Судья: Красильников Т.С. Дело <данные изъяты>а-19861/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Варламовой Е.А., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2018 года апелляционную жалобу Шевченко А. А. на решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Семерьянова А. С., Шевченко А. А. к администрации городского округа Истра о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по содержанию дороги местного значения по <данные изъяты> в <данные изъяты> городского округа Истра, обязании построить дорогу, обеспечить наличие тротуара, обеспечить содержание дороги, в том числе уборку снега с проезжей части и тротуара,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Шевченко А.А., Семерьянова А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Семерьянов А.С. и Шевченко А.А. обратились в суд с административными исками к администрации г.о.Истра, просили признать незаконными действия (бездействие) администрации г.о.Истра, выразившиеся в неисполнении обязательства по содержанию автодорог местного значения и осуществлению дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения по <данные изъяты>, д.Рубцово, г.о.<данные изъяты>, обязать администрацию г.о.Истра осуществить дорожную деятельность, а именно построить дорогу по <данные изъяты> в д.Рубцово; обеспечить наличие тротуара и освещения по <данные изъяты> в д.Рубцово; обеспечить дальнейшее содержание дороги по <данные изъяты>, в д.Рубцово, установив срок для осуществления дорожной деятельности п.2 один год; обязать администрацию г.о.Истра обеспечить в зимнее время уборку снега по <данные изъяты> в д.Рубцово с даты решения суда.
В судебном заседании Семерьянов А.С., Шевченко А.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель администрации г.о.Истра по доверенности Абрамова Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Шевченко А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п.3 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с п.11 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.9 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа.
В соответствии со ст.11 Федерального закона №257-ФЗ от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии п.6 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от <данные изъяты> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления (в рассматриваемом деле городского округа) относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 2012 года Семерьянов А.С. является собственником земельного участка, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Рубцово, <данные изъяты>, уч.218, а также собственником жилого дома общей площадью 116,1 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Рубцово, <данные изъяты>.
Шевченко А.А. с 2014 года является собственником земельного участка площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Рубцово, уч.311.
Как установлено судом, постановлением администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> (л.д.99) земельный участок площадью 55,0 га (пашни) в районе д. Рубцова был передан в ведение администрации Ядроминского сельского округа.
Постановлением администрации Ядроминского сельского округа от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.123) постановлено выполнить проект планировки и застройки территории ЛПХ «Рубцово» (л.д.130-131).
Согласно пояснительной записки к проекту планировки и застройки территории ЛПХ «Рубцово» (л.д.124-127), границами участка служат: с северной, южной и восточной стороны – пашни; с западной стороны <данные изъяты>; дороги на территории ЛПХ «Рубцово» относятся к внутренним дорогам, и имеют въезд на дороги местного значения.
Постановлением администрации Ядроминского сельского округа от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.98) земельный участок площадью 85,0 га был предоставлен под организацию ЛПХ «Рубцово» д. Рубцово Ядроминского сельского совета, из которых в собственность гражданам была передана земля общей площадью 79,5 га, в совместно-коллективную собственность 5,5 га.
Решением Совета депутатов сельского поселения Ядроминсоке Истринского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, копия которого представлена в заседании судебной коллегии, на основании материалов, представленных администрацией данного сельского поселения, решения общего собрания собственников, плана застройки территории, который дублирует ранее присвоенные адреса в д. Рубцово, в связи с чем возникли проблемы присвоения почтовых адресов законченным строительством жилым домам, присвоено наименование: улица «Радужная» в д. Рубцово сельского поселения Ядроминсоке согласно географической привязки к местности.
Как следует из постановления Главы с.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.100-122), организована работа по формированию и передаче в установленном порядке списков членов ЛПХ, приложений к постановлениям Главы Ядроминского сельского Совета за период с 1992 по 2001 согласно приложению, не сданных в архив в установленные законодательством сроки.
Администрацией с.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.14) на обращение Семерьянова А.С. дан ответ, согласно которому администрация поселения занимается содержанием дорог местного значения, находящихся на балансе, собственности администрации. В собственности администрации находится дорога д. Рубцово, длиной 1300 метров с апреля 2011 <данные изъяты> до настоящего времени новый генеральный план поселения не принят и находится на стадии утверждения, действует решение Истринского городского Совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> и решение Исполнительного комитета Ядроминского сельского Совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты>, согласно которым ЛПХ «Рубцово» не входит в черту населенного пункта д. Рубцово. Земельные участки жителей, проживающих на <данные изъяты> – расположены за чертой населенного пункта д. Рубцово.
Главным Управлением Архитектуры и градостроительства <данные изъяты> (л.д.16) Семерьянову А.С. сообщено, что утверждение генерального плана сельского поселения Ядроминское планируется в 2016 г.
Согласно ответу администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> (л.д.19), на <данные изъяты> проживают постоянно зарегистрированные граждане, администрацией <данные изъяты> будут приняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения и проезда по <данные изъяты> в дни обильных снегопадов в пределах денежных средств, предусмотренных контрактом на содержание дорог.
Ответом администрации г.о. Истра от <данные изъяты> <данные изъяты> Семерьянову А.С. на его обращение сообщено, что генеральный план сельского поселения Ядроминское не утвержден. Ввиду вступления в силу <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Истринского муниципального района», в результате объединения территорий городских и сельских поселений Истринского муниципального района в городской округ Истра, прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу вышеуказанного <данные изъяты>, разработка генеральных планов поселений прекращена.
Генеральный план городского округа Истра в настоящее время не утвержден. В соответствии с законом <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> – ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>» полномочия по разработке генеральных планов городских округов осуществляет уполномоченный орган <данные изъяты> – Главное управление архитектуры и градостроительства <данные изъяты>. В настоящее время вносятся изменения в государственную программу <данные изъяты> «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017 – 2021 годы». Сроки разработки и утверждения документа территориального планирования городского округа <данные изъяты> определяются государственной программой <данные изъяты> «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017 – 2021 годы» (л.д. 27, 28).
На территории ЛПХ «Рубцово» было образовано некоммерческое партнерство «Содействие благоустройству земельных участков личного подсобного хозяйства «Рубцово» (ОГРН 1045003053480), которое было ликвидировано <данные изъяты>.
Актом визуального осмотра земельного участка от <данные изъяты> (л.д.74-86), в ходе проведенного обследования установлено, что подъезд к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, д. Рубцово, <данные изъяты> имеется, движение автотранспорта осуществляется свободно. В ходе проведенного осмотра нарушений земельного законодательства не установлено.
Разрешая заявленные требования, доводы административных истцов о том, что принадлежащие им жилые дома расположены в границах населенного пункта <данные изъяты>, суд обоснованно отклонил, опираясь на содержание постановления администрации Ядроминского сельского округа от <данные изъяты> <данные изъяты>, пояснительной записки к проекту планировки и застройки территории ЛПХ «Рубцово» (л.д.124-127) а также письма администрации с.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.14).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от <данные изъяты> <данные изъяты>-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с жалобой гражданина Н.Н. Марасанова», положений п.3 ст.40 и п.1 ст.42 Федерального закона от <данные изъяты> №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», суд пришел к выводу о том, что с момента ликвидации некоммерческое партнерство «Содействие благоустройству земельных участков личного подсобного хозяйства «Рубцово» (ОГРН 1045003053480) дороги на территории ЛПХ «Рубцово», которым было присвоено наименование <данные изъяты>, находятся в совместно-коллективной собственности граждан, проживающих на территории ЛПХ «Рубцово» и в муниципальную собственность не передавались.
Верно установив обстоятельства по делу, дав представленным доказательствам правовую оценку в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным оспариваемого бездействия администрации городского округа Истра и возложении на нее обязанности построить дорогу, обеспечить наличие тротуара, обеспечить содержание дороги, в том числе уборку снега с проезжей части и тротуара.
Вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия считает соответствующим требованиям ст. 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи