УИД: 28RS0006-01-2020-000046-74
Дело № 2-38/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Шевченко М.В.,
с участием
истца - старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А.,
представителя ответчика МКУ Администрации рп. Бурея ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей п. Бурея к МКУ Администрации рп. Бурея о возложении обязанности на МКУ Администрацию рабочего посёлка Бурея оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок, Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул. Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Торговая,41 А приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
15 января 2020 года прокурор Бурейского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей п. Бурея Бурейского района Амурской области обратился в суд с иском к МКУ Администрации рп. Бурея.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п.1, 9 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 190 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Как установлено ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Закон Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 (ред. от 04.03.2016) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации теплоснабжения населения.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании ч.7 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Во исполнение названной нормы законодательства постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту - Правила № 1034).
В силу п. 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п. 15 правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Установлено, что в собственности муниципального образования МКУ Администрации рп. Бурея находятся котельные, расположенные в Амурской области, Бурейском районе, в п. Бурея по адресам: ул.Вокзальная,1, ул. Путейский городок, ул. Кировская, 83, ул. Октябрьская, 85, Октябрьская, 172, ул.Партизанская, 42, ул. Торговая, 41А, ул. Торговая, 63.
Вместе с тем по результатам проверки установлено, что вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении и энергосбережении котельные приборами учета тепловой энергии не оборудованы.
Указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению жилые дома и социально-значимые объекты, расположенные на территории п. Бурея.
В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки к отопительному периоду (далее - Правила №103).
В соответствии с п. 2 Правил № 103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В п. 10 Правил № 103 предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:
- не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии;
- не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Отсутствие приборов учета на котельных послужило основанием для отказа в выдаче Бурейскому муниципальному образованию паспорта готовности котельной к отопительному периоду 2019-2020.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставление населению коммунальных услуг.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным в виду того, что количество жителей п. Бурея - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
Просил суд возложить обязанность на МКУ Администрацию рп. Бурея оборудовать муниципальные котельные, расположенные в Амурской области, Бурейском районе, в п. Бурея по адресам: ул.Вокзальная,1, ул. Путейский городок, ул. Кировская, 83, ул. Октябрьская, 85, Октябрьская, 172, ул.Партизанская, 42, ул. Торговая, 41А, ул. Торговая, 63 прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года.
Определением Бурейского районного суда от 10 февраля 2020 года привлечены в качестве соответчиком МКУ Администрации рп. Бурея ООО «Бурейская теплоснабжающая компания», ООО «Теплоснабжающая компания» и приняты к производству суда уточнённые исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области. Согласно уточнённых исковых требований прокурора Бурейского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей п. Бурея просил суд возложить обязанность на МКУ Администрацию рабочего посёлка Бурея и ООО «Теплоснабжающая компания» в солидарном порядке оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до 1 сентября 2020 года, возложить обязанность на МКУ Администрацию рабочего посёлка Бурея и ООО «Бурейская теплоснабжающая компания» в солидарном порядке оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Торговая,41 А приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года,
Определением Бурейского районного суда от 25 июня 2020 года принят отказ прокурора Бурейского района от иска в части требований к ООО «Бурейская теплоснабжающая компания», ООО «Теплоснабжающая компания», производство по делу к данным ответчикам прекращено.
Прокурор ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования к МКУ Администрации рп. Бурея поддержала в полном объёме. В обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении. Просила суд возложить обязанность на МКУ Администрацию рабочего посёлка Бурея оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок, Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул. Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Торговая,41 А приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ Администрации рп.Бурея ФИО4 исковые требования прокурора Бурейского района признала признана в полном объеме. Просила суд принять её признание иска. Суду пояснила, что последствия признания исковых требований о том, что в случае принятия признания иска ответчиком судом, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований, ей судом разъяснены и понятны.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица: Администрации Бурейского район Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего. В письменном отзыве указавших, что определением Бурейского районного суда от 24 марта 2020 администрация Бурейского района вступила в дело в качестве третьего лица.
По существу спора поясняют следующее: между муниципальным образованием рп.Бурея (концедент) и ООО «Теплоснабжающая компания», ООО «Бурейская теплоснабжающая компания», (концессионеры) заключены концессионные соглашения, в соответствии с которым, концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в акте приема-передачи настоящего соглашения, право собственности, на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту и осуществлять на территории муниципального образования рп.Бурея теплоснабжение с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионные соглашения в настоящее момент не расторгнуто и недействительным либо незаключенным не признаны.
То есть ООО «Теплоснабжающая компания», ООО «Бурейская теплоснабжающая компания» являются владельцами системой отопления, механизмами и оборудованием в соответствии с условиями Концессионного соглашения.
В силу ч.3 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта.
К типовым этапам реконструкции котельной относят оптимизация работы системы в целях повышения эффективности работы установки, снижения эксплуатационных затрат и приведения котельной в полное соответствие современным требованиям.
Реконструкция котельной может выполняться различными путями. При этом решения внедряются как в комплексе, так и по отдельным направлениям.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем.
Правила оценки готовности к отопительному сезону утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила). Согласно п.18, пп. 4 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Согласно п.13, пп.9 Правил в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций Ростехнадзором проводится, в том числе и проверка организации коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
В соответствии с п.31. Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
а) отсутствие в точках учета приборов учета;
б) неисправность прибора учета.
Следовательно, коммерческий учет тепловой энергии на котельной в селе Успеновка не требуется, так как учет ведется расчетным методом.
Согласно п. 16 Правил № 1034 от 18.11.2013 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.
В соответствие с п.17, вышеуказанных Правил организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
При разработке проекта, определяется вид прибора учета. Работы по разработке проекта производятся специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. После изготовления проекта, приобретается и устанавливается прибор учета. В соответствии с проектом специализированная организация устанавливает прибор учета. Приборы учета не устанавливают в отопительный сезон. После установки прибора учета его пломбируют и принимают к учету.
Разработка проекта, приобретение и последующая установка узла учета требуют не малые сроки, поэтому оборудовать муниципальную котельную в селе Успеновка приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение в эксплуатацию в срок до 01.09.2020 года невозможно.
Просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований к МКУ Администрации рп. Бурея отказать в полном объеме. Удовлетворить исковые требования к ответчикам ООО «Бурейская теплоснабжающая компания», ООО «Теплоснабжающая компания». Перенести сроки введения в эксплуатацию приборов учета на срок до 1 сентября 2021 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего. В письменном отзыве указавшего, что по вопросу правомерности предъявления со стороны Ростехнадзора исключительного требования о наличии на котельных приборов коммерческого учета тепловой энергии для получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду и необходимости установки приборов коммерческого учета тепловой энергии на котельной в случае, если котельная и тепловые сети принадлежат одному и тому же лицу полагаем возможным отметить следующее.
В силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе и муниципальные образования.
Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила).
Так, согласно пункту 18 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду Ростехнадзором должны быть проверены, в том числе выполнение Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
При этом в соответствии с положениями пункта 13 Правил в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций в целях оценки готовности их к отопительному периоду проверятся, в том числе и организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
По смыслу положений пункта 13 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя -установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Случаи, когда объем потребления определяется расчетным путем, предусмотрены частью 3 названной статьи.
Так, осуществление коммерческого учета тепловой энергии допускается расчетным путем в случае отсутствия, неисправности приборов учета или нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034.
Считают, что установка приборов учета тепловой энергии на котельных не требуется в виду того, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя на котельных рп.Бурея ведется расчетным способом в соответствии с требованиями ст. 2 п. 13 Федерального закона № 190-ФЗ.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.ст. 45, 46, 17 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 150 ГК РФ, установлено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает обращение прокурора в защиту прав неопределенного круга жителей сельских поселений Бурейского района правомерным, поскольку круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселений, как и количество учащихся в школах - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу положений пп. 1, 9 ч. 1 ст.3, п. 1 ч.1, 1.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 190 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Как установлено ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Пунктом 1 Закон Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ (ред. от 04.03.2016) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации теплоснабжения населения.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании ч.7 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
В силу п.5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п.15 правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Согласно ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствие с п.1 Правил оценки готовности к отопительному периоду утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, предусмотрено настоящие Правила разработаны для определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В соответствие с п.2 Правил № 103, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
В соответствие с п.9 Правил № 103, паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
В соответствие с п.9 Правил № 103, сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В п. 10 Правил № 103 предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:
- не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии;
- не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Отсутствие приборов учета на котельных послужило основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию рп.Бурея паспорта готовности котельных к отопительному периоду.
В судебном заседании установлено, что из-за отсутствия приборов учета на котельных в рп.Бурея муниципальному образованию п.Бурея отказано в выдачи паспорта готовности к отопительному сезону 2019-2020 годов.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уставом муниципального образования рабочий посёлок Бурея, техническими паспортами котельных, Выписками из ЕГРН от 27.01.2020 подтверждается, что в собственности МКУ администрации рп.Бурея Бурейского района находятся котельные: расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок, Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул. Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Торговая,41 А которые вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении и энергосбережении не оборудована приборами учета тепловой энергии, что не оспаривается сторонами.
Указанные котельные, являются муниципальной собственностью рп. Бурея, обеспечивает услугами по теплоснабжению жилые дома и социально-значимые объекты, расположенные на территории рп.Бурея Бурейского района.
Концессионными соглашениями № 1-5 от 03.06.2014 года от 09.06.2018 и приложениями, уведомлением о перемене от 25.11.2014 года, распоряжением №87 от 03.06.2014 подтверждается, что ООО «Бурейская теплоснабжающая компания» и ООО «Теплоснабжающая компания» являясь юридическими лицами, виды деятельности, которых: производство и передача тепловой энергии снабжение тепловой энергией; обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей заключили с муниципальным образованием рабочий посёлок Бурея Бурейского района Амурской области 03.06.2014 и 09.06.2018 концессионные соглашения, согласно которых МКУ Администрация рп. Бурея предоставляет ООО «Теплоснабжающая компания», ООО «Бурейская теплоснабжающая компания» права владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры, в том числе зданиями котельных рп.Бурея ООО «Теплоснабжающая компания», ООО «Бурейская теплоснабжающая компания» в свою очередь ООО «Теплоснабжающая компания» и ООО «Бурейская теплоснабжающая компания» обязаны за счет собственных средств в порядке и на условиях, установленных настоящим Соглашением реконструировать объекты концессионного соглашения объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность с использованием объектов.
Согласно пунктов Концессионного соглашения Администрация рп.Бурея осуществляет контроль за соблюдением условий Концессионного соглашения.
Вопросы установки приборов учёта тепловой энергии по концессионному соглашению не переданы концессионерам ООО «Теплоснабжающая компания» и ООО «Бурейская теплоснабжающая компания», а также они не обеспечены финансированием в данной части.
В результате проведенной прокурором Бурейского района проверки исполнения законодательства в сфере ЖКХ установлено, что МКУ Администрацией рп.Бурея не приняты меры по выполнению требований законодательства о теплоснабжении и энергосбережении, котельная приборами учета тепловой энергии не оборудована.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Анализируя исследованные судом доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Бурейского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей п. Бурея к МКУ Администрации рп. Бурея о возложении обязанности на МКУ Администрацию рабочего посёлка Бурея оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок, Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул. Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Торговая,41 А приборами учёта тепловой энергии, являются законными, обоснованными и подлежит удовлетворению.
Суд принимает признание иска законным представителем ответчика.
Учитывая, что полномочия МКУ Администрации рп. Бурея по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок, Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул.Торговая,41 А приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию необходимо выполнить до начала отопительного периода, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, то есть обеспечить введение приборов учёта на котельных в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года, полагая данный срок разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей посёлка Бурея Бурейского района Амурской области к Муниципальному казённому учреждению Администрации рабочего посёлка Бурея Бурейского района Амурской области удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казённое учреждение Администрацию рабочего посёлка Бурея Бурейского района Амурской области обязанность оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Вокзальная, д. 1; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея ул. Путейский городок, Амурская область, Бурейский район, п.Бурея ул. Кировская, д. 83; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея, ул.Октябрьская, д. 85; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея, ул.Октябрьская, д. 172; Амурская область, Бурейский район, п.Бурея, ул.Партизанская, д. 42; Амурская область, Бурейский район, п. Бурея, ул.Торговая,41 А приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме составлено 26 июня 2020 года.