Решение по делу № 3а-8/2020 от 04.07.2019

                                                                                                      Дело № 3а-8/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2020 года                                                                    город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Дубровой А.В., помощнике Лактионовой Ю.О.,

с участием представителя административного истца – А.С.,

представителя административного ответчика – А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Управляющая компания «Севградо» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлению равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Управляющая компания «Севградо» (далее – ООО «СЗ УК «Севградо», Общество) владеет на праве субаренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с Потребительским кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дар» (далее – ПК ЖСТИЗ «Дар») земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: г<адрес>, общей площадью <данные изъяты> +/-45 кв.м., категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – для строительства квартала смешанной жилой застройки. Договор заключен сроком до 10.06.2025, зарегистрирован в Севреестре 24.05.2018 (т. 1 л.д. 9-15, 149-175).

В свою очередь, названный земельный участок передан Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в аренду ПК ЖСТИЗ «Дар» на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.05.2016 -РДЗ и договора от 10.06.2016 сроком на 9 лет, зарегистрированного в Севреестре 24.05.2018 (т. 1 л.д. 41,оборот - 50, т. 2 л.д.44-45, 81-83).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории <адрес>, утверждены постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП по состоянию на 01 января 2018 года, кадастровая стоимость выше названного земельного участка составляет 97 982 918,50 рублей и внесена в указанном размере в государственный кадастр 09.01.2019 (т. 1 л.д. 16, 148, т. 2 л.д. 29).

Постановление Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП вступило в силу с 01.01.2019.

ООО «СЗ УК «Севградо» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 26 676 030,00 рублей, по состоянию на 01.01.2018; внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость арендуемого земельного участка с кадастровым номером в размере 26 676 030,00 рублей.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Обществом проведена работа по определению рыночной стоимости указанного земельного участка, результаты которой свидетельствуют о том, что установленная административным ответчиком кадастровая стоимость в отношении спорного земельного участка в размере 97 982 918,50 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную ИП Д.Э. в отчёте об оценке от 06.03.2019, что нарушает права и законные интересы Общества как плательщика арендной платы. 12.03.2019 ООО «СЗ УК «Севградо» обратилось с письменным заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, однако решением Комиссии от 05.04.2019 № 3/2 заявление Общества было отклонено при причине составления отчёта с нарушением требований законодательства и методологии оценочной деятельности.

Определением суда от 02.10.2019 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечены ПК ЖСТИЗ «Дар», в качестве соответчика - Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – Центр), освобождённое от участия в деле в качестве заинтересованного лица.

Определением суда от 16.03.2020 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), освобождённое от участия в качестве соответчика.

Определением суда от 23.08.2019 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечён Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В судебном заседании представитель ООО «СЗ УК «Севградо» А.С. иск поддержал по изложенным в нём доводам, ходатайствовал о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы ввиду несогласия с заключением ООО «АБН-Консалт» от 21.02.2020 по основаниям, изложенным в письменном заявлении от 21.04.2020 и дополнениях к нему от 02.06.2020, проведение которой просил поручить другому экспертному учреждению.

Представитель Центра А.С. против удовлетворения иска и назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы возражала ввиду отсутствия оснований для этого по доводам, изложенным в письменных возражениях от 24.04.2020.

Представители административного ответчика Правительства Севастополя, заинтересованных лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), ПК ЖСТИЗ «Дар», Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем, учитывая положения ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения явившихся лиц, эксперта В.В., исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 245 КАС РФ, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как указывалось выше и усматривается из материалов дела, ООО «СЗ УК «Севградо» на основании заключённого 28.04.2018 с ПК ЖСТИЗ «Дар» договора субаренды является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> +/-45 кв.м., категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – для строительства квартала смешанной жилой застройки.

Согласно пункту 4.1 договора субаренды годовая субарендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города федельного значения Севастополя, утверждённым постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 № 524-ПП, в размере 1 % от нормативной цены земельного участка.

Величина годовой субарендной платы за пользование данным земельным участком согласно расчёту составляет:

36 316 131,00 х 0,1 = 363 161,31 рублей (пункт 4.2 договора субаренды).

Размер годовой субарендной платы установлен на день подписания и может пересматриваться арендатором в связи с инфляцией и индексацией цен, внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты РФ, города Севастополя, но не чаще одного раза в год. Размер субарендной платы пересматривается также в случае повышения размера арендной платы, установленной пунктом 2.3 договора аренды земельного участка, заключенного между арендатором и Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. В случае изменения размера субарендной платы арендатор уведомляет об этом субарендатора и направляет в его адрес проект соглашения о внесении изменений в договор субаренды (пункты 4.5, 4.6 договора субаренды).

Аналогичные положения, в том числе, нормативная цена указанного земельного участка в размере 36 316 131,00 рублей, величина годовой арендной платы за пользование данным земельным участком содержатся в договоре аренды, заключенном 10.06.2016 между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с ПК «ЖСТИЗ «Дар» (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 договора аренды) (т. 1 л.д. 9-15, 41оборот - 50).

Учитывая, что с 01.01.2019 на территории города Севастополя вместо нормативной цены земельных участков применяется кадастровая стоимость, то и расчёты арендной платы по названным договорам стали производиться исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В подтверждение исполнения обязанности по внесению субарендной платы ООО «СЗ УК «Севградо» представлены копии платёжных поручений за период с 28.02.2019 по 30.09.2019, копия счёта от 05.06.2019, выставленного ПК «ЖСТИЗ «Дар» в адрес ООО «СЗ УК «Севградо» (т. 1 л.д. 244-250, т.2 л.д. 1-4).

Решением от 05.04.2019 № Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, заявление ООО «СЗ УК «Севградо» от 12.03.2019 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером отклонено при причине составления отчёта оценщика ИП Д.Э. с нарушением требований законодательства и методологии оценочной деятельности (т. 1 л.д. 59-62).

Следовательно, вопреки доводам ответчиков, утверждённые постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 91:02:002010:17 затрагивают права и обязанности административного истца.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке такого объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (статьи 247, 248 КАС РФ).

В обоснование заявленных исковых требований ООО «СЗ УК «Севградо» представлен отчёт об оценке от 06.03.2019, изготовленный ИП Д.Э., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2018 определена в размере 26 676 030, 00 рублей (т. 1 л.д. 17-58).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно пункту 23 приведенного Постановления Пленума ВС РФ № 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учётом того, что результатом оценки является стоимость, определённая в отчёте об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчёта на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Статьёй 59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов, электронных документов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

По смыслу положений статей 82, 84 и 168 КАС РФ экспертное заключение является одним из доказательств по делу, подлежащих оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности.

Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Требования к заключению судебной экспертизы также содержатся в Федеральном законе от 3.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которому судебная экспертиза - предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (статья 9). Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7). Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).

В связи с существенными противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и отличием рыночной стоимости объекта недвижимости, определённой в отчёте об оценке, от его кадастровой стоимости, определениями суда от 23.10.2019 и от 16.01.2020 по делу назначены первоначальная и повторная судебные оценочные экспертизы, направленные на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающие проверку отчёта об оценке от 06.03.2019, изготовленного ИП Д.Э., на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При этом, суд полагает необходимым установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2018.

В соответствии с поступившим в суд экспертным заключением от 21.11.2019, составленным экспертами ООО «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы», отчёт об оценке от 06.03.2019, изготовленный ИП Д.Э., не соответствует требованиям Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, предъявляемым к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, выявленные несоответствия частично повлияли на определение рыночной стоимости земельного участка (т. 2 л.д. 96-135).

Данное заключение по вопросу о соответствии отчёта об оценке от 06.03.2019 требованиям Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки сторонами по делу не оспаривается и принимается судом в этой части в качестве надлежащего доказательства.

В свою очередь, судом также принимается в качестве допустимого и относимого доказательства заключение повторной судебной оценочной экспертизы от 21.02.2020, изготовленное экспертом ООО «АБН-Консалт» В.В., по вопросу относительно установления рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2018 (т. 3 л.д. 72-106).

Не доверять выводам указанных экспертиз в принятой судом части оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертизы назначались непосредственно судом. Эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, их выводы объективны, а исследования в принятой судом части проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.

Применительно к установлению экспертом В.В. рыночной стоимости суд исходит из следующего.

Согласно заключению от 21.02.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2018 составляет 82 223 000,00 рублей.

В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Аналогичные положения содержатся в пункте 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 № 611.

Из экспертного заключения от 21.02.2020 и пояснений В.В. в судебном заседании следует, что при расчёте рыночной стоимости здания эксперт использовал метод сравнительного анализа, отказ от использования затратного и доходного подхода экспертом обоснован, сомнений не вызывает и по этим основаниям административным истцом заключение не оспаривается.

Экспертом проведён анализ исследуемого земельного участка, учтено, что на него зарегистрировано обременение в виде долгосрочной аренды, однако, исходя из целей кадастровой стоимости (в том числе, для налогообложения), определена рыночная стоимость исходя из права собственности на объект без учёта данного ограничения прав.

При этом, экспертом учтено имеющееся публично-правовое обременение в виде ограничений, установленных Приказом Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» (далее – Приказ Минкульта № 1864) применительно к оцениваемому объекту.

Требования пункта 10 ФСО № 7 о том, что для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости, вопреки доводам административного истца, экспертом не нарушены.

В частности, объект исследования отнесён к сегменту земельных участков для целей рекреации, что дополнительно обосновано экспертом в письменных пояснениях, при опросе в настоящем судебном заседании и не вызывает у суда сомнений.

Судом отклоняются доводы административного истца об ошибочности такого вывода ввиду использования экспертом сведений проекта Генерального плана города Севастополя, не являющегося действующей градостроительной документацией, поскольку названный выше пункт 10 ФСО № 7 позволяет учитывать не только вид фактического использования объекта, но и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

В частности, эксперт В.В. пояснил, что проект Генерального плана города Севастополя им использован в качестве косвенного источника информации с целью определения градостроительных перспектив развития города, а основным документом, позволившим ему сделать вывод об отнесении объекта к рекреации, является Приказ Минкульта № 1864, содержащий требования к режиму использования Р 3-2, участок Л-12, распространяющемуся на исследуемый земельный участок, относящийся к рекреационной зоне организации парков, которая составляет 90 % площади исследуемого участка.

При этом, вопреки доводам административного истца, экспертом при определении наиболее эффективного использования спорного земельного участка соблюдения положения пунктов 12,13,14 ФСО № 7.

Согласно названным нормам наиболее эффективное использование представляет собой такое использование недвижимости, которое максимизирует ее продуктивность (соответствует ее наибольшей стоимости) и которое физически возможно, юридически разрешено (на дату определения стоимости объекта оценки) и финансово оправдано. Наиболее эффективное использование объекта недвижимости может соответствовать его фактическому использованию или предполагать иное использование, например ремонт (или реконструкцию) имеющихся на земельном участке объектов капитального строительства.

Суд находит мотивированным и обоснованным вывод эксперта о том, что использование исследуемого земельного участка по прямому назначению (для строительства квартала смешанной жилой застройки) невозможно ввиду существования публичных ограничений, в связи с чем эксперт обоснованно принял законодательно и юридически допустимый вариант использования участка как организация парковой зоны, в которой согласно Приказу Минкульта № 1864 (режим Р-3-2, Л-12) разрешается строительство коммерческих объектов, связанных с обеспечением туристической деятельности (строительство объектов общественного питания и отдыха населения). Эксперт, с учётом вышеуказанных ограничений, расценил возможным использование исследуемого участка в коммерческих целях с извлечением прибыли, в связи с чем доводы Общества о неучтённой экспертом коммерческой непривекательности участка по причине его расположения главным образом в парковой зоне несостоятельны как основанные на субъективном мнении представителя административного истца.

Учитывая, что в соответствии с Приказом Минкульта № 1864 участок находится в зоне регулируемой застройки, позволяющей застроить до 10% площади, что, по мнению эксперта, достаточно для размещения зданий кафе, ресторанов и др., указанный выше вывод относительно выбора наиболее эффективного варианта использования участка не противоречит Приказу Минкульта № 1864, положениям ФСО № 7, в связи с чем доводы административного истца в указанной части подлежат отклонению.

Названный вывод также согласуется и с положениями пункта 3.6 Методических рекомендаций по оценке объектов недвижимости, отнесённых в установленном порядке к объектам культурного наследия (одобрены к применению Советом по оценочной деятельности на заседании от 23.06.2015), согласно которому в целях сохранности объекта культурного наследия (ОКН) устанавливаются зоны охраны ОКН: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Как пояснил эксперт в судебном заседании, в спорном месте охранной зоны ОКН не установлено, объект исследования находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установленные в ней Приказом Минкульта № 1864 режимы при определении рыночной стоимости объекта им учтены.

Таким образом, ссылки истца на несоответствие заключения Методическим рекомендациям по оценке объектов недвижимости, отнесённых в установленном порядке к объектам культурного наследия, несостоятельны, учитывая, что они разработаны в развитие и дополнение ФСО № 7 (пункт 1.1), которым заключение также не противоречит.

Подлежат отклонению и доводы представителя административного истца о неверном определении экспертом рыночной стоимости объекта ввиду того, что не учтён такой понижающий стоимостный фактор как возможные расходы арендатора при возведении зданий на участке на археологические, полевые и другие работы, связанные с ОКН, поскольку каких-либо разрешительных документов, полученных Обществом для строительства и связанных с ним работ, в ходе рассмотрения дела не представлено. Согласно ответу Департамента архитектуры и строительства города Севастополя разрешительная документация на объекты капитального строительства по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 71).

Суд находит, что экспертом в рамках исследования сегмента рынка обоснованно определены основные ценообразующие факторы, а также проанализирован рынок сопоставимых объектов.

В заключении содержится подробный анализ рыночной информации непосредственно на соответствующем локальном рынке земельных участков с учётом местоположения вблизи <адрес>. Экспертом использованы исключительно объекты-аналоги, вовлечённые в гражданский оборот согласно требованиям ГК РФ, актуальные по состоянию на дату оценки, и которые возможно точно идентифицировать. Сбор рыночной информации осуществлён с использованием сайта поиска архивных объявлений, что подтверждено скриншотами интернет-страниц и позволяет проверить указанные сведения посредством доступа по соответствующей ссылке.

К объектам-аналогам применены корректирующие коэффициенты, в частности, на близость земельного участка к береговой линии, на уклон земельного участка, местоположение, расчёты приведены в таблице 23 заключения и сомнений не вызывают.

Следовательно, экспертом полностью выполнены требования относительно полноты, достоверности, проверяемости рыночной исходной информации.

С учётом вышеизложенного, при итоговом согласовании результатов, эксперт, опираясь на характер недвижимости, цели оценки и используемое определение стоимости, качество и количество исходной информации, подкрепляющей применённый метод и используемый в процессе определения стоимости, учитывая все факты, а также ограничения, допущения и предположения, указанные в соответствующих разделах экспертного заключения, основываясь на анализе и полученных результатах, пришел к соответствующему выводу о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2018 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, результаты которой утверждены упомянутым постановлением. Все расчёты по установлению рыночной стоимости объекта экспертизы имеют обоснования фактическими данными, содержащимися в материалах административного дела и установленными в процессе экспертизы. Суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы.

Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, о государственной судебно-экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.

Оснований для назначения по делу повторной судебной экспертизы, как об этом просит административный истец, судом не усматривается, поскольку отсутствуют условия для этого процессуального действия, предусмотренные статьей 83 КАС РФ – у суда не имеется сомнений в обоснованности имеющегося в деле заключения, а также не выявлено противоречий в содержащихся в нём выводах, в связи с чем в удовлетворении ходатайства представителя административного истца отказано.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 24,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ). Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Руководствуясь положениями статьи 84 КАС РФ об оценке доказательств, прихожу к выводу, что указанная в заключении эксперта ООО «АБН-Консалт» В.В. от 21.02.2019 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка подлежит признанию достоверной, что в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> +/-45 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что постановление Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, вступило в законную силу с 01.01.2019, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в ЕГРН 09.01.2019, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 09.01.2019 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно поступившему в суд заявлению ООО «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы» о взыскании судебных расходов и счёту на оплату от 13.03.2020 стоимость проведения экспертизы и подготовку заключения от 21.11.2019 составляет 36 000 рублей (т. 2 л.д. 136, т. 3 л.д. 150).

Поскольку судебная экспертиза не была оплачена до её проведения, то указанная сумма подлежит взысканию в пользу экспертного учреждения с административного истца в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 вопрос о судебных расходах, понесённых заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.В. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.

Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем, при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учёт того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости её расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Учитывая, что ранее определённая в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 91:02:002010:17 в размере 97 982 918,50 рублей превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, установленную в судебном экспертном заключении (82 223 000,00 рублей), в 1,1 раза (16%), что укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, оснований для взыскания расходов на оплату экспертного заключения с административных ответчиков не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> +/-45 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 82 223 000,00 рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 марта 2019 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 09 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Управляющая компания «Севградо» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Негосударственная лаборатория судебной экспертизы» судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 36 000,00 (тридцать шесть тысяч) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Севастопольский городской суд.

Судья                                                                                            Т.А. Артамонова

Мотивированное решение в окончательной форме принято 10 июня 2020 года

3а-8/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Специализированный застройщик Управляющая компания "Севградо"
Ответчики
Правительство Севастополя
Государственное бюджетное учреждение г. Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки"
Другие
Луговская Анна Васильевна
Управление государствуенной регистрации права и кадастра Севастополя
ПК «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дар»
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
04.07.2019Регистрация административного искового заявления
04.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2019Судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Судебное заседание
13.12.2019Производство по делу возобновлено
15.01.2020Судебное заседание
11.03.2020Производство по делу возобновлено
16.03.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
22.05.2020Производство по делу возобновлено
03.06.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2020Дело оформлено
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее