73RS0№-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,
с участием прокурора Поздова С.А.,
при секретаре Прокофьевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц к МОУ Тепловская средняя школа, МБОУ Татарско-Сайманская средняя школа о возложении обязанности по оснащению здания системой оповещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», к МОУ Тепловская средняя школа, просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование, а муниципальное общеобразовательное учреждение Тепловская средняя школа в течение шести месяцев после поступления осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального общеобразовательного учреждения Тепловская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации по следующим основаниям.
МОУ Тепловская СШ является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, общеобразовательным учреждением.
В соответствии с пунктами 1.7 Устава МОУ Тепловская СШ, учредителем и собственником ее имущества является муниципальное образование «<адрес>» <адрес>.
Функции и полномочия учредителя исполняет администрация МО «<адрес>».
Согласно паспорту безопасности МОУ Тепловская СШ, расположенное по указанному выше адресу, относится к 4 категории опасности объекта (территории).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования установлено, что в нарушение подпункта «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, здание школы не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Требованиями прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности непосредственным образом влияют на безопасное пребывание обучающихся, посетителей, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Он же, прокурор, обратился с аналогичными требованиями по аналогичным основаниям с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», к МБОУ Татарско-Сайманская средняя школа, просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование, а муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Татарско-Сайманская средняя школа в течение шести месяцев после поступления финансирования из администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Татарско-Сайманская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании прокурор представил заявление о частичном отказе от исковых требований к ответчику АМО «<адрес>» <адрес>, исковые требования к остальным ответчикам уточнил, просит:
обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Тепловская средняя школа в течение одиннадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального общеобразовательного учреждения Тепловская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Татарско-Сайманская средняя школа в течение одиннадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Татарско-Сайманская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исках.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ частичный отказ от иска принят судом, производство по делу в части требований к ответчику АМО «<адрес>» <адрес> прекращено.
Представитель ответчика МОУ Тепловская СШ в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в пояснениях указал, что поддерживает иск прокурора, проведение мероприятий по оснащению школы системой оповещения возможно только после выделения финансирования главным распорядителем бюджетных средств по расходам учреждений образования.
Представитель ответчика – МБОУ Татарско-Сайманская СШ в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители третьих лиц - Управления финансов Администрации МО «<адрес>»», Управления образования АМО «<адрес>» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно статье 28 Закона об образовании, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с подпунктами «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп.«г» п.18 Требований).
Подпунктом «д» п. 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1.1, 1.9 Устава МОУ Тепловская СШ установлено, что учреждение является общеобразовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.1.7 Устава учредителем и собственником имущества указанного является муниципальное образование «<адрес>» <адрес>, от имени которого функции и полномочия учредителя исполняет Отдел образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>. Полномочия собственника имущества образовательного учреждения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, от своего имени реализует предоставленные права и выполняет обязанности, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. (п. 1.10, 1.13 Устава).
Согласно п.1.23. Устава образовательное учреждение обеспечивает охрану здоровья обучающихся в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичные в целом положения содержатся в Уставе МБОУ Татарско-Сайманская СШ (п.1.1., 1.3, 1.9, 1.10,).
По делу установлено, что здание муниципального общеобразовательного учреждения Тепловская средняя школа, расположенное по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Татарско-Сайманская средняя школа, расположенное по адресу: <адрес>, не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на соответствующем объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Факт отсутствия в указанных образовательных учреждениях системы оповещения и управления эвакуацией ответчиками не оспаривается.
Согласно паспортам безопасности, МОУ Тепловская средняя школа, МБОУ Татарско-Сайманская средняя школа, имеют 4 категорию опасности.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности социально-значимых объектов установлено, что в нарушение действующего законодательства здания указанных школ не оснащены системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
При установленных обстоятельствах полагает обоснованными требования прокурора о возложении обязанности оснащению зданий школ системой оповещения на образовательные учреждения.
С учетом установленных обстоятельств дела, объема подлежащих устранению нарушений, мнения участников процесса, суд находит срок исполнения решения разумным и достаточным.
На основании ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Тепловская средняя школа в течение одиннадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального общеобразовательного учреждения Тепловская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарско-Сайманская средняя школа в течение одиннадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Татарско-Сайманская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Николаевский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Янина
Решение в окончательной форме изготовлено 16.02.2024 года.