Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-229/2020 (2-6218/2019;) ~ М-6449/2019 от 02.12.2019

63RS0-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.02.2020 года Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Ессе К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сазоновой М.В. к Администрации г.о. Самара и Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара о возложении обязанности включить её в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Сазонова М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указала, что она относится к категории лиц, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение. На момент аварии на Чернобыльской АЭС и последующие годы до выезда из зоны проживания с правом на отселение, её родители проживали в городе <адрес>. Её статус выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение подтверждает удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ она проживает в городе Самаре вместе с сыном Яковлевым К.С., родившимся ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ она признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека, в том числе сын Яковлев К.С.

Затем она обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки г.о. Самара с заявлением о включении в список на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи 2-х человек, однако согласно сообщению от 04.10.2019 года ей в этом отказано, поскольку, в соответствии с частями второй и третьей ст.22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986 года по 01.01.1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, (в том числе родившимся после 30.06.1986 года), в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона РФ, предоставляются только по достижения ими пенсионного возраста с учётом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона РФ №1244-1.

По её мнению, указанный отказ является незаконным, необоснованным и нарушающим её права.

Принимая решение об отказе, о включении в список на получение государственного жилищного сертификата, ответчик не принял во внимание, что её статус выехавшей из зоны проживания с правом на отселение должен рассматриваться с учётом положений ст.22 в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ.

Часть 1 ст.22 изложена в редакции Федеральных законов от 24. 11.1995 года №179-ФЗ, от 11.12.1996 года №149-ФЗ, от 22.08.2004 года №122-ФЗ гражданам указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона».

Часть 2 статьи 22 в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ должна применяться к гражданам, имеющих иной статус.

Часть 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложена в следующей редакции:

«Гражданам, переселившимся после ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются компенсации и льготы, предусмотренные статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п.6 части первой ст.13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы. При этом, добровольное повторное переселение, в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечёт за собой возникновения права на получение компенсаций и льгот предусмотренных статьей 17 настоящего закона».

Часть 3 ст.22 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ, изложена в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения указанные в ст.7 настоящего закона меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона не предоставляются».

В ст.22 Закона РФ не содержатся указания на отсутствие права на получение жилищного сертификата граждан родившихся в зоне проживания с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Её статус закреплен п.11 ст.13 Закона РФ , согласно которому к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются действия указанного Закона, относятся граждане, выехавшие из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы.

Статья 22 Закона, которой ответчик мотивирует отказ включить её в список на получение государственного жилищного сертификата, является отсылочной.

Частью 1 ст.22 Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

В силу п.7 ст.17 Закона категории лиц, к которым она относится, гарантируются меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке установленных Правительством РФ.

Применение к указанным правоотношениям части 2 и 3 ст.22 Закона не допустимо, т.к. по своему статусу она относится к категории лиц, права которых регулируются частью 1 ст.22 Закона. Оснований для отнесения её к гражданам, права которых должны быть урегулированы частями 2 и 3 ст.22 Закона, не имеется, т.к. с момента выезда из зоны проживания с правом на отселение обратно в зону отселения, зону с правом на отселение либо зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, она не возвращалась. Законных оснований для отнесения её к указанным гражданам не приведено. Каких-либо разъяснений от ответчика по этому вопросу она не получила. По её мнению, законных оснований для принятия решения об отказе включения её в список на получение жилищного сертификата, у ответчика не имелось.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать Администрацию г.о. Самара включить её в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.22 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п.6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст.7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, не предоставляются.

Гражданам, принятым на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в государственные образовательные организации, а также за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования в образовательные организации, расположенные на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, зоны отселения, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственноп.1 ч.1 ст.18, п.1 ч.2 ст.19, п.1 ч.2 ст.20 настоящего Закона. После получения образования и выезда за пределы указанных территорий эти граждане утрачивают право на меры социальной поддержки.

Согласно п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Пунктом 6 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно ст.17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, указанным в пункте 6 части первой ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения – предусмотренные п.п. 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2-3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения – предусмотренные п.п. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, п.2 части первой и п.2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется, в частности, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.

Из материалов дела следует, что Сазонова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обладает статусом лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение.

Согласно удостоверению серии АБ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения и социального развития <адрес>, Сазонова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в населённом пункте <адрес>, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Удостоверением подтверждается, что она добровольно выехала из зоны проживания с правом на отселение.

Согласно справке Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального органа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сазонова М.В. проживала в селе <адрес>.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Сазонова М.В. проживает в городе Самаре. Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и регистрации в паспорте, она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ней проживает её несовершеннолетний сын - Яковлев К.С., родившийся ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Сазонова М.В. признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека, в том числе сын Яковлев К.С.

Материалами дела также подтверждается, что Сазонова М.В. обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки г.о. Самара с заявлением о включении в список на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи 2-х человек, однако согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом отказано.

Согласно сообщению Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ основанием отказа послужило то, что в соответствии с частями второй и третьей ст.22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, (в том числе родившимся после ДД.ММ.ГГГГ), в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона РФ, предоставляются только по достижения ими пенсионного возраста с учётом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона РФ .

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенных в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Южик Е. В. на нарушение её конституционных прав и конституционных прав её несовершеннолетнего сына Дегтярева Б. И. частью 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и определении от ДД.ММ.ГГГГ -О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осадчей Е. А. на нарушение её конституционных прав положениями пункта 11 части 1 ст.13, частей 1 и 2 ст.22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» согласно части 2 ст.22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение после ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны проживания с правом на отселение, лишь при условии получения в соответствии со статьями 33, 37 и примечанием к статье 35 названного Закона права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на такого рода территорию, а затем выехавших из нее на другое место жительства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О и 135-О и др.).

Между тем, как установлено судом, Сазонова М.В. не допускала подобного рода злоупотреблений. Она, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату выезда с территории с правом на отселение, являясь несовершеннолетней, вместе со своими родителями выехала в <адрес>, т.е. на территорию, которая не подвергалась радиоактивному загрязнению.

Таким образом, обоснование ответчика о невозможности включения истицы в список на получение государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) для покупки жилого помещения, в связи с тем, что она является лицом, переселившимся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, не соответствует закону, фактическим и юридически-значимым обстоятельствам, установленным судом.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, стороной ответчика не представлено.

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание то, что истица в несовершеннолетнем возрасте выехала с территории с правом на отселение в <адрес>, а не на территорию, которая подвергалась радиоактивному загрязнению, т.е. не злоупотребляла своими правами, суд приходит к выводу о том, что ответчику при разрешении заявления истицы по существу, не следовало руководствоваться частью 2 и 3 ст.22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а необходимо было применить часть 1 указанной статьи, согласно которой гражданам, указанным в п.11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, а именно обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных законом. При этом совокупность указанных норм, применительно к истице, не содержит указания на то, что соответствующее право на обеспечение жильём она вправе реализовать лишь при выходе на пенсию.

С учётом изложенного, суд считает, что заявленные истицей требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Сазоновой М.В. – удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Самара включить Сазонову М.В. в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-229/2020 (2-6218/2019;) ~ М-6449/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сазонова М.В.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара
Другие
Министерство социальной-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2019Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее