Судья Божко О.А. Дело № 33-9979/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 1 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Грымзиной Е.В.,
при секретаре Яковенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Прохоренко Евгения Александровича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе во включении периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в специальный стаж
по апелляционной жалобе Прохоренко Евгения Александровича
на решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от
27 мая 2019 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Прохоренко Евгения Александровича к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Суровикинском районе Волгоградской области о признании решения Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., Прохоренко Е.А., представителя истца Белову Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Суровикинском районе Волгоградской области Квочкину Д.И., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прохоренко Е.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе во включении периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в специальный стаж.
Требования мотивированы тем, что истец 4 марта 2019 г. обратился в ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, по причине отсутствия условий для её назначения, предусмотренных п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначении накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту-Перечень), утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н, согласно которому проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания»).
Прохоренко Е.А. просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год, с 23 марта 2019 г.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, Прохоренко Е.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 34, 35 и 49 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н.
В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионному обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы:
а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионному обеспечении в Российской Федерации»);
б) о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской ВАЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
д) о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других республик бывшего СССР.
В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 228/271/63н, устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п. 100 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11 апреля 2006 г.
№ 228/271/63н «Об утверждения порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п.3 названного Приказа удостоверение по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год по причине отсутствия условий для её назначения, предусмотренных п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначении накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958 н, согласно которому проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания»).
Основанием к отказу в назначении Прохоренко Е.А. страховой пенсии с уменьшением возраста на 1 год явилось отсутствие у истца документа, выданного в соответствии с нормами Российского законодательства.
Согласно паспорту Прохоренко Е.А. является гражданином РФ.
Истцом представлен военный билет на его имя серии № <...>, в котором содержатся сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета <.......> сельсоветом <.......>,
ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет <.......> сельсоветом <.......>
ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом <.......> сельского совета на имя Прохоренко Е.А. выдана справка о том, что истец проживал и зарегистрирован в
<адрес> с 26 апреля 1986 г. по
13 февраля 1987 г., которое согласно постановлению Кабинета Министров
№ 106 от 26 июля 1991 г. относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, категория 4, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1 до 5-ти-км-2.
Жители данного населенного пункта пользуются льготами согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы».
Вышеуказанные документы были предоставлены Прохоренко Е.А. в УПФР в Суровикинском районе Волгоградской области для назначения пенсии со снижением возраста.
Истцом в суд предоставлена трудовая книжка, из которой следует, что с
3 февраля 1986 г. по 26 августа 1989 г. он работал учителем труда в Гулянецкой средней школе Коростенского района Житомирской области.
Истцом также предоставлена информация, полученная ДД.ММ.ГГГГ за
№ <...> в ГКУ ЦСЗН по <адрес> о том, что согласно перечню населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. № <...>, <адрес>, Украины, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Для граждан, выехавших из данной зоны проживания, выдача специальных удостоверений единого образца не предусмотрена. В соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 г. № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне.
В статье 11 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности её территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ.
На территории РФ такие зоны определены Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
<адрес>, в данном перечне не поименовано, поскольку находится на территории другого государства.
Выданная ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом <.......> сельского совета на имя Прохоренко Е.А. справка о том, что истец проживал и зарегистрирован в <адрес>, с 26 апреля 1986 г. по 13 февраля 1987 г., которое согласно постановлению Кабинета Министров
№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, категория 4, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1 до 5-ти-км-2, не может быть признана в качестве соответствующего документа, с которым закон связывает назначение досрочной пенсии, поскольку данная справка не соответствует форме, утвержденной письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 г. № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом». Форма справки не соответствует форме, утвержденной вышеназванным письмом, справка выдана в Украине.
Удостоверение установленного образца Прохоренко Е.А. не выдавалось.
Истцом документально не подтвержден факт проживания его в зоне с льготно-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня
1986 г., в связи с чем, отказ УПФР в назначении истцу страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год является законным. Оснований для удовлетворения требований Прохоренко Е.А. не имеется.
В связи с чем, суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Прохоренко Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области о признании решения Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует документальное подтверждение характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, судебная коллегия не принимает ввиду следующего.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от
27 мая 2019 г. по гражданскому делу по иску Прохоренко Евгения Александровича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе во включении периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в специальный стаж – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: