Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-3/2022 (5-133/2021;) от 09.12.2021

                                                                Дело № 5-133/2021

УИД № 28RS0011-01-2021-000721-31

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

    с. Новокиевский Увал12 января 2022 года

    Судья Мазановского районного суда Амурской области Потапов А.А.,

    при секретаре Маскальцовой В.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица государственного бюджетного учреждения здравоохранения -- --

УСТАНОВИЛ:

    В Мазановский районный суд -- из Территориального органа Росздравнадзора по -- поступил материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица государственного бюджетного учреждения здравоохранения -- «Мазановская больница».

Как следует из протокола об административном правонарушении в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской проведена внеплановая документарная проверка в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения -- «Мазановская больница» в связи с наличием сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - жизни, здоровью женщинам, в том числе беременным женщинам, при оказании им медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», полученных Территориальным органом Росздравнадзора по -- при анализе информации из Реестра лицензий медицинских организаций, в том числе государственных, осуществляющих медицинскую деятельность на территории -- в части выполнения работ (услуг) по «акушерству и гинекологии».

По результатам анализа документов, полученных по запросу Территориального органа в рамках проведения проверки ГБУЗ АО «Мазановская больница» установлено: Нарушение пункта 46 части 1 и части 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

осуществление ГБУЗ АО «Мазановская больница» медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях по «акушерству и гинекологии» без специального разрешения (лицензии) по адресу: -- (кабинет врача акушера-гинеколога поликлиники ГБУЗ АО «Мазановская больница»);

осуществление ГБУЗ АО «Мазановская больница» медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по «акушерству и гинекологии», в том по «акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)», без специального разрешения (лицензии) по адресу: -- (стационар ГБУЗ АО «Мазановская больница»: хирургическое отделение; родильное отделение).

    Дело рассмотрено в отсутствие представителя Территориального органа Росздравнадзора по Амурской, ГБУЗ «Мазановская больница»извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Ответственность по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В силу ч.1,3 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется па каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» работы (услуги), выполняемые врачами акушерами-гинекологами, относятся к перечню работ (услуг) по специальности «акушерство и гинекология», составляющих медицинскую деятельность, и соответственно, подлежат лицензированию.

На территории Амурской области указанные функции осуществляет Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области в силу п. 11.1.7.1. Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Амурской области, утвержденного приказом Росздравнадзора от 06.10.2020 №9192.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторыхактов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» лицензионный контроль медицинской деятельностив отношении медицинских организаций осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

Лицензированию подлежат виды деятельности, определенные статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-фЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе медицинская деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации содержит перечень работ (услуг) по медицинской деятельности, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Данный перечень работ (услуг) по медицинской деятельности включает в себя работы (услуги) по профилю «акушерство и гинекология», а именно по:

-акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);

-    акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);

- акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности). Классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, установлен приказом Минздрава России от -- --н.

В соответствии с пп.«а» п.3 Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от -- -- «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Федеральная служба но надзору в сфере здравоохранения обеспечивает соблюдение лицензиатами лицензионных требований посредством осуществления государственного контроля (надзора), в том числе, при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствие с частью 9 ст. 18 Федерального закона от -- № 99-ФЗ, при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности требуется переоформление лицензии.

Статьей 12 Федерального закона от -- № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от -- № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской проведена внеплановая документарная проверка в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения -- «Мазановская больница» в связи с наличием сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - жизни, здоровью женщинам, в том числе беременным женщинам, при оказании им медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», полученных Территориальным органом Росздравнадзора по -- при анализе информации из Реестра лицензий медицинских организаций, в том числе государственных, осуществляющих медицинскую деятельность на территории -- в части выполнения работ (услуг) по «акушерству и гинекологии».

По результатам анализа документов, полученных по запросу Территориального органа в рамках проведения проверки ГБУЗ АО «Мазановская больница» установлено нарушение пункта 46 части 1 и части 2 статьи 12 Федерального закона от -- № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:осуществление -- медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях по «акушерству и гинекологии» без специального разрешения (лицензии) по адресу: -- (кабинет врача акушера-гинеколога поликлиники ГБУЗ АО «Мазановская больница»);осуществление -- прерыванию беременности)», без специального разрешения (лицензии) по адресу:-- (--

Согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий, ГБУЗ АО «Мазановская больница» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности от -- № ЛО-28-01-000895, выданную в порядке переоформления министерством здравоохранения --. Последние изменения внесены в вышеуказанную лицензию приказом -- -- от -- год, в том числе исключены виды работ (услуг) по «акушерству и гинекологии» по адресу осуществления медицинской деятельности :--

Административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

По юридической конструкции правонарушения, предусмотренные ст. 19.20 КоАП РФ, образуют формальный состав. Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, являются оконченными с момента осуществления безлицензионной предпринимательской деятельности.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, так и юридические лица.

Совокупностью доказательств по делу, признаваемых судом допустимыми, вина юридического лица ГБУЗ АО «Мазановская больница» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ полностью доказана, и подтверждается материалами дела, изученными в судебном заседании, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от -- --, согласно которого при осуществлении медицинской деятельности в учреждении допущено фактическое осуществление видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и не указанных в лицензии от -- № ЛО-28-01-000895 ГБУЗ АО «Мазановская больница» осуществление ГБУЗ АО «Мазановская больница» медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях по «акушерству и гинекологии» без специального разрешения (лицензии) по адресу: -- (кабинет врача акушера-гинеколога поликлиники ГБУЗ АО «Мазановская больница»); осуществление ГБУЗ АО «Мазановская больница» медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по «акушерству и гинекологии», в том по «акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)», без специального разрешения (лицензии) по адресу:-- (стационар ГБУЗ АО «Мазановская больница»: хирургическое отделение; родильное отделение);

- актом документарной проверки -- от --, составленным надлежащим образом, установлен факт осуществления ГБУЗ АО «Мазановская больница» работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, не указанных в лицензииот -- № ЛО-28-01-000895

Виновность учреждения здравоохранения также подтверждается: информацией ТФОМС -- (исх.-- от --); пояснениями руководителя медицинской организации (от -- исх.--; от -- исх.--); копиями учетных форм --/у-02 «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому» врачей акушеров-гинекологов амбулаторного подразделения за 10 мес. 2021 года; копиями табелей учета рабочего времени структурных подразделений ГБУЗ АО «Мазановская больница», оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология», за сентябрь и октябрь 2021 года; сведениями о количестве родов, искусственных прерываний беременности, гинекологических операций, выполненных в ГБУЗ АО «Мазановская больница» за 10 мес. 2021 года; сведениями из Реестра лицензий медицинских организаций и Федерального Регистра медицинских работников ЕГИСЗ.

Протокол об административном правонарушении в совокупности с исследованными доказательствами, устанавливает, что проверка осуществлялась в ГБУЗ АО «Мазановская больница» правомочным органом.

Сведений о направлении в лицензирующий орган (министерство здравоохранения --) заявления о переоформлении лицензии от -- № ЛО-28-01-000895 в связи с фактическим осуществлением видов работ (услуг) по профилю «акушерство и гинекология», не указанных в лицензии, на момент окончания проверки ГБУЗ АО «Мазановская больница» не предоставлено.

Совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела, подтверждает факт административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что у ГБУЗ АО «Мазановская больница» отсутствовала возможность соблюдения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обстоятельств,отягчающих административную ответственность ГБУЗ АО «Мазановская больница», судом не установлено.

К смягчающим вину обстоятельствам суд относит материальное положение ГБУЗ АО «Мазановская больница», которая финансируется из бюджета фонда ОМС, а также фактическое признание представителем юридического лица вины в содеянном.

Согласно ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 года № 1-П).

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

С учетом изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, совершение административного правонарушения юридическим лицом, являющимся государственным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, его имущественное и финансовое положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая значительный минимальный размер предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административныхправонарушениях для юридических лиц административного штрафа за совершенное административное правонарушение, суд полагает возможным назначить ГБУЗ АО «Мазановская больница» административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной выше нормы в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом, принимая во внимание, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной, суд считает, что с учетом установленных по делу обстоятельств совершенного административного правонарушения, его характера, высокой общественной значимости осуществляемой Учреждением деятельности достаточных оснований для назначения юридическому лицу административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.

Также отсутствуют основания для назначения по настоящему делу административного наказания в виде предупреждения, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В данном случае отсутствуют основания утверждать, что совершенным административным правонарушением, выразившимся в осуществлении медицинской деятельности без лицензии, не была создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – государственное бюджетное учреждение здравоохранения -- «Мазановская больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей.

    Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию                                    по административным делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд -- в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Судья Мазановского районного суда

    --                    Потапов А.А.

Указанный штраф перечислить:

Территориальный орган Росздравнадзора по --

ИНН --

КПП --

л/с --

Р/с 03--

кор/с 40--

БИК --

--//УФК по --

КБК06--

УИН 0

5-3/2022 (5-133/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ГБУЗ АО "Мазановская больница"
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Статьи

ст.19.20 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
09.12.2021Передача дела судье
10.12.2021Подготовка дела к рассмотрению
12.01.2022Рассмотрение дела по существу
12.01.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
13.01.2022Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
25.01.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
25.01.2022Обращено к исполнению
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее