Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-84/2021 (2-5510/2020;) ~ М-5160/2020 от 07.10.2020

№ 2-84/2021

УИД 63RS0045-01-2020-006834-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2021 г.                                г. Самара

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего: Бадьевой Н.Ю.,

С участием адвоката Колесниковой А.Г.,

При секретаре: Корячкиной И.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-84/2021 по иску Администрации муниципального района <адрес> <адрес> области к Байкину Вячеславу Андреевичу, Шипилову Сергею Александровичу о неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, за пользование земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Администрация муниципального района <адрес> - обратился в суд с иском к ответчикам Байкину В.А., Шипилову С.А. с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что на основании Распоряжения Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -р проведена внеплановая выездная проверка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый . В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью кв.м., фактически больше заявленных размеров на кв.м. Ответчики Байкин В.А. и Шипилов С.А. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по ? доли за каждым, однако, фактически занимают земельный участок, площадью 414 кв.м. Использование земли в Российской Федерации является платным (статья 65 ЗК РФ). Сумма неосновательного обогащения рассчитана согласно Методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории <адрес> и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308, и равна размеру арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара, предоставляемого для целей, не связанных со строительством. Согласно расчету, сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком, площадью 414 кв.м., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. с учетом размера процентов составляет 257 580,33 руб., из них: сумма неосновательного обогащения – 226 235,74 руб., сумма процентов за пользование чужими денежными средствами – 31 344,59 руб. В связи с этим, истец – Администрация муниципального района <адрес> просит взыскать солидарно с Байкина В.А., Шипилова С.А. сумму неосновательного обогащения за пользование земельными участками и процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами в общем размере 257 580,33 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился, судом извещался надлежащим образом.

Представитель ответчиков Байкина В.А., Шипилова С.А. – Колесникова А.Г., действующая на основании доверенности и ордера, в судебное заседание не явился, извещена надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила применить срок исковой давности к требованиям, заявленным за период с 10.03.2017г., кроме того, указывала, что истцом не представлено доказательств использования ответчиками земельного участка, большей площадью, чем это предусмотрено правоустанавливающими документами, в связи с чем, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица – Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес>, привлеченный к участию в деле по инициативе суда и не заявляющий

самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 32 Устава муниципального района <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N , Собрание представителей муниципального района является представительным органом муниципального района, входящим в структуру органов местного самоуправления.

По вопросам, отнесенным к компетенции Собрания представителей муниципального района Волжский федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом, Собрание представителей принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального района (п. 20 п. 1 ст. 34 Устава).

Решения Собрания представителей муниципального района <адрес>, согласно пункта 2 части 1 статьи 58 Устава муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов.

20.11.2014г. собранием представителей муниципального района <адрес> (далее также Собрание представителей) принято решение N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района <адрес>".

Нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Волжская новь", N 90 (7476) от ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу с момента официального опубликования.

Решениями Собрания представителей в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено Приложение N 2 "Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района <адрес> и предоставляемых для строительства" и Таблица N 1 "Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории <адрес>") видов строительства", где установлены числовые значения процентов от кадастровой стоимости земельных участков за первые два, третий, четвертый и последующий годы использования, предоставленных для различных видов строительства.

Нормативные правовые акты в оспариваемых редакциях опубликованы в официальном печатном издании "Волжская новь" , ДД.ММ.ГГГГ.; (7614), ДД.ММ.ГГГГ.; (7736), 12.08.2017г., вступили в силу со дня официального опубликования и являются действующими.

Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленных в аренду без торгов, который согласно п. 1 устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование указанных земельных участков.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.

На основании пункта 1 Методики, размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства.

Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.

В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015г. № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п.1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Одним из принципов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, в частности статьей 65 ЗК РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным.

В части 1 статьи 1102 ГК РФ указано, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.

Из дела следует, что Байкин Вячеслав Андреевич и Шипилов Сергей Александрович являются собственниками земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью кв.м., на праве общей долевой собственности по ? доли за каждым.

ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией муниципального района <адрес> -р принято решение о проведении внеплановой выездной проверки земельного участка, принадлежащего Байкину тВ.А. и Шипилову С.А. (л.д. 29).

В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А, площадью кв.м., фактически больше заявленных размеров на кв.м. Ответчики Байкин В.А. и Шипилов С.А. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по ? доли за каждым, однако, фактически занимают земельный участок, площадью .м., о чем составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 30).

Указанный акт явился основанием для привлечения Байкина В.А. к административной ответственности за нарушение земельного законодательства по ст. 7.1 КоАП ОФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 120).

Полагая, что указанные обстоятельства являются основанием для взыскания с ответчиков платы за незаконное пользование земельным участком, истцом произведен расчет суммы неосновательного обогащения, указанная сумма рассчитана согласно Методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории <адрес> и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и равна размеру арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара, предоставляемого для целей, не связанных со строительством. Согласно расчету, сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком, площадью 414 кв.м., за период с 10.03.2017г. по 11.3.2020г. с учетом размера процентов составляет 257 580,33 руб., из них: сумма неосновательного обогащения – 226 235,74 руб., сумма процентов за пользование чужими денежными средствами – 31 344,59 руб. в силу ст. 395 ГК РФ.

29.04.2020г. истцом в адрес ответчиков направлена претензия о выплате вышеуказанной суммы, однако, претензия оставлена ответчиками без удовлетворения, что явилось причиной обращения истца в суд с настоящими требованиями (л.д. 23).

Сторона ответчиков в судебном заседании оспаривала обязанность по выплате платы за пользование земельным участком, кроме того, указывала на то, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о праве Администрации муниципального района <адрес> на взимание платы за пользование земельным участком.

Судом установлено, что, действительно, земельный участок ответчиков с кадастровым , принадлежащий ответчикам на праве собственности, примыкает к земельному участку с кадастровым номером

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит Министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>, вид разрешенного использования - для строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара Самара III, IV (очереди) с муниципальном районе Волжский самарской области.

Право бессрочного пользования Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> зарегистрировано надлежащим образом.

Из представленного Министерством транспорта и автомобильных дорог <адрес> заключения кадастрового инженера Белоклокова С.В. КИ от 20.01.2021г. следует, что действительно, ответчиками используется земельный участок, общей площадью кв.м., вместо предусмотренной правоустанавливающими документами площади 182 кв.м. В то же время, излишне занимаемый ответчиками земельный участок полностью располагается на территории земельного участка с кадастровым номером 63:17:0502001:1227 и принадлежащего Министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ одними из основных начал гражданского законодательства являются обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.

Согласно ст. 1102 гл. 60 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса (п. 1).

Пунктом 2 названной статьи установлено, что правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Из приведенных положений закона следует, что юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в судебном заседании, являются обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счет истца. Для удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения необходимо установить факт неосновательного обогащения в виде приобретения или сбережения ответчиком чужого имущества, отсутствие оснований, дающих приобретателю право на получение имущества потерпевшего (договоры, сделки и иные основания, предусмотренные статьей 8 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом Администрацией муниципального района <адрес> не доказан факт приобретения или сбережения ответчиком имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счет истца, поскольку истец не является распорядителем земельного участка с кадастровым номером и, как следствие, не может предъявлять требования о взыскании платы за незаконное его использование ответчиком. В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного суду не представлено, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих факт предоставления указанных полномочий в интересах Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

На основании пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

При разрешении ходатайства представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд принимает во внимание, что согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 10 Постановления N 15/18 от 12, ДД.ММ.ГГГГг. срок давности по искам о просроченных повременных платежах исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу. С учетом того обстоятельства, что арендные платежи носит повременной, ежемесячный характер, в случае законности и обоснованности заявленных истицей требований, а также даты подачи иска (07.10.2020г. путем почтового отправления (л.д. 5), срок давности по настоящему делу пропущен с 10.03.2017г. по 06.10.2020г. Однако, указанное обстоятельство, в данном случае не имеет правового значения, поскольку при рассмотрении дела по существу судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального района <адрес> к Байкину Вячеславу Андреевичу, Шипилову Сергею Александровичу о неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, за пользование земельным участком оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд чрез <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021г.

Председательствующий:                        Н.Ю.Бадьева

2-84/2021 (2-5510/2020;) ~ М-5160/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Ответчики
Шипилов С.А.
Байкин В.А.
Другие
Министерство транспорта и автмобильных дорог
ФГБУ ФКП Росресстра по С/о
Управление росреестра по с/о
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бадьева Н. Ю.
Дело на странице суда
promyshleny.sam.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.10.2020Предварительное судебное заседание
17.11.2020Предварительное судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее