Решение по делу № 2-2245/2014 ~ м-1894/2014 от 30.06.2014

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> 2014 года         Московская область <данные изъяты>

<данные изъяты> суд в составе:

председательствующего     Ильина С.М.,

при секретаре     Сергеевой Ю.М.,

с участием прокурора     Кисловой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 об оспаривании решения, действий (бездействия) Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Московской области,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области от <дата> о назначении выборов главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области назначены выборы главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области на <дата>

ФИО5 обратился в <данные изъяты> суд с заявлением о признании Решения Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области от <дата> незаконным, нарушающим его права и свободы гражданина Российской Федерации и отмене указанного решения. Указал, что в последний раз, когда проходили местные выборы, граждане выбирали депутатов в Совет депутатов, а уже депутаты выбирали Главу <данные изъяты> из своего состава. Такой способ избрания Главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области закреплен в ч. 2 ст. 36 Устава муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области. Внимательно изучив Федеральный закон от 12.06.2002 г. от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Московской области от 04.06.2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», Закон Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований ФИО9 области», ФИО5 пришёл к выводу о незаконности и необоснованности принятого Советом депутатов <данные изъяты> Решения от <дата> г.

Решение о назначении выборов Главы муниципального образования «<данные изъяты>» противоречит ч. 2 ст. 36 Устава, согласно которой «Главу Поселения избирают депутаты Совета депутатов из своего состава на срок полномочий действующего Совета депутатов Поселения». В ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется перечень вопросов, регулируемых уставом муниципального образования. К вопросам, которые должны быть определены в уставе муниципального образования, отнесены и вопросы, касающиеся структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 48 Устава городского поселения Белоозерский – «Устав принимается представительным органом муниципального образования». В соответствии со ст. 33 Устава городского поселения Белоозерский – «Совету депутатов Поселения принадлежит право от лица всего населения Поселения принимать решения по вопросам своей компетенции». В компетенцию Совета депутатов городского поселения Белоозерский входит вопрос принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 1 ч. 2 ст. 33 Устава). Вышеуказанные положения направлены на реализацию положения ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, закрепляющей положение о том, что «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

В качестве основания для принятия Решения о назначении выборов Главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области от <дата> Совет депутатов указал Закон Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области». Ст. 5 Закона Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014-ОЗ закрепляет положение, согласно которого Глава муниципального района Московской области «избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа указанных муниципальных образований Московской области с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя». Текст Закона Московской области № 55/2014-ОЗ опубликован 02.06.2014 г. на интернет-портале Правительства Московской области и вступил в законную силу 13.06.2014 г. Ч. 2 ст. 8 указанного закона определяет порядок избрания главы муниципального образования Московской области в случае изменения порядка избрания главы принятым законом Московской области: «Если настоящим Законом изменяется порядок избрания главы муниципального образования Московской области, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований Московской области, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона». Ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет момент окончания срока полномочий: «Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, …».

Совет депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области, приняв решение от <дата> нарушил требования ч. 2 ст. 8 Закона Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014-ОЗ, ч. 1 ст. Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст. ст. 1, 2, 3, 5, 36, 48 Устава муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области.

Указанные нарушения при принятии Советом депутатов городского поселения <данные изъяты> Решения от <дата> влекут за собой не только нарушение гражданских прав заявителя, но и к необоснованным затратам бюджетных средств, так как финансироваться проведение выборов Главы будет за счёт средств бюджета муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области, что повлечет уменьшение расходов на благоустройство дворов, на ремонт и содержание жилого фонда и т.д.

Заявитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя, действующего на основании доверенности, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, заявление поддержал, просил его удовлетворить. Уточнил, что заявитель зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «<данные изъяты>», в связи с чем нарушено в том числе его пассивное избирательное право.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО11, в судебное заседание явилась, решение по делу оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области в судебное заседание не явился, представил письменное мнение на заявление, с учетом мнения сторон дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Прокурор Кислова Н.И. считала, что обжалуемое Решение Совета депутатов принято в соответствии с Законом Московской области № 55/2014-ОЗ от 02.06.2014 г., который никем не оспорен и подлежит исполнению на территории Московской области. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, заслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области» от <дата> о назначении выборов Главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области» назначены выборы Главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области» на 14 сентября 2014 года.

Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 2 ст. 36 Устава муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Главу поселения избирают депутаты Совета депутатов из своего состава на срок полномочий действующего Совета депутатов».

В соответствии с п. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014 – ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области», со дня вступления в силу настоящего Закона выборы главы муниципального образования Московской области не назначаются и не проводятся, если настоящим Законом предусмотрено избрание главы муниципального образования Московской области из состава представительного органа соответствующего муниципального образования Московской области. В случае изменения порядка избрания главы муниципального образования новый порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу закона Московской области.

В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного закона Глава муниципального района, городского округа, городского поселения избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа указанных муниципальных образований Московской области с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя в следующих муниципальных образованиях Московской области:

1) муниципальные районы:

Коломенский муниципальный район;

Одинцовский муниципальный район;

Шатурский муниципальный район.

2) городские округа:

городской округ Долгопрудный;

городской округ Дубна;

городской округ Ивантеевка;

городской округ Королев;

городской округ Котельники;

городской округ Орехово-Зуево.

3) городские поселения:

городское поселение Белоозерский Воскресенского муниципального района;

городское поселение Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района;

городское поселение Воскресенск Воскресенского муниципального района;

городское поселение Кашира Каширского муниципального района;

городское поселение Луховицы Луховицкого муниципального района;

городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района;

городское поселение Ступино Ступинского муниципального района.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, основанием для обращения ФИО5 с заявлением о признании Решения Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> района Московской области от <дата> незаконным послужило нарушение сначала его активного избирательного права, а потом пассивного избирательного права.

Согласно Закону Московской области от 02.06.2014 г. № 55/20144 – ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» предусмотрен новый порядок выборов Главы муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области, в связи с чем ссылка Избирательной комиссии муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области не может быть принята во внимание, поскольку п. 1 ст. 5 предусмотрено проведение прямых выборов Главы муниципального образования «Городское <данные изъяты> района Московской области, а в случае противоречия Устава муниципального образования и указанного Закона согласно п. 2 ст. 9 уставы муниципальных образований Московской области до их приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Ссылка заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области, а также заявителя, на то, что новый порядок избрания Главы муниципального образования может применяться только после истечения полномочий действующего Главы муниципального образования, не может быть принята судом во внимание, поскольку при проведении выборов Главы муниципального образования учитывается не дата, а год истечения полномочий предыдущего Главы. Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области от 16.10.2009 г. № 4/1 «Об избрании Главы муниципального образования «<данные изъяты>» избран Главой муниципального образования «<данные изъяты> Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 2 Закона Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014 – ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области»Уставу муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области срок полномочий Главы Поселения составляет 5 лет, таким образом, срок полномочий Главы истекает в 2014 году.

Ссылка представителя заявителя, а также Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области и Избирательной комиссии муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области, на незаконность принятого решения и необходимость проведения выборов в соответствие со старым порядком, не может быть принята во внимание, поскольку суд считает подлежащим применению Закон Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014 – ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области», являющийся специальной нормой, предусматривающей проведение выборов в <данные изъяты> путем проведения выборов Главы поселения.

Порядок, указанный в ч. 2 ст. 8 указанного Закона определяет процесс становления должностного лица и может быть применен после избрания Главы муниципального образования путем проведения голосования, то есть после дня выборов, проведенный во второе воскресенье сентября (14 сентября 2014 года), в который заканчиваются полномочия действующего Главы, избранного до вступления Закона Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014 – ОЗ в законную силу.

Довод о противоречии Устава муниципального образования «<данные изъяты> района Закону Московской области от 02.06.2014 г. № 55/2014 – ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» об изменении структуры формируемого представительного органа путем добавления не предусмотренной Уставом должности свыше установленных от количества населения, не может быть принят во внимание, в контексте указанного Закона уставы муниципальных образований Московской области до их приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области не противоречит требованиям закона, и, по мнению суда, являлось единственно правильным, своевременным и адекватным сложившимся обстоятельствам и оснований для его отмены у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО5 о признании незаконным и отмене Решения Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> района Московской области от <дата> – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 5 дней в Московский областной суд через <данные изъяты> суд Московской области.

Судья                             С.М. Ильин

2-2245/2014 ~ м-1894/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гусев Александр Николаевич
Другие
Муниципальная Избирательная Комиссия г/п Белоозерский
Совет депутатов г/п Белоозерский
Суд
Воскресенский городской суд Московской области
Судья
Ильин Сергей Михайлович
Дело на странице суда
voskresensk--mo.sudrf.ru
30.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2014Передача материалов судье
02.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2014Подготовка дела (собеседование)
14.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее