№2-207/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Монастырщина 22 апреля 2015 года
Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Фомченкова В.Т. с участием истца Шашковой В.В., представителя ответчиков Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Куровой Н.Г., Центра занятости населения Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» Гавриловой Ю.Л., Центра занятости населения Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастырщинском районе Екименковой О.А., при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шашковой В.В. к Центру занятости населения о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на назначение пенсии
УСТАНОВИЛ:
Шашкова ФИО7 обратилась в суд с исковым заявлением к Центру занятости населения <адрес> государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастырщинском районе, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области, Смоленскому областному учреждению «Центр занятости населения г.Смоленска» о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии. В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ была уволена по ч.2 ст. 81 ТК РФ - сокращение численности штата работников организации. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве безработной. Пособие по безработице назначено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец указала, что имелись все условия, при которых она может претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Для назначения такой пенсии истец в ДД.ММ.ГГГГ года подала заявление в центр занятости населения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении трудовой пенсии в связи с тем, что центр занятости населения не исчерпал все возможности для её трудоустройства.
Шашкова В.В., не согласившись с этим решением, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент государственной службы занятости населения <адрес>. Ей было сообщено письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент принял решение о предложении истцу пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Указанное письмо истец получила ДД.ММ.ГГГГ и обратилась в ЦЗ, для оформления соответствующего предложения в ПФ РФ, для досрочного назначения пенсии. В тот же день получила Приказ Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии истца с учета в качестве безработной. Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Смоленска» письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в направлении предложения о досрочном назначении пенсии отказал. Считает, что отказ о внесении предложения о назначении ей досрочной пенсии незаконен поскольку, Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предложении ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. На момент снятия её с учета в качестве безработной уже имелось решение о назначении ей пенсии.
Истец просит обязать Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастырщинском районе направить предложение в ПФ РФ о досрочном назначении Шашковой В.В. пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истец Шашкова В.В. свои требования поддержала в заявленном объеме и по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что не оспаривает обоснованность снятия её с учета в качестве безработной, и в связи с этим просит не принимать во внимание представленные ей в центр занятости документы о причинах неявки на регистрацию. Полагает, что поскольку в тот период, когда она находилась на учете, ей было сделано предложение о досрочной пенсии, то такое предложение и должно быть направлено центром занятости в ПФ РФ. После снятия с учета, о постановке вновь на учет, в центр занятости не обращалась.
Представитель ответчика Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Курова Н.Г., исковые требования признала в той части, что решение о досрочном назначении пенсии принимает Департамент, и на момент принятия решения в январе 2015 года у Департамента были все основания для направления Шашковой В.В. для назначения досрочной пенсии. Департамент подписывает соответствующее предложение, а готовят его на местах. Однако Шашкова В.В. была снята с учета в связи с длительной неявкой на регистрацию. Снята формально законно. Отдел ЦЗ знал, что Департаментом вынесено положительное решение в отношении Шашковой В.В. ДД.ММ.ГГГГ, но ДД.ММ.ГГГГ издал приказ и снял истицу с учета как безработную. Одним из условий внесения предложения о досрочной пенсии является статус безработного и после снятия Шашковой В.В. с учета внести предложение не возможно. Шашкова В.В., имеет право, вновь обратится в центр занятости с заявлением о постановке её на учет.
Представители ответчиков Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г.Смоленска» Гаврилова Ю.Л., Центра занятости населения Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Смоленска» в Монастырщинском районе Екименкова О.А. исковые требования не признали, просили в удовлетворении требований отказать при этом пояснили, что в установленном порядке истица была признана безработной, пособие по безработице ей назначено на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГг. истице была предложена вакансия «продавец продовольственных товаров» От направления на данную вакансию истица отказалась. В ДД.ММ.ГГГГ года Шашкова В.В. обратилась к начальнику отдела Центра занятости населения в Монастырщинском районе Екименковой О.А. с просьбой внести предложение о назначении ей пенсии до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости. В связи с обращением истицы, ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Департамента ГСЗН Смоленской области направлена служебная записка. Получен ответ от 09.12.2014г. о том, что оснований для предложения о направлении истицы на пенсию, досрочно не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ при перерегистрации в качестве безработной истице была назначена дата явки для перерегистрации - ДД.ММ.ГГГГ В установленный день истица на перерегистрацию в качестве безработной не явилась без уважительных причин. Выплата пособия по безработице истице была приостановлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о снятии истицы с регистрационного учёта по причине длительной (более 1 месяца) неявки в СЗ, и в дальнейшем истица за государственной услугой содействия в поиске подходящей работы в Центр занятости населения в Монастырщинском районе не обращалась. Уважительных причин неявки на регистрацию не было, что не оспаривается и истицей. Шашкова В.В. имеет право опять встать на учет в качестве безработной и поставить вопрос о назначении досрочной пенсии по старости, при наличии оснований, однако этим правом не воспользовалась.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Разрешая спорные правоотношения, суд руководствуется положениями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", учитывает Приказ N 10н от 29.06.2012 года Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.
В соответствии со ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. N 400-О, содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания указанной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Таким образом, выдача предложения о досрочном назначении пенсии в соответствии с указанной выше нормой Закона, является правом, а не обязанностью службы занятости. Основной целью службы занятости населения является оказание гражданам государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Оформление досрочно пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства. Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая, что до настоящего времени Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона, не определены, выдача учреждениями службы занятости предложений о досрочном назначении трудовой пенсии по старости должна осуществляться исходя из положений п. 2 ст. 32 Закона, а именно, при соблюдении следующих условий:
признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях (в частности, мужчинам при наличии общего трудового стажа не менее 25 лет; женщинам - при общем трудовом стаже не менее 20 лет); достижение безработными гражданами определенного возраста (в частности, мужчинам - по достижении 58 лет, женщинам по достижении возраста 53 года); увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно произведено быть не может.
Судом объяснениями сторон, исследованными письменными доказательствами установлены следующие юридически важные обстоятельства.
Шашкова В.В., как следует из записи в трудовой книжке, уволена с последнего места работы ОАО «Центр Телеком» ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением численности (штата) работников с должности «оператор связи».(л.д.8).
Как следует из карточки персонального учета ищущего работу, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в отдел Центра занятости населения в Монастырщинском районе за государственной услугой содействия в поиске подходящей работы. В установленном порядке истица была признана безработной с 03.07.2014г. (л.д.33) Шашковой В.В., письменно были разъяснены права и обязанности гражданину зарегистрированному в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы ( л.д.43) Пособие по безработице ей назначено на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истице была предложена вакансия «продавец продовольственных товаров» с заработной платой от 10 до 12 тысяч рублей в Монастырщинском Райпо. От направления на указанную вакансию истица отказалась (л.д.46-47).
В ДД.ММ.ГГГГ Шашкова В.В. обратилась к начальнику отдела Центра занятости населения в Монастырщинском районе с просьбой внести предложение о назначении ей пенсии до наступления возраста, дающего права на пенсию по старости.
Из ответа за подписью исполняющего обязанности начальника Департамента ГСЗН Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что департамент пришел к выводу, о том, что оснований для предложения о направлении истицы на пенсию досрочно не имеется. (л.д.35-36)
В соответствии с п. 6, 8, 9 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 891 от ДД.ММ.ГГГГ, Шашковой В.В. ДД.ММ.ГГГГ при посещении Центра занятости назначено, под роспись в карточке персонального учета, очередное посещение Центра занятости населения для подбора подходящей работы - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.44)
В установленный день истица на перерегистрацию в качестве безработной не явилась без уважительных причин. ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице была приостановлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37)
ДД.ММ.ГГГГ приказом №/ДЯ/13/001 истица снята с регистрационного учёта по причине длительной (более 1 месяца) неявки в СЗ (л.д.38).
Для рассмотрения настоящего дела правовое значение имеет тот факт, состоит или нет истец на учете в качестве безработного, а не причины, по которым он утратил данный статус. При этом приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 026/ДЯ/13/001, о снятии её с учета истец, не оспаривала.
ДД.ММ.ГГГГ, уже после снятия с учета, Шашкова В.В. обратилась к директору Центра занятости населения с заявлением о внесении предложения на досрочную пенсию (л.д.39). Из письма Центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что центр занятости не усмотрел оснований для внесения предложения о назначении ей досрочной пенсии. (л.д.40)
В дальнейшем истица за государственной услугой содействия в поиске подходящей работы в отдел Центра занятости населения в Монастырщинском районе не обращалась.
Отказывая Шашковой В.В. в удовлетворении её требований, суд исходит из отсутствия оснований для возложения на ответчика обязанности оформить предложение о досрочном назначении истцу пенсии, ввиду несоблюдения указанных в законе условий, а именно: отсутствия у Шашковой В.В. статуса безработного на момент рассмотрения дела в суде. Отсутствие у Шашковой В.В. данного статуса свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, так как в силу положений п. 2 ст. 32 Закона, при отсутствии данного условия, оформление пенсии по старости досрочно произведено быть не может.
Утверждение истца, что на момент снятия её с учета в качестве безработной, уже имелось решение о назначении ей пенсии, не соответствует действительности так, как предложение о назначении пенсии не было вынесено, в ПФ РФ для рассмотрения не направлено.
Кроме того, Шашкова В.В. не лишена права повторного обращения в органы службы занятости населения в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" для решения вопроса о признании безработной и получении, при наличии оснований, необходимого направления для досрочного назначения пенсии.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования Шашковой В.В. необоснованны и в удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шашковой В.В. отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, через Монастырщинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Фомченков В.Т.