РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года <адрес>
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мецлер Н.А., с участием
административного истца Лазаревой Е.М.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Старковой Ю.К., действующей на основании доверенности, диплома, и по удостоверению,
представителя заинтересованного лица Некоммерческого партнерства по благоустройству и обслуживанию гаражного комплекта "АВТОДОМ" Ивановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1752/2023 по административному исковому заявлению Лазаревой Елены Михайловны к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на гараж, об обязании совершить действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права,
установил:
ФИО1 обратилась в Самарский районный суд <адрес> с административным иском к Управлению Росреестра по <адрес>, требуя признать незаконным Решение (Уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ КУВД-№ об отказе государственного кадастрового учета и в государственной регистрации права собственности за ФИО1 на гараж №, общей площадью 17,9 кв.м, расположенный на втором этаже гаражного комплекса, являющегося объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А», обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать за ФИО1 на гараж №, общей площадью 17,9 кв.м, расположенный на втором этаже гаражного комплекса, являющегося объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А» на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании договора № о переуступке права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обладает правом владения и пользования гаражом № на втором этаже, общей площадью 17,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> а. Объект недвижимости передан по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в муниципальное автономное учреждение городского округа Самара «Многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии со ст. ст. 14, 15, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 883, с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно гаража №, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А».
К заявлению в соответствии с требованиями ст. 21 закона «О государственной регистрации недвижимости» были приложены следующие документы:
1. технический план объекта (гаража) от ДД.ММ.ГГГГ;
2. вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании за ФИО1 право собственности на гараж №, общей площадью 17,9 кв.м, расположенный на втором этаже гаражного комплекса, являющегося объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А»;
3. договор о переуступке права на долевое участие в строительстве многоэтажного гаража от ДД.ММ.ГГГГ.
4. акт приема - передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Отдел регистрации долевого участия в строительстве Управления Росреестра по <адрес> вынесло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указывая на то, что в представленном техническом плане помещения в строке «Кадастровый номер здания или сооружения, к котором расположено помещение» указан кадастровый №. Согласно данным единого государственного реестра недвижимости объект с вышеуказанным кадастровым номером является объектом незавершенного строительства. Поскольку наличие незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования в здание или сооружение, это может повлечь изменение его характеристик, состава помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения.
В силу вышеизложенного отдел регистрации долевого участия в строительстве Управления Росреестра по <адрес> считает, что постановка на кадастровый учет помещения до ввода в эксплуатацию здания, сооружения, в котором оно расположено невозможно в силу закона.
ДД.ММ.ГГГГ согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» ФИО1 было направлено Заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Данное заявление подписано мною лично.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направило в адрес административного истца уведомление о непринятии к рассмотрению вышеуказанного заявления по причине отсутствия сведения о ФИО и страховом номере индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования РФ.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение №КУВД№ об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав гаража №, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А» по следующим основаниям.
Отдел регистрации долевого участия в строительстве Управления Росреестра по <адрес> указывает на то, что в представленном техническом плане помещения в строке «Кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение» указан кадастровый №. Согласно данным единого государственного реестра недвижимости объект с вышеуказанным кадастровым номером является объектом незавершенного строительства. Поскольку наличие незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования в здание или сооружение, это может повлечь изменение его характеристик, состава помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения. В силу вышеизложенного отдел регистрации долевого участия в строительстве Управления Росреестра по <адрес> считает, что постановка на кадастровый учет помещения до ввода в эксплуатацию здания, сооружения, в котором оно расположено невозможно в силу закона.
Статья 210 ГПК РФ гласит, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
ФИО1 полагает, что Решение (уведомление) от ДД.ММ.ГГГГ №КУВ Д№ об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. ст., 14, 26, 27 закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает права и законные интересы административного истца по следующим основаниям.
Строительство гаражно-офисного здания закончено, объект подключен к существующим городским коммуникациям. В гаражном комплексе более 250 гаражей, большинство из них в судебном порядке зарегистрировали свои права (крайние их них: Решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; Решение Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
Здание гаражного комплекса, в котором расположено помещение, а именно мой гараж, достроено, ему присвоен кадастровый номер, но оно по не зависящим от меня причинам, не введено в эксплуатацию. Здание не подлежит дальнейшему преобразованию, а соответственно у него не могут измениться его характеристики, состав помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра давало разъяснения по вопросу какие объекты подлежат кадастровому учету.
Более того, Управление Росреестра поясняет, что незавершенное строительство - это объект, у которого возведены основные конструкции. Если объект не достроен, его нельзя эксплуатировать по основному целевому назначению. Но при подтверждении, что в здании возведены основные конструкции, объект незавершенного строительства можно поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности, в том числе на отдельное помещение.
Статья 210 ГПК РФ гласит, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, Решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании за, ФИО1 право собственности на гараж №, общей площадью 17,9 кв.м, расположенный на втором этаже гаражного комплекса, являющегося объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А» является основанием для постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности, а действия (бездействия) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не законными.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании подержала доводы административного искового заявления, просила его удовлетворить в полном объеме
Представитель административного ответчика Управление Росреестра по <адрес> – ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица Некоммерческое партнерство по благоустройству и обслуживанию гаражного комплекта "АВТОДОМ" в судебном заседании поддержала позицию административного истца, полагала иск подлежащим удовлетворению.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п.5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статей 26 Закона №218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрен статьей 27 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗ обязательным этапом государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч.1 ст. 58 Закона о регистрации недвижимости, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, также подлежат государственной регистрации.
Судом установлено и как следует из материалов административного дела, на основании договора № о переуступке права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обладает правом владения и пользования гаражом № на втором этаже, общей площадью 17,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> а.
Вступившим в законную силу Решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на гараж №, общей площадью 17,9 кв.м, расположенный на 2 этаже гаражного комплекса, являющегося объектом незавершенного строительства- по адресу: <адрес> «А».
06.06.2023 г. ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО3, обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, площадью 17,9 кв.м, по адресу: <адрес> «А», гараж №.
14.06.2023 г. Управление приостановило осуществление учетно-регистрационных действий в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее - Закон о регистрации) на срок до 14.09.2023 г. по причине того, что не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
14.09.2023 г. на основании ст. 27 Закона о регистрации в связи с истечения срока приостановления и неустранения причин приостановления в осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было отказано (Уведомление № КУВД-№).
В качестве документа-основания в Управление было представлено решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за ФИО1 признано право собственности на гараж №, общей площадью 17.9 кв.м, расположенный на 2 этаже гаражного комплекса, являющегося объект: незавершенного строительства - по адресу: <адрес> «А».
Доводы Управления Росреестра по Самарской области, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, о том, что осуществить постановку на кадастровый учет гаража по указанному выше адресу и зарегистрировать право собственности на него возможно только после ввода жилого дома в эксплуатацию, являются необоснованными, противоречащими нормам действующего законодательства РФ и противоречащими фактическим обстоятельствам по делу.
Регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Кроме того, согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание - блок гаражей в котором расположен гаражный комплекс, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, ему присвоен кадастровый №.
Также из вышеназванной Выписки следует, что в данном гаражном комплексе большая часть нежилых помещений, а именно 266 машино-места, поставлены на кадастровый учет и права собственности на них зарегистрированы. Следует учесть, что административным истцом в качеств обоснования своих доводов, приложено аналогичное Решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО5, за которым на основании вышеупомянутого решения, зарегистрировано право собственности и нежилое помещение постановлено регистратором на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ
Строительство гаражно-офисного здания закончено, объект подключен к существующим городским коммуникациям. В гаражном комплексе более 250 гаражей, большинство из них в судебном порядке зарегистрировали свои права (крайние их них: Решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; Решение Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ).
Здание гаражного комплекса, в котором расположено помещение, а именно гараж административного истца, достроено, ему присвоен кадастровый номер, но оно по не зависящим причинам, не введено в эксплуатацию. Здание не подлежит дальнейшему преобразованию, а соответственно у него не могут измениться его характеристики, состав помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, вступившие в законную силу судебные акты, технический план (пункты 5, 7.3 части 2).
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Административным истцом в Управление Росреестра по Самарской области представлено: вступивший в законную силу судебный акт, технический план на жилое помещение, акт приёма-передачи от 28.05.2009, договор от 28.12.2007 г., которые относятся к документам, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Непредставление заявителем разрешения на ввод нежилого дома в эксплуатацию и отсутствие этих сведений у Управления Росреестра по Самарской области не могло явиться законным препятствием для отказа в осуществлении государственной регистрации прав по заявлению административного истца ввиду следующего.
Так, особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства регулируются положениями статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из содержания части 3 упомянутой статьи, при осуществлении государственного кадастрового учета (в том числе с одновременной государственной регистрацией прав) созданных здания, сооружения может осуществляться государственный кадастровый учет всех расположенных в таких здании, сооружении помещений, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений.
При государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется (пункт 5).
По смыслу указанных правовых норм постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на первое помещение в многоквартирном доме фактически подтверждает существование этого дома как объекта права и отсутствие необходимости для собственников иных помещений в нем доказывать эти обстоятельства и предоставлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при наличии иных правоподтверждающих документов.
Как указано выше, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.10.2023 г. на государственный кадастровый учет гаражного комплекса по адресу : г.Самара,ул. Губанова д. 3А, поставлены 266 машино-места.
В настоящее время гаражный комплекс обслуживается Некоммерческим партнерством по благоустройству и обслуживанию гаражного комплекса «АвтоДом» (НП БОГК «АвтоДом»).
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 14.05.2021 года также установлено, что гаражный комплекс по адресу: <адрес> «А», постановлен на учет и выдан технический паспорт.
Кроме того, ООО «ОТЦ «ЭВИС» не ввело объект в эксплуатацию, не предоставило на построенный гаражный комплекс полный пакет документов, в том числе акта о его вводе в эксплуатацию, поскольку ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за номером № о ликвидации ООО «ОТЦ «ЭВИС» вследствие банкротства и прекращении деятельности на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Ввиду вышеуказанного по независящим от административного истца обстоятельствам, объект не был введен в эксплуатации.
Таким образом, орган регистрации прав, осуществив действия по постановке на кадастровый учет указанных машино-мест в нежилом помещении, по смыслу приведенных правовых норм был не вправе отказывать в поставке на кадастровый учет и государственной регистрации прав административного истца на спорное не жилое помещение. Иное свидетельствовало бы о дискриминационном подходе органа, осуществляющего регистрацию прав, к различным субъектам спорных отношений по мотиву, связанному непосредственно с их личностью.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Учитывая вышеизложенное, исходя из положений вышеприведенных норм права, принимая во внимание, что право собственности административного истца на вышеуказанный гараж возникло на основании вступившего в законную силу решения суда, которое является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, выводы Управления Росреестра по Самарской области об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на квартиру являются незаконными.
Аналогичные суждения содержатся в апелляционном определении Самарского областного суда от 12.01.2023 г. по делу № 33а-635/2023 и Кассационном определении от 15.12.2021г. по делу № 88а-25730/2021.
Ссылка административного ответчика на иную судебную практику по другим делам не может быть судом принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства, которые присуще каждому конкретному делу и основаны на представленных доказательствах.
Позиция Управления Росреестра по Самарской области, изложенная в письменном отзыве, основана на толковании норм права без учета особенностей спорных отношений применительно к данному административному делу и без надлежащей оценки всех фактов, имеющих значение для разрешения заявленных требований административного истца.
Поскольку при рассмотрении заявления административного истца Управлением Росреестра по Самарской области не был соблюден принцип правовой определенности, ответственного подхода к оценке фактически обстоятельств, связанных с возникновением у административного истца права собственности, и учета имеющихся в ЕГРН сведений о спорном нежилом помещении, постольку суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения административного ответчика, а требование административного истца в данной части подлежит удовлетворению. Кроме того, срок для обращения в суд с административным иском административными истцами не пропущен.
Оценивая требование административного истца о возложении на Управление обязанности осуществить государственную регистрацию, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, требования административного истца в части способа восстановления нарушенных прав судом отклоняются, поскольку суд не вправе подменять собой компетентные органы, правомочные решать поставленные в обращении вопросы.
В качестве способа восстановления прав административно истца, суд необходимым возложение на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Лазаревой Елены Михайловны (ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющей СНИЛС №. Зарегистрированной по адресу: <адрес>,ул. <адрес>), удовлетворить частично.
Признать незаконным решение (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-№ об отказе государственного кадастрового учета и в государственной регистрации права собственности за ФИО1 на гараж №,- общей площадью 17,9 кв.м, расположенный на втором этаже гаражного комплекса, являющегося объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: РФ, <адрес> «А».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области повторно рассмотреть заявление Лазаревой Елены Михайловны от 06 июня 2023 г.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А.Волобуева
Решение в окончательной форме принято 15.11.2023 года.