Дело № 2 – 2333/2021 изготовлено 11.10.2021
УИД 76RS0016-01-2021-001504-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Сивановой К.В.,
при секретаре Киселевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлева Александра Николаевича к Мэрии г. Ярославля об устранении недостатков земельного участка,
установил:
Журавлев А.Н. обратился в суд с иском к Мэрии г. Ярославля об устранении недостатков земельного участка. В обоснование требований истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. Первоначально земельный участок был предоставлен в аренду Даниловой Н.К. на основании договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора по договору переданы истцу. Участниками договора аренды в настоящее время являются истец и мэрия г. Ярославля. Согласно договору аренды земельный участок предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства. В ДД.ММ.ГГГГ Журавлев А.Н. в целях строительства на земельном участке жилого дома обратился за получением разрешения на строительство. В выдаче разрешения ему отказано, поскольку в правилах застройки и землепользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и генеральном плане г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р.1 (зоны городских парков, скверов). Таким образом, ответчиком не исполнена обязанность по передаче земельного участка, пригодного для использования в соответствии с условиями договора, а истец лишен возможности использовать его по целевому назначению. Действия Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля являются недобросовестными, арендодатель сдал в аренду имущество с недостатками, которые исключают использование земельного участка в соответствии с условиями договора аренды. Просил устранить недостатки земельного участка путем изменения функциональной зоны, в которой находится земельный участок, на функциональную зону, допускающую использование земельного участка в соответствии с условиями договора аренды для индивидуального жилищного строительства, в разумный срок с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца Иванов А.Г. по доверенности в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Мэрии г. Ярославля в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда города Ярославля», Управления Росреестра по Ярославской области, территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора. Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества. Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
Частью 12 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту функциональных зон поселения или городского округа.
Статьей 24 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (ст. 18 ГрК РФ).
Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Даниловой Н.К. к Правительству ЯО, Департаменту по управлению государственным имуществом ЯО о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке в аренду, вступившим в законную силу, на Правительство ЯО возложена обязанность предоставить Даниловой Н.К. земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ между Даниловой Н.К. и МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №-о, согласно которому арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду и использует 800 кв.м земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> в Дзержинском районе, кадастровый квартал №.
ДД.ММ.ГГГГ между Даниловой Н.К. и Журавлевым А.Н. заключено дополнительное соглашение № к договору аренды, согласно которому Данилова Н.К. передала, а Журавлев А.Н. принял на себя права и обязанности арендатора по договору аренды.
ДД.ММ.ГГГГ Журавлев А.Н. обратился в Департамент архитектуры и развития территорий города с заявлением на выдачу разрешения на строительство. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с тем, что вид использования земельного участка (строительство индивидуального жилого дома) не соответствует перечню основных видов разрешенного использования участков, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны городских парков, садов, скверов (Р.1). Согласно уведомлению Департамента градостроительства мэрии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне городских парков, садов и скверов (Р.1).
Согласно отзыву Департамента градостроительства мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Фрагментам карты градостроительного зонирования <адрес> «Границы территориальных зон» на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Генеральном плане <адрес>, утвержденном решением Муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции до принятия решения муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и в Правилах землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, территория в районе пересечения <адрес> и <адрес> была отображена жилой функциональной зоной (территориальной зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4)). В редакции Генерального плана от ДД.ММ.ГГГГ № и Правил землепользования и застройки <адрес> в соответствующей редакции указанная территория отображена функциональной зоной рекреационного назначения (территориальной зоной городских парков, садов, скверов (Р.1)). Изменения внесены в целях сохранения существующих озелененных территорий, согласно фотосъемке на данной территории расположены высокоствольные тополя.
То есть на момент вынесения Дзержинским районного суда <адрес> земельный участок входил в соответствующую виду разрешенного использования функциональную зону, вдальнейшем функциональная зона была изменена. При этом на момент заключения между Даниловой Н.К. и Журавлевым А.Н. дополнительного соглашения № к договору аренды функциональная зона была изменена на Ж.1.
В силу вышеприведенных норм Градостроительного кодекса РФ функциональная зона земельного участка устанавливается Генеральным планом <адрес>, указанный документ территориального планирования является первичным и обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. При этом Генеральный план г. Ярославля и изменения в него утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения – муниципалитетом г. Ярославля.
Из изложенного следует, что принятие решения об изменении функциональной зоны земельного участка не входит в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления, в связи с чем на мэрию г. Ярославля не может быть возложена соответствующая обязанность.
Истец, обращаясь в суд иском к мэрии об устранении недостатков земельного участка на основании ст. 612 ГК РФ и прося изменить функциональную зону, фактически оспаривает внесение изменений в Генеральный план г. Ярославля. При этом суд не вправе подменять органы законодательной (представительной) власти г. Ярославля и разрешать вопрос об изменении функциональной зоны земельного участка, который относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. С административным иском об оспаривании решений органов представительной власти истец не обращался.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░