дело № 2-237/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт 6 мая 2019 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатевского С. Н. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о внесении изменений в договор социального найма и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Игнатевский С.Н. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности внести изменения в договор социального найма жилого помещения №47 от 25.09.2014, а также возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного на состав семьи из четырех человек по договору социального найма в пределах населенного пункта Выльгорт. В обоснование заявленных требований указал, что жилое помещение, в котором зарегистрирована и проживает семья истца, расположенное по адресу: <адрес> кв. 14, с. Выльгорт, – находится на балансе администрации. На основании заключения межведомственной комиссии от 06.04.2016 № 18 многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным. Обязанность по предоставлению жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, органом местного самоуправления до настоящего времени не исполнена, жилое помещение не предоставлено. Кроме того, истцом указано, что фактически его семья проживает в двух комнатах общей площадью 28 кв.м., а не 14 кв.м., как указано в договоре социального найма, в связи с чем, просил признать за ним право пользования кв. 14 <адрес> с. Выльгорт, площадью 28 кв.м. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Игнатевская (Поповцева) М.С.
Истец Игнатевский С.Н., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Выльгорт» Бадрянова О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск, указав, что у истца не имеется правовых основания для предоставления ему жилого помещения вне очереди. При этом, не возражала требованиям истца, сводившимся к внесению изменений в договор социального найма.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Игнатевская (Поповцева) М.С., надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела Сыктывдинского районного суда Республики Коми №2-1720/2016, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от 19.09.2014 № 09/529 Игнатевский С.Н. с составом семьи 3 человека, в числе которых дочь Игнатевская М.С. и внук Игнатевский М.С., признан нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кв. 14, с. Выльгорт, Сыктывдинского района Республики Коми.
Впоследствии, 25.09.2014 между ООО «Расчетный центр», действующим от имени собственника жилого помещения, администрации сельского поселения «Выльгорт» и Игнатевским С.Н. заключен договор социального найма №47, по условиям которого, нанимателю в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», состоящее из одной комнаты в отдельной квартире №14, общей площадью 14 кв.м., по вышеуказанному адресу.
Из условий договора следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселены его дочь Игнатевская М.С. и внук Игнатевский М.Д.
Дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения от 25.11.2015 в п. 1.3 договора внесены изменения, в качестве члена семьи Игнатевского С.Н. дополнительно указана внучка – Поповцева М.М.
Из материалов дела следует, что 06.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 № 07/461, произведено обследование жилого дома, в котором расположена квартира истца, по результатам которого, составлено заключение о признании многоквартирного <адрес> с. Выльгорт аварийным.
Постановлением №04/590 администрации сельского поселения «Выльгорт» от 29.04.2016 в числе прочих многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, с. Выльгорт, – признан аварийным и подлежащим сносу.
Указывая, что истец и члены его семьи до настоящего времени не обеспечены жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим установленным требованиям, и полагая, что для обеспечения его семьи жилым помещением взамен непригодного отсутствует необходимость состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, Игнатевский С.Н. обратился в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая требования о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма взамен непригодного по существу и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют в установленном порядке гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В свою очередь законодателем в ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма гражданам, чье жилое помещение стало непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Между тем с 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено и истцом не оспаривалось, что с заявлением о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не обращался, на соответствующем учете ранее никогда не состоял и в установленном законом порядке семья истца малоимущей не признавалась.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения в порядке и по основаниям, установленным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, таких как - признание органом местного самоуправления граждан малоимущими или нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.
Доказательств, что проживание в квартире, признанной непригодной для проживания, представляет в настоящее время реальную угрозу жизни и здоровью истца и его семьи, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что основанием для предоставления жилья является лишь признание жилого помещения непригодным для проживания и признании дома аварийным и подлежащим сносу, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса РФ.
Ссылка истца на решения судов по искам других граждан несостоятельна и не имеет правового значения при разрешении данного спора.
В связи с изложенным истец не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ взамен жилого помещения признанного непригодным для проживания, а равно исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Обращаясь в суд, Игнатевский С.Н. также указывал о проживании его семьи в жилом помещении общей площадью 28 кв.м, а не 14 кв.м, как то указано в договоре социального найма, в связи с чем, по существу просил внести соответствующие изменения в договор социального найма.
Разрешая по требования в указанной части, суд исходит из следующего.
Как указывалось ранее, 25.09.2014 между ООО «Расчетный центр», действующим от имени собственника жилого помещения, администрации сельского поселения «Выльгорт» и Игнатевским С.Н. заключен договор социального найма №47, по условиям которого, нанимателю в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», состоящее из одной комнаты в отдельной квартире №14, общей площадью 14 кв.м., по вышеуказанному адресу.
Статьей 15 Жилищного кодекса РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из материалов дела следует, что постановлением главы МО «Сыктывдинский район» от 22.12.2004 №12/1028 разрешено произвести обмен жилой площади Фирсову Н.Е. (составом семьи 1 человек), проживающему по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, комната 14, – жилой площадью 27,6 кв.м. (две комнаты в общежитии) с Игнатевским С.Н. (составом семьи 1 человек), проживающим по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, комната №5, жилой площадью 14 кв.м. (одна комната в общежитии).
На основании указанного постановления администрацией Сыктывдинского района выданы ордеры от 22.12.2004 №99 и №100, в соответствии с которыми Игнатевский С.Н. в порядке обмена с Фирсовым Н.Е. имеет право вселения составом семьи 1 человек в жилое помещение, расположенное по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, комната №14, состоящее из двух комнат площадью 27,6 кв.м.
Судом при рассмотрении дела также установлено, что на день рассмотрения спора собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, комната №5, – площадью 13,4 кв.м. является Удоратина Н.А., приобретшая названное помещение на основании договора купли-продажи, заключенного с Фирсовым Н.Е.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении Игнатевскому С.Н. жилого помещения в порядке обмена площадью 27,6 кв.м., состоящего из двух комнат, расположенных по адресу: комната 14, <адрес>, с. Выльгорт, - суд приходит к выводу о возникновении у истца права пользования на условиях социального найма жилым помещением площадью 27,6 кв.м., состоящим из двух комнат и расположенным по вышеуказанному адресу.
Учитывая мнение ответчика, не возражавшего удовлетворению требований истца в указанной части, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и внесении изменений в договор социального найма жилого помещения №47 от 25.09.2014 в части указания площади и количества комнат жилого помещения, находящегося в пользовании истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Игнатевского С. Н. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обязанность внести изменения в договор социального найма жилого помещения №47 от 25.09.2014, заключенный между Игнатевским С. Н. и ООО «Расчетный центр», действующим от имени муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», в п. 1.1 договора в части численности комнат – указав вместо одной комнаты две; в части площади занимаемого Игнатевским С. Н. жилого помещения по адресу: кв.14, <адрес>, с. Выльгорт, – указав общую площадь помещения как 28 кв.м, в том числе жилую – 27,6 кв.м.
Исковые требования Игнатевского С. Н. о возложении на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обязанности предоставить на состав семьи четыре человека на условиях договора социального найма вне очереди, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми, общей площадью не менее 28 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 08.05.2019.
Судья Ю.В. Рачковская