Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3082/2021 ~ М-2246/2021 от 26.04.2021

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

УИД 36RS0004-01-2021-003199-43

Дело № 2а-3082/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2021 года                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                          Леденевой И.С.,

при секретаре                            Сенчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску МИФНС России №16 по Воронежской области к Меренкову Дмитрию Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате налогов, начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №16 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Меренкову Дмитрию Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018г. в размере 4942,08 руб., пени по транспортному налогу, начисленные за период с 03.12.2019 по 28.01.2020г. в сумме 64,32 руб.

Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии сост.ст. 388, 396, 397 НК РФ, гр. Меренков Д.В. являлся в 2018г. плательщиком транспортного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом были исчислены налоги за 2018г.

В адрес Меренкова Д.В. было направлено налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГг. в срок до 02.12.2019г. В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2018г. Меренков Д.В.

Меренков Д.В. обязанность по уплате налогов за 2018г. Меренков Д.В. не исполнил, в связи с чем инспекция начислила пени в размере 64,32 руб. за период с 03.12.2019 по 28.01.2020г. на задолженность 2018г. в размере 5367руб. Количество дней просрочки 57.

В адрес Меренкова Д.В. было направлено требование по состоянию на 29.01.2020г. (направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом от 07.02.2020г.) об уплате пени по транспортному налогу в размере 64,32руб со сроком исполнения до 11.03.2020г.

В судебном заседании представители административного истца по доверенности Попов С.Т., Сафонова Е.А. требования административного иска поддержали.

Административный ответчик против удовлетворения административного иска возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Жданов Г.В. против удовлетворения административного иска возражал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему выводу.

        Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредством почтового отправления, и последними получено.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п.3 ст.362 НК РФ).

В силу ст.2 Закона Воронежской области от 27.12.2002г. №80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств соответственно в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно п.9 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п.9 ч.1 ст.32 НК РФ).

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Судом установлено, что в 2018г. Меренков Д.В. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, рег.знак , количество месяцев владения - 7/12.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом исчислен транспортный налог за 2018г., который составил 5367руб.

18.07.2019г. в адрес Меренкова Д.В. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Меренкову Д.В. в срок до 02.12.2019г. предлагалось оплатить транспортный налог за 2018г. в размере 5367руб.

В связи с неоплатой налога в установленный срок ответчику направлено требование от 29.01.2020г., в котором административному ответчику предлагалось уплатить задолженность по транспортному налогу в размере 5367руб., пени в размере 64,32руб. в срок до 11.03.2020г.

В связи с неисполнением указанных требований 01.10.2020г. был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика транспортного налога за 2018г. в размере 4942,08руб, пени в размере 64,32руб., который 02.11.2020г. был отменен.

Настоящее исковое заявление направлено в суд посредством почтового отправления 24.04.2021г.

В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лицас учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Изложенные ранее обстоятельства свидетельствуют, что установленные законом сроки на принудительное взыскание образовавшейся задолженности истцом не пропущены, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Как следует из материалов дела, 04.09.2018г. Меренков Д.В. обратился в Арбитражный суд Воронежской области о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018г. в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Жданов Е.В.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2019г. Меренков Д.В. признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры реализации имущества гражданина.

26.08.2020г. Арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о завершении реализации имущества гражданина.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель Меренкова Д.В. указывал, что требования МИФНС России №16 по Воронежской области являются реестровыми требованиями и должны включаться в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда Воронежской области. После вынесения определения арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018г. о введении в отношении Меренкова Д.В. процедуры реструктуризации долгов прекращено начисление неустоек, пеней, штрафов, в связи с чем заявленные требования являются незаконными и противоречат нормам Закона о банкротстве.

В обоснование своей позиции также пояснял, что согласно п. 1 ст. 71 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Вышеозначенное требование не было предъявлено кредитором в суд.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2019г. Меренков Д.В. признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры реализации имущества гражданина.

26.08.2020г. Арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о завершении реализации имущества гражданина.

В процедуре реализации имущества требования кредиторов должны были быть предъявлены в период с 17.04.2019г. по 26.08.2020г.

В обоснование возражений на иск представитель Меренкова Д.В. ссылался на положения п. 3 ст. 213.11 Закона о банкротстве, согласно которому после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Оснований для неприменения в отношении должника правил об освобождении от имеющихся обязательств Арбитражным судом Воронежской области выявлено не было.

Оценивая вышеизложенные доводы представителя административного истца применительно к установленным судом ранее обстоятельствам, суд полагает данные доводы несостоятельными и при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 5 указанного закона).

Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.

Таким образом, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Как следует из материалов дела, обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением имело место 04.09.2018 г., обязанность Меренкова Д.В. по уплате транспортного налога за 2018 год в соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации возникла по окончании налогового периода, которым является один год, то есть после даты принятия заявления о признании его банкротом.

Таким образом, исходя из толкования вышеизложенных норм права недоимка по транспортному налогу ответчика за 2018 г. и начисленные на нее пени подлежат взысканию и погашению в общем порядке, вне применяемых в деле о банкротстве процедур, что и было реализовано налоговым органом в рамках рассмотрения настоящих требований.

Оснований применения к спорным правоотношениями положений ст. 333 ГК РФ в части снижения суммы пени, суд не усматривает, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Представленный налоговым органом расчет недоимки по налогам, пене судом проверен, ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривался.

На основании изложенного суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с изложенным с административного ответчика в доход соответствующего бюджета в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Взыскать с Меренкова Дмитрия Валерьевича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в сумме 4942 руб. 08 коп.; пени на недоимку по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 28.01.2020 г. в размере 64,32 руб.; а всего 5006 руб. 40 коп.

Взыскать Меренкова Дмитрия Валерьевича (ИНН ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                            И.С. Леденева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.09.2021 г.

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

УИД 36RS0004-01-2021-003199-43

Дело № 2а-3082/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2021 года                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                          Леденевой И.С.,

при секретаре                            Сенчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску МИФНС России №16 по Воронежской области к Меренкову Дмитрию Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате налогов, начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №16 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Меренкову Дмитрию Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018г. в размере 4942,08 руб., пени по транспортному налогу, начисленные за период с 03.12.2019 по 28.01.2020г. в сумме 64,32 руб.

Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии сост.ст. 388, 396, 397 НК РФ, гр. Меренков Д.В. являлся в 2018г. плательщиком транспортного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом были исчислены налоги за 2018г.

В адрес Меренкова Д.В. было направлено налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГг. в срок до 02.12.2019г. В установленный законом срок обязанность по уплате налогов за 2018г. Меренков Д.В.

Меренков Д.В. обязанность по уплате налогов за 2018г. Меренков Д.В. не исполнил, в связи с чем инспекция начислила пени в размере 64,32 руб. за период с 03.12.2019 по 28.01.2020г. на задолженность 2018г. в размере 5367руб. Количество дней просрочки 57.

В адрес Меренкова Д.В. было направлено требование по состоянию на 29.01.2020г. (направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом от 07.02.2020г.) об уплате пени по транспортному налогу в размере 64,32руб со сроком исполнения до 11.03.2020г.

В судебном заседании представители административного истца по доверенности Попов С.Т., Сафонова Е.А. требования административного иска поддержали.

Административный ответчик против удовлетворения административного иска возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Жданов Г.В. против удовлетворения административного иска возражал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему выводу.

        Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредством почтового отправления, и последними получено.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п.3 ст.362 НК РФ).

В силу ст.2 Закона Воронежской области от 27.12.2002г. №80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств соответственно в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно п.9 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п.9 ч.1 ст.32 НК РФ).

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Судом установлено, что в 2018г. Меренков Д.В. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, рег.знак , количество месяцев владения - 7/12.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом исчислен транспортный налог за 2018г., который составил 5367руб.

18.07.2019г. в адрес Меренкова Д.В. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Меренкову Д.В. в срок до 02.12.2019г. предлагалось оплатить транспортный налог за 2018г. в размере 5367руб.

В связи с неоплатой налога в установленный срок ответчику направлено требование от 29.01.2020г., в котором административному ответчику предлагалось уплатить задолженность по транспортному налогу в размере 5367руб., пени в размере 64,32руб. в срок до 11.03.2020г.

В связи с неисполнением указанных требований 01.10.2020г. был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика транспортного налога за 2018г. в размере 4942,08руб, пени в размере 64,32руб., который 02.11.2020г. был отменен.

Настоящее исковое заявление направлено в суд посредством почтового отправления 24.04.2021г.

В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лицас учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Изложенные ранее обстоятельства свидетельствуют, что установленные законом сроки на принудительное взыскание образовавшейся задолженности истцом не пропущены, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Как следует из материалов дела, 04.09.2018г. Меренков Д.В. обратился в Арбитражный суд Воронежской области о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018г. в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Жданов Е.В.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2019г. Меренков Д.В. признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры реализации имущества гражданина.

26.08.2020г. Арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о завершении реализации имущества гражданина.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель Меренкова Д.В. указывал, что требования МИФНС России №16 по Воронежской области являются реестровыми требованиями и должны включаться в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда Воронежской области. После вынесения определения арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2018г. о введении в отношении Меренкова Д.В. процедуры реструктуризации долгов прекращено начисление неустоек, пеней, штрафов, в связи с чем заявленные требования являются незаконными и противоречат нормам Закона о банкротстве.

В обоснование своей позиции также пояснял, что согласно п. 1 ст. 71 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Вышеозначенное требование не было предъявлено кредитором в суд.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.04.2019г. Меренков Д.В. признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры реализации имущества гражданина.

26.08.2020г. Арбитражным судом Воронежской области вынесено определение о завершении реализации имущества гражданина.

В процедуре реализации имущества требования кредиторов должны были быть предъявлены в период с 17.04.2019г. по 26.08.2020г.

В обоснование возражений на иск представитель Меренкова Д.В. ссылался на положения п. 3 ст. 213.11 Закона о банкротстве, согласно которому после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Оснований для неприменения в отношении должника правил об освобождении от имеющихся обязательств Арбитражным судом Воронежской области выявлено не было.

Оценивая вышеизложенные доводы представителя административного истца применительно к установленным судом ранее обстоятельствам, суд полагает данные доводы несостоятельными и при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 5 указанного закона).

Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.

Таким образом, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Как следует из материалов дела, обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением имело место 04.09.2018 г., обязанность Меренкова Д.В. по уплате транспортного налога за 2018 год в соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации возникла по окончании налогового периода, которым является один год, то есть после даты принятия заявления о признании его банкротом.

Таким образом, исходя из толкования вышеизложенных норм права недоимка по транспортному налогу ответчика за 2018 г. и начисленные на нее пени подлежат взысканию и погашению в общем порядке, вне применяемых в деле о банкротстве процедур, что и было реализовано налоговым органом в рамках рассмотрения настоящих требований.

Оснований применения к спорным правоотношениями положений ст. 333 ГК РФ в части снижения суммы пени, суд не усматривает, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Представленный налоговым органом расчет недоимки по налогам, пене судом проверен, ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривался.

На основании изложенного суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с изложенным с административного ответчика в доход соответствующего бюджета в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Взыскать с Меренкова Дмитрия Валерьевича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в сумме 4942 руб. 08 коп.; пени на недоимку по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 28.01.2020 г. в размере 64,32 руб.; а всего 5006 руб. 40 коп.

Взыскать Меренкова Дмитрия Валерьевича (ИНН ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                            И.С. Леденева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.09.2021 г.

1версия для печати

2а-3082/2021 ~ М-2246/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России №16 по ВО
Ответчики
Меренков Дмитрий Валерьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Леденева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация административного искового заявления
27.04.2021Передача материалов судье
29.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.05.2021Предварительное судебное заседание
21.07.2021Предварительное судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее