№ 2-959/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2017 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.,
при секретаре Цент Т.И.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Дергович В.П.,
представителя ответчика МДОАУ «Детский сад №102» - Аброськиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад №102 «Буратино» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников г.Орска» о признании незаконным бездействие, обязании оборудовать здание детского сада каналом для передачи тревожных сообщений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад №102 «Буратино» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников г.Орска» (далее МДОАУ «Детский сад №102»), в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несоздании безопасных условий обучения, обязать ответчика оборудовать здание детского сада каналом для передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Орска на основании обращения начальника межрайонного отдела ВО по г.Орску филиала ФГКУ «Управление ВО в войсках Росгвардии по Оренбургской области», в деятельности МДОАУ «Детский сад №102» выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних и законодательства о противодействии терроризму.
Согласно действующему законодательству на образовательные учреждения возложена обязанность по установке каналов передачи тревожных сообщений. Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел либо в ситуационные центры 112 в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Установлено, что охрана образовательной организации, на основании договора №5420-П от 30.12.2016г., осуществляется с помощью тревожной сигнализации (тревожной кнопки), подключенной к пульту центрального наблюдения ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО». Однако ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО» не входит в систему органов внутренних дел либо национальной гвардии.
Наличие в образовательном учреждении системы передачи экстренных сообщений в ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО» не может свидетельствовать о выполнении образовательными учреждениями требований действующего законодательства. Согласно СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. №635/10, образовательное учреждение должно быть оборудовано каналом передачи тревожных сообщений исключительно в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Обеспечение передачи данных в иные организации не обеспечивает исполнение данных требований.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района в адрес заведующей МДОАУ «Детский сад №102» внесено представление, по результатам рассмотрения которого в адрес прокурора направлен ответ об отказе в удовлетворении представления.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Дергович В.П. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МДОАУ «Детский сад №102» Аброськина Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в настоящее время МДОАУ «Детский сад №102» заключен договор об оказании услуг по охране объектов с помощью технических средств (тревожная сигнализация) с ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО», которое оказывает охранные услуги на основании лицензии на осуществление охранной деятельности. Дополнительное установление канала передачи тревожных сообщений не требуется, поскольку охранная организация самостоятельно передает информацию в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Представитель третьего лица – Управления образования администрации г.Орска, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35 "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу пп. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Орска в МДОАУ «Детский сад №102» была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения законодательства о противодействия терроризму, а также в сфере образования в РФ.
В результате проверки установлено, что в МДОАУ «Детский сад №102» отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет дошкольную образовательную организацию как организацию, осуществляющую в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 1 части 2 статьи 23).
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Учитывая приведенное, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано системой видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
13.04.2017г. в адрес заведующей МДОАУ «Детский сад №102» прокуратурой Ленинского района г.Орска внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних и законодательства о противодействии терроризму.
Ответом на представление от 19.04.2017г. МДОАУ «Детский сад №102» отказало в удовлетворении представления, поскольку со стороны образовательного учреждения соблюдены требования законодательства в полном объеме путем заключения договора об оказании услуг по охране объекта с помощью технических средств (тревожная сигнализация) с ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО».
Судом не может быть принят довод представителя ответчика о том, что требования закона им было выполнено, поскольку имеется заключенный договор с ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО».
В соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 (п. 6.48) канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать именно в органах внутренних дел (вневедомственной охраны).
ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО» не входит в систему органов внутренних дел либо национальной гвардии.
Исходя из положений Федерального закона "О полиции" и Приказа МВД России от 16.06.2011 N 676 "Об утверждении Инструкции по организации работы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны", канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) устанавливается после заключения договора с ФГКУ УВО в войсках Россгвардии по Оренбургской области путем подключения охранно-пожарной и тревожной сигнализации на пульт централизованного наблюдения полиции. При этом дублирование каналов передачи между ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО» и ФГКУ УВО в войсках Россгвардии по Оренбургской области не предусмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что полномочия ООО «ЧОП АМУЛЕТ-ПЦО» по принятию канала тревожных сообщений из дошкольного учреждения не свидетельствуют о соблюдении детским учреждением требований антитеррористического законодательства.
Доводы представителя ответчика о том, что требования СНиП 31-06-2009 не распространяются на здания, введенные в эксплуатацию до их введения в действие, также не могут приняты судом, поскольку как следует из приложения "В" к указанному своду правил, данные требования распространяются также на дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения. Кроме того, в данном случае прокурором не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке самого здания образовательного учреждения, а в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие, обязании оборудовать здание детского сада каналом для передачи тревожных сообщений.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с МДОАУ «Детский сад №102» в пользу муниципального бюджета «Город Орск» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад №102 «Буратино» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников г.Орска» о признании незаконным бездействие, обязании оборудовать здание детского сада каналом для передачи тревожных сообщений, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №102 «Буратино» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников г.Орска», выразившееся в необрудовании здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес> каналом для передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Обязать муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №102 «Буратино» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников г.Орска» оборудовать здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес> каналом для передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №102 «Буратино» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников г.Орска» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет муниципального образования г.Орска.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Кравцова
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2017 года.
Судья Е.А. Кравцова