ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е16 февраля 2015 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ермиловой О.А., при секретаре судебного заседания Королевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1771/15 по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействий ФИО2 <адрес> по не выдаче запрашиваемого документа,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Раменского муниципального района <адрес>, выразившееся в нарушении сроков по подготовке и выдаче ей градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, кадастровый номер <номер>, а также выразившееся в нарушении сроков принятия решения о выдаче ей акта об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка и обязании администрацию Раменского муниципального района <адрес> выдать ей запрашиваемые документы. В обоснование заявленных требований указывает на то, что <дата> направила в администрацию заявление о выдаче указанного градостроительного плана земельного участка с приложением копии паспорта, которое оставлено без удовлетворения письмом от <дата> г., ей было рекомендовано изменить вид разрешенного использования данного участка на ИЖС, и с данным заявлением она вновь обратилась в администрацию письмом от <дата> г., но на него ответа вообще не последовало, что нарушает ее права на получение указанной муниципальной услуги.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, извещена, в заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель администрации Раменского муниципального района <адрес> в судебном заседании отсутствовал, извещен.
Дело постановлено рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы
Исходя из положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ФИО1 (до брака ФИО6) является собственником земельного расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, площадью <номер> кв.м., кадастровый номер <номер>, из земель населенных пунктов, для ИЖС, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения, основанием является договор купли-продажи участка от <дата> г., о чем имеется свидетельство о гос. регистрации права, выданное от <дата>.
На обращение ФИО1 № <номер> от <дата> в администрацию муниципального района <адрес> о выдаче градостроительного плана в отношении принадлежащего ей земельного участка, письмом администрации от <дата> № <номер>, заявителю отказано в выдаче испрашиваемого документа до разработки и утверждении в установленном порядке проекта планировки данной территории.
На обращение ФИО1 № <номер> от <дата> по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка на для ИЖС, письмом администрации в лице КУИ Раменского муниципального района от <дата> <номер> указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без доп. разрешений и процедур согласования и заявителю рекомендовано обратиться в орган кадастрового учета.
Решением органа кадастрового учета от августа <дата> г. рассмотрение заявления ФИО1 о гос. кадастровом учете изменений объекта недвижимости от <дата> было приостановлено за отсутствием акта органа гос. власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, а решением от <дата> органа кадастрового учета заявителю было отказано в учете данных изменений в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших к тому оснований.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и другие категории земель. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения в целях индивидуального жилищного строительства. Среди таких документов названы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Статьей 44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставлять иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Оценивая установленные обстоятельства и руководствуясь ст. 44, ч. 6 ст. 43, ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 210 "Об организации предоставления государственных муниципальных услуг", суд исходит из того, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, осуществляется по заявлению заинтересованного лица и является обязанностью муниципальных органов, гражданин не обязан обосновывать цель истребования градостроительного плана и предоставлять иные документы, кроме тех, которые связаны с необходимостью идентификации обратившегося лица, отсюда приходит к выводу о нарушении администрацией Раменского муниципального района норм материального права, поскольку у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана, следствием чего приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в указанной части.
В отношении требований заявителя об оспаривании действий администрации в отношении выдаче ей акта об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка суд исходит из следующего.
Исходя из требований ч. 3 ст. 3, абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В силу абз. 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования выбирается не произвольно, а с учетом правил землепользования и застройки, в которых установлены территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в таких зонах.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается с учетом результатов публичных слушаний. Однако, указанные нормы регулируют вопросы изменения ранее установленного вида использования земельного участка.
Поскольку с учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования земельного участка является правом, а не обязанностью ФИО2 <адрес>, при чем ранее установленное разрешенное использование земельного участка ФИО1 уже было: для ИЖС, следовательно требование заявителя на изменение вида разрешенного использования земли также на ИЖС не имеет законных оснований и свидетельствует о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов в сфере градостроительной деятельности, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 30,37 44, 51 Градостроительного кодекса РФ, гл. 25 ГПК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Раменского муниципального района <адрес>, выразившееся в нарушении сроков по подготовке и выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, г/п <адрес>, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, кадастровый номер <номер> и обязать администрацию Раменского муниципального района <адрес> выдать ФИО1 градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, г/п <адрес>, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, кадастровый номер <номер>
В удовлетворении остальной части заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Раменского муниципального района <адрес>, выразившееся в нарушении сроков принятия решения о выдаче ей акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, г/п <адрес> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, кадастровый номер <номер> и обязании администрацию Раменского муниципального района <адрес> выдать ей акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, г/п <адрес>, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, кадастровый номер <номер> –отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд.
Судья: О.А. Ермилова
Мотивированное решение составлено 16 марта 2015 г.