РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2016 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Цыдаевой В.П.,
при секретаре судебного заседания Шагуровой К.Е.,
с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Петровой С.В..,
истца Печеркиной Е.А.,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району – Чарской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1958/2016 по иску прокурора Тагилстроевского района в интересах Печеркиной Е. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства Свердловской области» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тагилстроевского района г.Н.Тагила в интересах Печеркиной Е.А. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства Свердловской области», в котором просил обязать Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области однократно предоставить Печеркиной Екатерине Анатольевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления Муниципального образования «город Нижний Тагил», отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с Печеркиной Е. А. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, для чего в течение <...> рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Печеркиной Екатерине Анатольевне жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району для подписания его Печеркиной Е. А.; обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП в редакции от 15.07.2015 постановления Правительства Свердловской области № 614-ПП, обеспечить подписание Печеркиной Е. А. трех экземпляров договора найма специализированного жилого помещения и возвратить договор в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение <...> рабочих дней от даты подписания его Печеркиной Е. А..
В обоснование заявленных требований указано, что Печеркина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители П.Н.В. и П.А.В. заочным решением Ленинского районного суда г.Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении дочери родительских прав. На основании приказа начальника Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Печеркиной Е.А. назначен опекун И.А.Л. Пунктом 2 того же приказа за Печеркиной Е.А. сохранено право пользования жилым помещением – комнатой № в квартире по адресу: <адрес> и право собственности на <...> долю жилого помещения – однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 24.12.2012 № 2831 Печеркина Е.А. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На основании приказа начальника Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г.Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ №-о Печеркина Е.А. состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, однако, до настоящего времени жилое помещение Печеркиной Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области.
В судебном заседании прокурор и истец Печеркина Е.А. заявленные требования, основания и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району (далее Управление социальной политики) в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что Управление социальной политики выполняет лишь функции по доведению до лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключаемом договоре найма специализированного жилого помещения и получению от него подписи в договоре. Договор найма специализированного жилого помещения с Печеркиной Е.А. на исполнение в Управление социальной политики еще не направлялся. Следовательно, каких-либо нарушений прав истца со стороны Управления нет, просил отказать в удовлетворении требований к Управлению социальной политики.
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений по иску указал, что право истца на обеспечение жилым помещением не нарушено, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. Приобретение жилого помещения для Печеркиной Е.А. осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, согласно которому, исполнение обязанности по обеспечению жильем поставлено в прямую зависимость от выделения средств из бюджета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на предоставление жилых помещений возникло у <...> детей-сирот, в том числе по судебным решениям - у <...> детей-сирот, из которых по договорам специализированного найма - <...>, по договорам социального найма – <...> За счет выделенных в <...> бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма с учетом строящихся для данной категории граждан объектов планируется исполнить <...> судебных решения. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, и не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Представитель ответчика - ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств в адрес суда об отложении судебного заседания или рассмотрении дела без своего участия не направил, что не лишает суд возможности рассмотреть дело без его участия
Представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства». В соответствии с п.п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, с 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исключены из перечня граждан, которым жилые помещения предоставляют вне очереди.
Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание также не явился, в письменном отзыве по иску указал, что Печеркина Е.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, следовательно, управление социальной политики свои обязательства перед ней исполнило в полном объеме.. Обязанность по обеспечению подписания договоров найма возникает в том случае, когда Фондом будет приобретено (построено, реконструировано) жилье, направлены списки в управление для предложений по распределению, приказами Министерства строительства произведено распределение жилья, Фондом подготовлены договоры и направлены в управление социальной политики. В настоящее время информации о совершении какого-либо из этих действий отсутствует, в связи с чем, у Управления нет оснований для обеспечения подписания договоров найма в виду отсутствия такого договора.
Представитель третьего лица - Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наделены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области – управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика Управления социальной политики, огласив позицию не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п.1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Основания и порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения специализированного жилищного фонда предусмотрено главой 9 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.99.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч.8 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч.1 ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Судом установлено, что Печеркина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о ее рождении и заочным решением Ленинского районного суда г.Н.Тагила Свердловской области от 16.06.2010 о лишении родительских прав П.Н.В. и П.А.В. в отношении дочери Печеркиной Е. А..
На основании решения Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил от 05.09.2007, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № о государственной регистрации права собственности Печеркиной Е. А. на <...> долю в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>
Приказом начальника Управления социальной политики по Ленинскому району г.Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней Печеркиной Е.А. назначен опекун И.А.Л..
Пунктом 2 того же приказа за Печеркиной Е.А. сохранено право пользования жилым помещением – комнатой № в квартире по адресу: <адрес> где Печеркина Е.А. была зарегистрирована по месту жительства вместе с матерью, и право собственности на <...> долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение – однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, в которой Печеркина Е.А. зарегистрирована по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 24.12.2012 № 2831 Печеркина Е.А. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем по городу Нижний Тагил по договору социального найма, поскольку зарегистрирована в комнате жилой площадью 13,3 кв.метров по адресу: <адрес> с матерью П.Н.В., лишенной родительских прав, которой принадлежит эта квартира на основании договора купли-продажи; Печеркиной Е.А. на праве собственности принадлежит <...> доля квартиры общей площадью <...> кв.метров.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 13.07.2010 № 1588 жилой дом по адресу: <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Жилой дом по этому адресу снесен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Печеркина Е.А. имеет право пользования жилым помещением по <адрес>, в котором на нее приходится площадь менее учетной нормы, действующей в г.Нижнем Тагиле <...> кв.метров).
В сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете ля цели предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области Печеркина Е.А. стоит под №.
На этом основании жилищные права, приобретенные Печеркиной Е.А. по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно положениям Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставлении жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям–сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений. Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области. Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, которое ежегодно, в срок до 05 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Уточненный список детей-сирот направляется Министерством социальной политики Свердловской области в Фонд.
Для распределения детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в управления социальной политики адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади:
1) по построенным жилым помещениям - в течение 3 рабочих дней от даты получения Фондом кадастрового паспорта на жилое помещение;
2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 5 рабочих дней от даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения.
Управления социальной политики в течение 7 рабочих дней от даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Фонд в течение <...> рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Фонд в течение <...> рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение <...> рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Приказом Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г.Нижнего Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ Печеркина Е.А. принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Печеркина Е.А. жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. Бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как органа государственной власти, выразившееся в неисполнении в отношении Печеркиной Е.А. полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от № 527-ПП от 24.04.2013 создает препятствия в реализации истцом своих жилищных прав и является незаконным.
С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм, требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Печеркиной Е. А. удовлетворить:
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность однократно предоставить Печеркиной Е. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления Муниципального образования «город Нижний Тагил», отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения;
Возложить на Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства Свердловской области» обязанность заключить с Печеркиной Е. А. договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, для чего в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Печеркиной Е. А. жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижний Тагил и Пригородному району для подписания его Печеркиной Е. А..
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанность в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, обеспечить подписание Печеркиной Е. А. трех экземпляров договора найма специализированного жилого помещения и возвратить договор в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней от даты подписания его Печеркиной Е. А..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 14 июня 2016 года
Председательствующий: