Решение по делу № 2-602/2017 ~ M636/2017 от 27.07.2017

                            Дело № 2-602/17

                    РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 августа 2017 года          город Черняховск

    Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

    председательствующего судьи Лялякиной Ж.Ю.,

    при секретаре:              Галичевой Т.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного прокурора Гусевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 12036, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочих мест,

                    УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Гусевского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 12036, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обязать войсковую часть 12036 в течении 6 месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией обеспечить реализацию полномочий, предоставленных частью 1 ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной проверке условий труда», организовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, по результатам специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочем месте должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 12036, в порядке ст. 57 ТК РФ заключить дополнительное соглашение с работником по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), а также обязать войсковую часть 12036 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке реализации положений ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной проверке условий труда», до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда предоставить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест и обеспечить применение результатов проведенной специальной оценки условий труда.

В обоснование требований военный прокурор указал, что при проведении проверки исполнения должностными лицами войсковой части 12036 законодательства о трудовых правах граждан установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым договорам, является командир войсковой части 12036, который в нарушение требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда", статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» по условиям труда не выполнил. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего времени нарушает как права работника, работающего в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения. Нарушается право работника на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, а также льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в иных условиях.

Представитель военной прокуратуры Гусевского гарнизона Лубнин Р.А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика войсковой части 12036 Косарев М.В., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования признал. Судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска, предусмотренные ст.39,173 ГПК РФ.

Представители ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, возражений по исковым требованиям не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Судом установлено, что военной прокуратурой в рамках осуществлении надзора за соблюдением органами военного управления прав и социальных гарантий работников воинских частей проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 12036 требований законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда в указанной войсковой части не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников.

Так, в частности, не проведены мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда по должности «медицинская сестра медицинского пункта», в результате чего нарушены трудовые права работника, занимающего указанную должность.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда, в том числе на досрочное получение страховой пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Исходя из объяснений представителя ответчика войсковой части 12036, оценка рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта», по условиям труда до настоящего времени не проведена, договор с организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, не заключен.

Согласно указаниям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2011 г. , заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2011 г. , от 08 июня 2012 г. , от 22 октября 2012 г. , от 16 февраля 2013 г. размещение заказов и заключение контрактов территориальным финансовым органом для нужд иных воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении, запрещено. Размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «Оперативное стратегическое командование военного округа» (далее - ФКУ «ОСК ЗВО»).

Указанием первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2011 г. функции по организации работы по формированию на уровне военного округа потребности по одноименным товарам (работам, услугам), заключению по результатам проведенных процедур размещения заказов, государственных контрактов от своего имени и организации контроля за их исполнением возложены на оперативно-стратегическое командование ФКУ «ОСК ЗВО».

В соответствии с разъяснениями директора Департамента финансово обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ « ОСК ЗВО», являющееся юридическим лицом и получателем бюджетных средств, лицевой счет которого обслуживается управлением финансового обеспечения по месту дислокации штаба военного округа. В целях обеспечения потребности воинских частей, учреждений и организаций, дислоцирующихся на территории соответствующего военного округа в услугах на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствующие процедуры целесообразно осуществлять на уровне военного округа с оплатой через соответствующий лицевой счет ФКУ «ОСК ЗВО» вне зависимости от источника финансирования заказа и привязки расходных обязательств к соответствующим центральным органам военного управления.

Из положения ФКУ «ОСК ЗВО» следует, что его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК ЗВО» является юридическим лицом и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.

Пунктом 29 Положения предусмотрено, что ФКУ «ОСК ЗВО» имеет право заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоры (контракты) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой, с учетом их целевого назначения; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части 12036 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ«ОСК ЗВО», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации.

Кроме того, осуществление мероприятий по специальной оценке условий труда, предусмотренной федеральным законом, напрямую связано со спецификой правоотношений в сфере военного управления, со структурным подчинением воинских формирований непосредственно управлениям военных округов, и поступления лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке на указанные цели от Министерства обороны Российской Федерации.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора.

Согласно ч.2 ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия, в том числе определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В соответствии с частью 3 статьи 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Условия труда, определяющие характер работы, по должности «медицинская сестра медицинского пункта», которые будут установлены специальной оценкой, должны быть включены в трудовой договор с работником, занимающим указанную должность.

В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах.

Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики: - профессии, должности, специальности одного наименования; использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса; обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При таких обстоятельствах, суд принимает признание иска представителем ответчика войсковой части 12036, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

                 РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░ 12036, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 12036 ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░ 12036, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 12036 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                    ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.08.2017 ░.

        ░░░░░                    ░░░░░░░░ ░.░.

2-602/2017 ~ M636/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Гусевского гарнизона
Ответчики
войсковая часть 12036
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Лялякина Ж.Ю.
Дело на сайте суда
cherniahovsky--kln.sudrf.ru
27.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2017Передача материалов судье
01.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2017Судебное заседание
24.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017Дело оформлено
15.11.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее