Дело №2-341/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «5» июня 2017 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Рудикове С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с требованиями обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные в трех километрах от автодороги Красноярск-Енисейск в сторону с. Частоостровское по левую сторону дороги.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе натурного обследования 06.06.2016 года выявлено, что в трех километрах от автодороги Красноярск-Енисейск в сторону с. Частоостровское по левую сторону дороги расположена свалка бытовых отходов. Указанная свалка нарушает требования установленные федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание представитель истца – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края Авсиеевич Л.С., действующий по доверенности, не явился, ранее просил о рассмотрении дела в их отсутствии, требования заявления поддержал, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика – администрация Частоостровского сельсовета Саватеева В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела слушанием не ходатайствовал. Согласно отзыву просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку указанный земельный участок не относятся к территории администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района, территория которого располагается дальше, данная территории принадлежит Шуваевскому сельсовету. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.51 указанного Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.08.2008 № 12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края. Согласно п. 1.6 указанного Положения, Министерство обладает правами юридического лица, выступает истцом или ответчиком в судах. На основании п. 2.2 Положения к задачам министерства относится обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов на территории Красноярского края. В соответствии с п.п.3 п.1.1. Положения, Министерство осуществляет региональный надзор (контроль) в областях охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также в сфере регулирования отношений недропользования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
Согласно п.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
В силу ст.7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как установлено в судебном заседании, в ходе натурного обследования 06.06.2016 года выявлено, что в трех километрах от автодороги Красноярск-Енисейск в сторону с. Частоостровское по левую сторону дороги расположена свалка бытовых отходов, что подтверждается актом осмотра № 06/06-16 от 06.06.2016 года (л.д.11-20).
Согласно план - схеме земельного участка свалка расположенная от автодороги Красноярск-Енисейск в сторону с. Серебряково Емельяновского района, на землях не разграниченной государственной собственности (л.д. 25).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что свалка является несанкционированной, размещена на территории муниципального образования – Емельяновского района. Данных, свидетельствующих о том, что земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в собственности физического или юридического лица, суду не представлено.
Разрешая исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, учитывая вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, которые указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, по организации и сбору мусора бытовых отходов и мусора на территории в границах территории муниципального образования, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, поскольку в случае невозможности установить собственника бытовых отходов, на органы местного самоуправления соответствующего муниципального района законом возложена обязанность осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории.
Таким образом, администрация Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края не может являться надлежащим ответчиком, на которого может быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов на территории Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, а потому исковые требования не подлежат удовлетворению независимо от других оснований, указанных заявителем и ответчиком.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку – оставить без удовлетворения.
Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 09.06.2017 г.).
Судья: Лукашёнок Е.А.