судья Пономарева Л.В.
дело № 7-1492/2018 (21-855/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 12 сентября 2018 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Разепина А.И. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 21.05.2018, решение главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Пермскому краю от 8.06.2018, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 24.07.2018, вынесенных в отношении Администрации Ленского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 21.05.2018 №07-02-05/130-Ю Администрация Ленского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от 8.06.2018 №ИК/07-02-02 данное постановление изменено, в части назначенного наказания, размер штрафа снижен до 200 000 рублей.
Решением судьи Кунгурского районного суда Пермского края от 24.07.2018 указанные постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в краевой суд, заявитель просит об отмене вынесенных в отношении Администрации Ленского сельского поселения актов, указывая на то, что свалка на спорном земельном участке является санкционированной, срок для ликвидации данного объекта установлен до 2030 года. Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Законодательством не предусмотрены мероприятия и требования по улучшению и охране земель категории промышленности, то есть доказательства вины Администрации Ленского сельского поселения не представлены. Полагает, что допущены процессуальные нарушения.
В судебном заседании законный представитель Разепин А.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю по доверенности Союстова А.А. полагала о необоснованности доводов жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, Администрация Ленского сельского поселения является правообладателем земельного участка с кадастровым номером ** по адресу: Пермский край, Кунгурский район, урочище «За тракторным станом», общей площадью 8579 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: организация площадки временного хранения твердых бытовых отходов.
При проведении 21.03.2018 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю обследования данного участка в ходе рейдовой проверки по соблюдению природоохранного законодательства выявлено отсутствие аншлагов, запрещающих размещение мусора и отходов, ограждения либо иные сооружения, ограничивающие свободный доступ (проход, проезд) на них неограниченного круга лиц, при этом на подъезде к свалке имеются следы недавнего пребывания колесного транспорта, на снегу видны бытовые отходы, строительный мусор и др., обваловка отсутствуют. Указанное свидетельствует о невыполнении администрацией установленных требований и обязательных мероприятий по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и о ненадлежащем контроле администрации за защитой земель от негативного воздействия.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, включая акт обследования от 21.03.2018, фототаблицу к нему. Доказательства иного в дело заявителем не представлены.
Поскольку на спорном земельном участке требования законодательных норм в области природопользования Администрацией Ленского сельского поселения не выполнялись, должностные лица административного органа и согласившийся с ними судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что совершенное Администрацией деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Ленского сельского поселения не представлены доказательства отсутствия возможности для соблюдения правил и норм в области природоохранного законодательства при содержании земельного участка с кадастровым номером **, а также того, что ею были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Относительно доводов об отсутствии у администрации сельского поселения обязанности по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, они основаны на неверном толковании норм материального права, включая положения п.18 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.12 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», по совокупности которых за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный с использованием формулировки «участие», веден к формальному участию сельского поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования сельским поселением требований природоохранного законодательства. Приведенные в жалобе нормы действующего законодательства не содержат запрета для органов местного самоуправления (сельских поселений) как для осуществления властно-распорядительных функций в области обращения с отходами, так и осуществления деятельности по обращению с отходами.
Кроме того, Администрация Ленского сельского поселения является правообладателем спорного участка, в силу чего на ней лежит непосредственная обязанность по эксплуатации земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованно не приняты должностными лицами, судьей городского суда доводы о том, что свалка твердых бытовых отходов, размещенная на спорном земельном участке, является санкционированной, имеется паспорт объекта, поскольку сведения о включении объекта в государственный реестр объектов размещения отходов отсутствуют, п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Не принимаются доводы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, поскольку земельный участок не находится на землях сельскохозяйственного назначения. Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагая соответствующие обязанности на собственников и пользователей земельных участков, не ставит их исполнение в зависимость от категории земель.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, доводы жалобы, основанные на неверном толковании норм материального права, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятых по делу актов.
Срок давности и порядок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Относительно доводов о том, что дело рассмотрено неуполномоченным лицом, то в силу ст.23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.7 названного Кодекс (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический надзор. Таким органом является в силу постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Пермского края (приказ Росприроднадзора от 25.08.2016 № 557 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю»). Часть 2 ст.23.29 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела, перечисленные в ч.1 данной нормы, в который входят старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы. Таким образом, дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении не является нарушением, влияющим на законность привлечения Администрации Ленского сельского поселения к административной ответственности.
Административное наказание назначено с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 21.05.2018, решение главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Пермскому краю от 8.06.2018, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 24.07.2018 оставить без изменения, жалобу Администрации Ленского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края – без удовлетворения.
Судья – подпись -