бюллетеней при подсчете голосов.
Свидетель ХХХ. показал, что являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Минусинского городского Совета депутатов по округу №, присутствовал при передаче избирательных бюллетеней от полиграфической организации ТИК и при передаче их затем УИК. ТИК бюллетени были получены в пачках в нераспечатанном виде. Передача этих бюллетеней УИК происходила в здании администрации <адрес>, при этом в помещении было большое скопление людей, а членов ОИК не было. В день голосования около избирательных участков № и № им были задержаны и доставлены для проведения проверки в прокуратуру двое лиц, имевших при себе таблички с надписью «координатор общественного движения». По его мнению, они осуществляли подкуп избирателей.
Свидетель П. показала, что в период предвыборной избирательной кампании являлась доверенным лицом кандидата ХХХ. и занималась агитацией избирателей. При этом в связи с путаницей в границах избирательных участков часть избирателей, которых она агитировала за ХХХ., в частности проживающие в жилом <адрес> «Г» по <адрес> и по <адрес>, оказались включенными в списки избирателей другого округа. Также в ходе агитационной работы ею было установлено, что избиратель Калачева по месту регистрации не проживала, однако, как впоследствии было выяснено, она была включена в дополнительные списки избирателей участка № и приняла участие в голосовании.
Свидетели Кон С.В. и ССС. показали, что являлись наблюдателями на выборах ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке № <адрес>, участвовали после голосования в подсчете голосов избирателей. При этом каких-либо нарушений закона ими замечено не было, количество выданных бюллетеней соответствовало количеству извлеченному из урн, все бюллетени были установленного образца.
Свидетель Е. показала, что являлась секретарем УИК №, принимала участие в подсчете голосов. Количество бюллетеней по одномандатному избирательному округу, извлеченных из урн, соответствовало количеству выданных для голосования бюллетеней. Бюллетень для голосования избирателю К. был выдан поскольку она предъявила паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства на избирательном участке. О том, что она фактически снята с регистрационного учета было неизвестно. Почему в дополнительные списки избирателей ею была внесена избиратель С., проживающая на ином избирательном участке, она не знает.
Свидетели КК. и ССА.. показали, что проживают в жилом многоквартирном <адрес> «Г» по <адрес>. Всегда их избирательный участок располагался в Минусинском сельскохозяйственном колледже, однако с декабря 2011 года был перенесён в Минусинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов. Газету «Власть Труда» с публикацией схем избирательных округов и границ избирательных участков они не видели, в день голосования ДД.ММ.ГГГГ пришли голосовать в Минусинский сельскохозяйственный колледж, однако с списках избирателей их там не было и их отправили на избирательный участок № в Минусинский дом интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов, где они и проголосовали.
Свидетель И. показал, что является помощником депутата Законодательного собрания <адрес>. В период предвыборной кампании 2012 года он осуществлял агитацию избирателей на избирательном округе № <адрес>, в том числе жителей жилого <адрес> «Г» по <адрес> и Дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов, так как согласно опубликованной в газете «Власть Труда» схеме они относились к округу №.
Прокурор Оловникова Г.А. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении заявления Бахмутовой И.Н. в связи с отсутствием оснований для признания недействительными итогов голосования и результатов выборов депутатов Минусинского городского Совета депутатов проведенных 04.03.2012г..
Выслушав участников судебного заседания, исследовав гражданского дела, материалы об отказе в возбуждении дел об административных нарушениях в отношении О. и по факту недостачи избирательных бюллетеней, материалы надзорного производства по жалобе Бахмутовой И.Н. на действия избирательных комиссий, суд считает заявление Бахмутовой И.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Решением Минусинского городского Совета депутатов №р от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Минусинского городского Совета депутатов пятого созыва, в том числе округа №. Решением Минусинского городского Совета депутатов №р от ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Минусинского городского Совета депутатов пятого созыва были назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с проведением ДД.ММ.ГГГГ выборов Президента РФ и депутатов Минусинского городского Совета депутатов были образованы избирательные участки и утверждены их границы, в том числе участки №№, 551 и 2291, входящие в округ №. ДД.ММ.ГГГГ заявитель Бахмутова И.Н. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Минусинского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ были проведены выборы депутатов Минусинского городского Совета депутатов пятого созыва. Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № (ОИК №) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № выборы были признаны состоявшимися, а их результаты действительными, утверждён протокол о результатах выборов и избранным кандидатом, получившим наибольшее количество голосов избирателей по округу №, признан З.. Согласно протокола ОИК № о результатах выборов, составленному на основании протоколов УИК №, УИК № и УИК № об итогах голосования на соответствующих избирательных участках, на момент окончания голосования в списки избирателей по одномандатному избирательному округу № было внесено 4909 избирателей, всего получено комиссиями 4 511 избирательных бюллетеней. В голосовании приняло участие 2 765 избирателей, что составляет более 50%. Действительными были признаны 2528 бюллетеней. 791 голос избирателей был подан за кандидата З., 776 – за Бахмутову И.Н., 610 – за ЭЭ., 196 – за Б. и 155 – за ХХХ..
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников судебного заседания, Решением Минусинского городского Совета депутатов №р от ДД.ММ.ГГГГ (т.1л.д.42), Решением Минусинского городского Совета депутатов №р от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.105), Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.45), Решением ОИК № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами ОИК № о результатах выборов, протоколами УИК №, УИК № и УИК № об итогах голосования (т.1 л.д.66-83).
В соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными итогов голосования и результатов выборов депутатов Минусинского городского Совета депутатов, проведенных ДД.ММ.ГГГГ.
В подтверждение своих доводов заявитель Бахмутова И.Н. ссылается на то, что при подготовке к выборам и утверждении схемы избирательных округов и образовании избирательных участков в результате допущенных нарушений со стороны Минусинского Горсовета депутатов и главы администрации <адрес> произошла путаница в отнесении ряда жилых домов к тому или иному округу и участку, границы участков вышли за границы округов, в результате чего проживающие в них избиратели не знали на каком участке они могут проголосовать, что не могло не повлиять на итоги голосования и результаты выборов, но с данными доводами суд согласиться не может.
В соответствии с п.7ст.18 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.4ст.8 Закона Красноярского края от 02.10.2003г. №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» представительным органом муниципального образования, организующим выборы должна быть опубликована схема одномандатных избирательных округов, включая её графическое изображение.
Согласно ч.2, 4 ст.19 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ и ст.9 Закона Красноярского края от 02.10.2003г. №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Как установлено в судебном заседании, действительно в схеме одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Минусинского Горсовета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №р и опубликованной в местном печатном издании газете «Власть Труда» ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.94) жилой <адрес> «Г» по <адрес> был отнесен в избирательному округу №, а дома №№ по <адрес>, №№ и №№ по <адрес>, №№ по <адрес> были отнесены к округу №. Затем при образовании избирательных участков постановлением главы администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованном в газете «Власть Труда» от ДД.ММ.ГГГГ(т.2 л.д.96) <адрес> «Г» по <адрес> был включен в состав избирательного участка №, входящего в состав округа №, а дома №№ по <адрес>, №№ и №№ по <адрес>, №№ по <адрес> были включены в состав избирательного участка №, входящего в округ №. При этом решением Минусинского Горсовета депутатов №р от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованном в газете «Власть Труда» от ДД.ММ.ГГГГ были внесены соответствующие изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> факт, по мнению суда, не свидетельствует о нарушении избирательного законодательства и избирательного права граждан. В списки избирателей (т.2 л.д.4-24) округа № (участок №) из вышеуказанных домов были включены лишь жители <адрес> «Г» по <адрес>, часть из них, как следует из этих списков и показаний свидетелей КК. и ССА.., проголосовали. При обозрении списков избирателей участка № (округ №) было установлено, что в них жители данного дома включены не были.
Что касается доводов заявителя о возможном хищении 69 бюллетеней для голосования на округе № и последующего их использования с целью фальсификации итогов голосования, суд также полагает их необоснованными и не доказанными. Как установлено судом, действительно ДД.ММ.ГГГГ при передаче бюллетеней от ТИК в ОИК № и от ОИК № в УИК №№, 551 и 2291 и их пересчете была обнаружена недостача 69 бюллетеней. Вместе с тем, как следует из пояснений представителей избирательных комиссий и материалов об отказе в возбуждении в возбуждении дела об административном правонарушении, факта их хищения установлено не было. Причиной недостачи явилось то, что полиграфическая организация сделала и передала ТИК меньшее количество бюллетеней (4 511вместо 4580), при этом вскрытие пачек с ними и пересчет были произведены и недостача обнаружена поэтому при передаче бюллетеней от ОИК в УИК. Более того, как следует из протоколов УИК сумма погашенных бюллетеней и бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования была равна количеству бюллетеней выданных УИК. Доказательств того, что могли иметь место факты подмены бюллетеней заявитель суду не представила.
Доводы Бахмутовой И.Н. о том, что в ходе голосования на избирательных участках округа № имели место факты подкупа избирателей, своего подтверждения в судебном заседании также не нашли. Каких-либо доказательств этого заявитель суду не представила. Не следует и этого из материалов об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № по факту нахождения около избирательных участков в день голосования двух граждан с табличками «координатор общественных наблюдателей». Проведенной по данному факту проверкой было установлено, что ими являлись наблюдатели кандидата в депутаты по округу № О., которые наблюдали за ходом голосования.
С доводами заявителя о необоснованном включении в списки избирателей ряда граждан суд считает возможным согласиться частично.
Так, в соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ и ч.3 ст.11 Закона Красноярского края от 02.10.2003г. №8-1411 в список избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, - факт временного пребывания на территории этого участка, при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Согласно ст.2 Закона Красноярского края от 02.10.2003г. №8-1411 право избирать (активное избирательное право) в представительный орган муниципального образования и главу муниципального образования принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства на территории соответствующего округа, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации, и достигшему 18-летнего возраста.
В силу ч.4 ст.64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ и ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Как установлено в судебном заседании и следует из списков избирателей участка № (т.1 л.д.133-134) в него были внесены и приняли участие в голосовании С. и К., однако <адрес>, в котором проживает С., относится не к избирательному участку № округа №, а к избирательному участку № округа №. Как следует из пояснений заявителя, свидетеля П. и подтверждается справкой отдела УФМС РФ по <адрес> в <адрес> и <адрес> (т.2 л.д.53) в <адрес>, находящемся на участке № и указанному в списке в качестве место жительства К., она фактически не проживает, снята с регистрационного учета в нём еще ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда.
Также судом установлено и следует из списков избирателей участка № (т.1 л.д.131), что избиратель ББ. голосовала не лично, бюллетени за неё получил и проголосовал по ним по доверенности АА..
В этой части суд соглашается с доводами заявителя и приходит к выводу, что вышеуказанные три избирателя не имели право принимать участие в голосовании на выборах депутатов Минусинского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №.
Кроме того, в списки этого участка (т.1 л.д.130) были внесены граждане, проживающие в КГБУСО «Минусинский центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», расположенном по адресу: <адрес>. При этом одиннадцать из них приняли участие в голосовании. Из справок отдела УФМС РФ по <адрес> в <адрес> и <адрес> (т.1 л.д.144-154) следует, что все они зарегистрированы в центре по месту пребывания. Целью деятельности указанного учреждения, как указано в Уставе (т.2 л.д.159) является социальная поддержка и социальное обслуживание лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, из числа освобожденных из мест лишения свободы, в том числе предоставление им для временного проживания спальных мест с временной регистрацией.
Поскольку доказательств наличия у граждан, принявших участие в голосовании других мест жительства в материалы дела не представлено, а характер вида деятельности данного учреждения указывает на отсутствие у них другого постоянного места жительства, суд приходит к выводу о том, что они правомерно были внесены в списки избирателей участка № и приняли участие в выборах депутатов Минусинского городского Совета депутатов.
Доводы заявителей в остальной части суд также считает необоснованными и недоказанными.
Так, заявитель ссылается на то, что в голосовании на выборах депутатов Минусинского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № на участке № также приняли участие, хотя не имели право голосовать, ВВ. и У., поскольку место жительства ВВ. ( находится на территории другого избирательного участка <адрес>, а У. вообще проживает в <адрес>, однако суд согласиться с этим не может.
Как следует из списков избирателей участка № (т.2 л.д.26) действительно местом жительства ВВ. является <адрес>, не входящий в состав избирательного участка №. Однако её дом входит в состав участка №, который также входит в избирательный округ №. При таких обстоятельствах, учитывая то, что на участке № ВВ. не проголосовала, суд полагает, что она правомерно была включена в список участка № и приняла на нём участие в голосовании, так как находилась на момент выборов в КГБСО «Минусинский Дом интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» по <адрес> «Г», в котором и располагался этот избирательный участок.
У. же, как следует из списка избирателей, в выборах в Минусинский городской Совет депутатов участия не принимала. Как пояснили в судебном заседании представители ТИК и УИК №, она ошибочно расписалась в графе за получение бюллетеня по выборам в Минусинский городской Совет депутатов, однако бюллетень ей не выдавался и соответственно она не голосовала. Это подтверждается еще и записью в конце листа списков избирателей, из которой следует, что общее количество выданных избирательных бюллетеней по выборам Президента РФ равно количеству избирателей, указанных на этом листе – 20, а количество выданных избирательных бюллетеней по единому городскому округу и одномандатному избирательному округу на два меньше – 18 (за вычетом не получивших их У. и Я.).
Доводы заявителя о том, что Н. была учтена, как получившая бюллетень, однако её подпись в получении в списках отсутствует, также не соответствуют действительности. Её подпись просматривается как в представленных в материалы дела светокопиях списков избирателей(т.2 л.д.16), так была видна и в их подлиннике исследованном в судебном заседании.
Что касается доводов о том, что избиратель СС. в списках избирателей (т.2 л.д.28) учтен, как получивший бюллетень, однако его подписи в получении бюллетеня не имеется, то суд с ними также полагает необходимым не согласится. Как следует из пояснений представителей ТИК и УИК № бюллетень СС. действительно был выдан, однако ошибочно он расписался за него в графе за УУ. (т.2 л.д.19), при этом подписей самой УУ. в списке не было т.к. она получила бюллетень и проголосовала вне помещения для голосования.
Доводы Бахмутовой И.Н. о том, что количество выданных УИК № бюллетеней по данным не соответствует количеству содержащихся в ящиках голосования при подсчете голосов, суд также полагает необоснованными, они противоречат протоколу № УИК № (т.1 л.д.70). Объективность указанного протокола была также проверена судом – по ходатайству заявителя в судебном заседании был произведен пересчет всех бюллетеней, выданных для голосования УИК №, в результате чего было установлено, что их количество соответствует данным указанным в протоколе №. Незначительная несоответствие этих данных с данными содержащими в списках избирателей о количестве выданных бюллетеней объясняется техническими и арифметическими ошибками при заполнении списка членами УИК №.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для отмены решения окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Минусинского городского Совета депутатов и признании итогов голосования и результатов выборов недействительными, поскольку допущенные при подготовке и проведении голосования нарушения не препятствовали достоверному определению действительной воли избирателей одномандатного избирательного округа N 3 <адрес>, принявших участие в голосовании.
Голоса вышеуказанных трех избирателей, необоснованно включенных в списки избирателей участка №, при общей разнице в пятнадцать голосов между заявителем Бахмутовой И.Н. и набравшим большее количество голосов З., не могли повлиять не результаты выборов и итоги голосования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Бахмутовой И.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2012г.