Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2078/2017 (33а-36273/2016;) от 14.12.2016

Судья – Якименко Н.В. Дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.

по докладу судьи Перовой М.В.

при секретаре Кирюшиной М.А.

с участием прокурора Силкиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Аскаровой С.И. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Аскарова С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Апшеронского городского поселения, администрации Краснодарского края, руководителю департамента архитектуры и градостроительству Краснодарского края Рысину Ю.В., прокуратуре Апшеронского района и прокурору Апшеронского района Протасову А.В. о признании незаконным бездействий и понуждении принять меры по восстановлению нарушенного права. В обоснование исковых требований указала, что с 2008 года является собственницей домовладения <...>. На соседнем земельном участке <...> Кайгородова М.А. в порядке самовольного строительства возводит многоэтажный доходный дом. Строительство многоэтажного дома осуществляется с нарушением градостроительных, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, правил противопожарной безопасности. Кайгородовой М.А. изменен общий рельеф земельного участка - произведена подсыпка грунта и гравия на высоту окало 0,5 метров, что приводит к заболачиванию огорода и подтоплению фундамента дома административного истца, возведён цокольный этаж высотой 1,5 метра, возводится капитальный межевой забор. Аскарова С.И. ранее неоднократно обращалась с жалобами в местные органы, прокуратуру на незаконное самовольное строительство, осуществляемое на соседнем земельном участке <...>. Адресованная губернатору Краснодарского края жалоба была направлена на проверку в департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края. Проверку по жалобе административного истца департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края не провел, уклонился от контроля за самовольным строительством, а также уклонился от выявления нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности в местных органах. 07 апреля 2016 года письмом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края <...> Аскаровой С.И. разъяснено, в каком порядке и кем выдается разрешение на строительство. Дополнительно сообщено, что подтвердить или опровергнуть доводы о нарушении местными органами самоуправления требований градостроительного законодательства, не представляется возможным. В нарушение требований Федерального Закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» проверка жалобы не произведена, каких-либо мер к устранению нарушений не принято. Администрация Апшеронского городского поселения неоднократно осматривала стройку Кайгородовых, однако уклонилась от предъявления требований об устранении нарушений строительных норм, при том, что в силу законодательства о местном самоуправлении контроль за законностью, в том числе в области строительства и землепользования отнесен к компетенции местной администрации. Прокуратура Апшеронского района установила, что рельеф земельного участка, расположенного по адресу: <...>, изменен за счет подсыпки гравием. Поскольку после установления факта правонарушения ни одним из административных ответчиков не принято мер по восстановлению нарушенного права, просила суд признать незаконным бездействие администрации Апшеронского городского поселения, администрации Краснодарского края, руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю.В., прокуратуры Апшеронского района и прокурора Апшеронского района Протасова А.В. по вопросу незаконного изменения рельефа участка <...> и обязать административных ответчиков принять меры к восстановлению положения., существовавшего до нарушения права, и пресечению действий, нарушающих права Аскаровой С.И.

В судебном представитель Аскаровой С.И. по доверенности Иванов-Кулигин Е.С. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Апшеронского городского поселения по доверенности Батаршина Т.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исключив из числа ответчиков администрацию Краснодарского края, поскольку администрация Краснодарского края не является надлежащим ответчиком по делу.

Главный специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Данилова Т.В, суду пояснила, что комиссией отдела муниципального контроля Апшеронского городского поселения Апшеронского района при обследовании земельного участка, расположенного по адресу: <...>, было установлено, что рельеф земельного участка, расположенного по адресу: <...> после получения разрешения на строительство был изменен со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <...>, за счет подсыпки гравием. Согласно Правил землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района, утвержденных решением Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района 21.12.2012 года №216, изменение общего рельефа приусадебного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий. Однако о допустимой высоте подсыпки участка в Правилах землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района не указано. Жалобы со стороны владельцев земельного участка <...>, в администрацию Апшеронского городского поселения не поступали.

Решением Апшеронского районного суда от 01 ноября 2016 года в удовлетворении требований Аскаровой С.И. о признании незаконным бездействия администрации Апшеронского городского поселения, руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю.В., прокуратуры Апшеронского района и прокурора Апшеронского района Протасова А.В. по вопросу незаконного изменения, рельефа участка <...> и понуждении административных ответчиков принять меры к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права и пресечению действий, нарушающих права Аскаровой С.И. отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Аскарова С.И. просит решение Апшеронского районного суда от 01 ноября 2016 года отменить, принять новое решение об удовлетворении ее иска. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Краснодарского края по доверенности Попов М.Г., старший помощник прокурора Апшеронского района Зайцев Г.В. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Силкину Е.С., судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права <...> следует, что собственником земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 482 кв.м, расположенного по адресу: <...>, является Аскарова С.И.

Собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - многоквартирные дома не более 5 этажей, с земельными участками до 400 кв.м. на одну квартиру, площадью 795 кв.м, расположенного по адресу: <...>, является Кайгородова М.И.

Постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района №215 от 24,04.2014 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 795 кв.м, расположенного по адресу: <...>, предназначенного для «многоквартирных домов не более 5 этажей, с земельными участками до 400 кв.м на одну квартиру».

Из разрешения на строительство <...>, выданного 19.06.2014 года администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района следует, что Кайгородовой М.И. разрешено строительство объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома: количество квартир 4, размером в плане 3,10x23,68 м; здание двухэтажное: фундамент - стаканный, ленточный, бетонный, монолитный; стены - кирпичные; перекрытия - железобетонные плиты перекрытия, деревянные балки перекрытия; кровля-скатная; покрытие - металопрофиль. Срок действия разрешения на строительство до 19 июня 2017 года.

Из письма руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю.В. от 07.04.2016 года следует, что департаментом по в пределах своей компетенции рассмотрено обращение Аскаровой С.И., и с учетом информации, представленной администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района установлено, что положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, а также осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселения. Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими. самостоятельно (ст. 17 указанного закона). 3емельный участок площадью 795 кв.м, расположенный по адресу: <...> имеет вид разрешенного использования - «многоквартирные дома не более 5 этажей, с земельными участками до 400 кв.м на одну квартиру», В соответствии с Правилами землепользования и застройки Апшеронского городского поселения, утвержденными решением Совета Апшеронского городского поселения от 21.12.2012 года №216, данный земельный участок расположен в зоне 2-5-этажной жилой застройки (Ж-2), в которой размещение многоквартирных жилых домов не более 5 этажей, с земельными участками до 400 кв.м на одну квартиру относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. По заявлению Кайгородовой М.Л. был подготовлен и постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 24.04.2014 года №215 утвержден градостроительный план <...> земельного участка <...>, а также было выдано разрешение от 19 июня 2014 года <...> на строительство объекта капитального строительства «2-этажный многоквартирный жилой дом (количество квартир - 4)» по данному адресу. По результатам обследования строящегося объекта по вышеуказанному адресу сотрудниками Апшеронского городского поселения нарушений параметров разрешенного строительства не выявлено. Процент застройки земельного участка составляет 39%. Рельеф земельного участка, расположенного по адресу: г.Апшеронск, ул. Коллективная, 28, был изменен со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <...> за счет подсыпки гравием, В соответствии с утвержденными Правилами земелепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района, изменение общего рельефа приусадебного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. Владельцы земельного участка <...>, были предупреждены о недопустимости затопления соседних земельных участков. Жалоб со стороны владельцев земельных участков <...>, в администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района не поступало. Подтвердить или опровергнуть доводы о нарушении органами местного самоуправления требований градостроительного законодательства и других нормативных документов, указанных в обращении Аскаровой С.И., без проведения проверки, согласованной с прокуратурой Краснодарского края не представляется возможным. Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры. В соответствии с положениями ч. 2.6, ст. 77 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Учитывая, что обращение Аскаровой С.И. не содержит сведений о фактах, нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовых нарушений, прав граждан, допущенных органом местного самоуправления при выдаче разрешения от 19 июня 20.14 года <...> на строительство объекта капитального строительства «2-этажный многоквартирный жилой дом (количество квартир - 4)», расположенного по адресу: <...>, у департамента по архитектуре и градостроительству края отсутствуют основания для обращения в прокуратуру Краснодарского края о согласовании проверки законности вышеуказанной, документации.

Из имеющегося в материалах дела информационного письма прокуратуры Апшеронского района <...>, следует, что прокуратурой района рассмотрено обращение Аскаровой С.И., о нарушении градостроительного и земельного законодательства Кайгородовой М.И., проведена проверка доводов, изложенных в обращении Аскаровой С.И., и установлено, что администрацией Апшеронского городского поселения был подготовлен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>, который был утвержден постановлением администрации Апшеронского городского поселения от 24.04.2014 года №215, также выдано разрешение на строительство 4-х квартирного жилого дома <...>. Проект планировки данной территории не разрабатывался. Земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 795 кв. м. находится в собственности у Кайгородовой М.И. на основании свидетельства о регистрации права от 03.03.2014 года. Земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Апшеронского городского поселения, утвержденный решением Совета Апшеронского городского поселения от 21.12.2012 года №176, расположен в зоне Ж-2. зоне 2-5 этажной жилой застройки. Вид разрешенного использования земельного участка многоквартирные жилые дома не более 5 этажей, с земельными участками до 400 кв.м., на одну квартиру в зоне Ж-2, относится к основным видам разрешенного использования. Рельеф земельного участка, расположенного по адресу: <...>, после получения разрешения на строительство, был изменен со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <...>, за счет подсыпки гравием. Владельцы земельного участка <...>, предупреждены о недопустимости затопления соседних участков. Жалоб со стороны владельцев земельного участка <...>, в администрацию Апшеронского района не поступало. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ в полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в том числе входят: утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим: Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений: проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача по устранению выявленных нарушении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 8.1 Градостроительного кодекса РФ и Положением о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 июня 2006 года №458 «О департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края» (в редакции от 16 декабря 2015 года №1227), департамент осуществляет государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, который включает в себя контроль, в том числе за соблюдением процедур» установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №31-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, а также осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселения. Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно (ст. 1.7 указанного закона).

Согласно ст. 35 Правил землепользования и застройки Апшеронского городского поселения, утвержденных решением Совета Апшеронского городского поселения от 21,12.2012 года №176, изменение общего рельефа приусадебного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к. заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий.

Судом первой инстанции установлено, что доказательств подтверждающих, что Кайгородова М.И. в порядке самовольного строительства возводит многоэтажный жилой дом, представлено не было.

При этом установлено, что строительство Кайгородовой М.А. многоквартирного жилого дома ведется на основании документов предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 795 кв.м, расположенного по адресу: <...>

Кайгородовой М.И. администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района выдано разрешение на строительство <...> объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома и срок действия разрешения на строительство не истек. Рельеф земельного участка, расположенного по адресу: <...>, после получения разрешения на строительство был изменен со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <...>, за счет подсыпки, гравием. Однако жалоб со стороны владельцев смежных земельных участков <...>, в администрацию Апшеронского городского поселения не поступало, доказательств тому, что изменение рельефа земельного участка Кайгородовой М.А. привело к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев не представлено.

Разрешение на строительство и градостроительный план, выданные Кайгородовой М.А., недействительными не признавались.

Ответы в адрес Аскаровой С.И. административными ответчиками даны в срок, установленный законом, в пределах их компетенции, по результатам проведенных проверок.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований Аскаровой С.И. о признании незаконным бездействия администрации Апшеронского городского поседения, руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю..В., прокуратуры Апшеронского района и прокурора Апшеронского района Протасова А.В.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аскаровой С.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2078/2017 (33а-36273/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Аскарова Светлана Ивановна
Ответчики
Прокурор Апшеронского района
Администрация Апшеронского городского поселения
Рысин Юрий Владимирович
Администрация Краснодарского края
Другие
Прокуратура Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Перова Мила Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
21.12.2016Передача дела судье
26.01.2017Судебное заседание
02.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее