Дело № 2–224/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Старая Полтавка 01 июня 2017 года
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Плечистова С.С.,
при секретаре судебного заседания Трусовой Е.В.,
с участием представителя истца главы администрации Харьковского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области
Штрейденбергер А.В.,
представителя ответчика Кравченко А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Харьковского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области к колхозу «Харьковский» Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
администрация Харьковского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с исковым заявлением к колхозу «Харьковский» Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество: дорогу с твёрдым асфальтовым покрытием, 1970 года завершения строительства, протяжённостью 4350 м., номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: №, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска истец указал, что на территории Харьковского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области имеется автодорога. Согласно пункту 1 к техническому плану объект является сооружение от 1970 г. строительства, в качестве наименования недвижимого объекта указана: дорога с твёрдым асфальтовым покрытием, <адрес>.
В пункте 7 к техническому плану указан адрес местонахождения объекта: <адрес>, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: №
В пункте 15 к техническому плану, протяженность автодороги составляет 4350 метров. В техническом паспорте сооружения имеется план сооружения на 2-х листах.
Дорога с твёрдым асфальтовым покрытием грунтовая <адрес> не находится ни в государственной собственности Волгоградской области, ни в федеральной собственности. Данный факт подтвержден письмом председателя комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 27.02.2017г. № 21-07/3988 и письмом руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ТУ Росимущество в Волгоградской области) от 25.01.2017г. № 03/712.
Подтверждением того, что в настоящее время в отношении дороги с твёрдым асфальтовым покрытием <адрес> не зарегистрировано право собственности, является выписка от 12 мая 2017 года № 34/001/003/2017-131336, в которой указано, что на данный объект недвижимого имущества правопритязания отсутствуют.
Представитель истца глава администрации Харьковского сельского поселения в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил суд признать право муниципальной собственности на сооружение: дорогу с твёрдым асфальтовым покрытием <адрес>, протяженностью 4350 м., номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: №, расположенную <адрес>.
Представитель ответчика председатель колхоза «Харьковский» Старополтавского муниципального района Кравченко А.П., действуя в силу должностного положения, исковые требования признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.
Суд принял признание иска представителем ответчика председателя колхоза «Харьковский» Кравченко А.П., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации").
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (части 2, 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ч. 8 ст. 5 названного Федерального закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 названного Федерального закона к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (в редакции закона, действующей с 09.12.2015).
Автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются: органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ").
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются: органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов России к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ").
В действующей с 09.12.2015 редакции закона, полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные в ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В то же время в ст. 13 названного Федерального закона, Федеральным законом от 28.11.2015 N 357-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена часть 2 (действующая с 09.12.2015), согласно которой полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта России за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ").
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" содержание автомобильных дорог автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Согласно п.п. 1, 7 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги, как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, относятся к объектам недвижимого имущества.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.6 Закона № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения.
Согласно приложения 17 Закона Волгоградской области от 30.1120106 №1326-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности», между муниципальным образованием Старополтавского муниципального района Волгоградской области и вновь образованным в его составе муниципальными образованиями» автомобильная дорога общего пользования – предметом спора не значится, и в связи с неисполнением своевременно ответчиком обязанности о передачи дороги в муниципальную собственность.
Автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах населенных пунктов поселений, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, согласно ч.8 ст.6 Закона № 257-ФЗ и п. 2 ч. 2 ст. 50 Закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), могут находиться в собственности поселения.
Дорога с твердым асфальтовым покрытием грунтовая <адрес>, протяженностью 4350 м., согласно действующему законодательству должна находиться в собственности муниципального поселения, так как собственник обязан нести бремя по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию данного сооружения, которое является немаловажной составляющей частью в безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
принять признание иска представителем ответчика председателем колхоза «Харьковский» Старополтавского муниципального района Волгоградской области Кравченко А.П.
Исковые требования администрации Харьковского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области к колхозу «Харьковский» Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности администрации Харьковского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области на объект недвижимого имущества: сооружение - дорогу с твёрдым асфальтовым покрытием, 1970 года завершения строительства, протяженностью 4350 м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение принято в окончательной форме 01 июня 2017 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья С.С. Плечистов.