Мотивированное решение по делу № 33а-3668/2024 от 19.03.2024

УИД 77RS0014-02-2023-008896-03

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

 

            адрес                                                                                        03 августа 2023 года

 

Лефортовский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Воробьевой С.Е.,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1046/2023 по административному иску ООО «Тирон» к судебному приставу-исполнителю ОСП по адрес фио об уменьшении суммы исполнительского сбора,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

административный истец ООО «Тирон» обратился в суд с административным иском к ОСП по адрес фио об уменьшении суммы исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 515934/22/77056-ИП от 28.10.2022, возбужденного на основании исполнительного документа ФС 044156103 о взыскании в пользу фио денежных средств в размере сумма

В обоснование своих требований административный истец ООО «Тирон» указывает, что административным ответчиком было вынесено постановление в рамках исполнительного производства 515934/22/77056-ИП от 28.10.2022 о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере сумма Административный истец просит снизить сумму исполнительского сбора, поскольку в постановлении, принятом административным ответчиком не указана информация об имеющейся отсрочке исполнения решения суда до 30.06.2023, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 479 от 26.03.2022 должнику, как застройщику предоставлена отсрочка до 30.06.2023, также в постановлении Правительства РФ указано на то, что требования, содержащиеся в исполнительных документах, к которым относятся судебные приказы, исполнительные листы, постановления судебного пристава исполнителя на обращение денежных средств (ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве») и предъявленные к исполнению в период отсрочки, т.е. начиная с 29.03.2022 по 30.06.2023 не подлежат исполнению банками и иными кредитными организациями, осуществляющими обслуживание счетов застройщика.

Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено судебным приставом-исполнителем 26.03.2022, то есть в период, когда должнику, как застройщику предоставлена отсрочка до 30.06.2023.

Представитель административного истца  ООО «Тирон» (по доверенности) фио в суд явилась, поддержала административный иск и просила рассмотреть вопрос о возможности снижения суммы исполнительского сбора.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель фио, представители административных ответчиков МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по Москве, ГУФССП России по Москве в судебное заседание не явились, извещались судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФССП России в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

На основании вышеизложенного, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

   В силу статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

 Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.

 В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту также Закон об исполнительном производстве)).

Как разъяснено в пункте 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. Федеральной службой судебных приставов 7 июля 2014 г.) в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Как установлено в частях 6 - 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и разъяснено в пунктах 74 - 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть. При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа. Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. Помимо указанной материально-правовой дефиниции, нормы права об исполнительском сборе регулируют и процедуру его взыскания.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им как норм материального права, определяющих понятие исполнительского сбора, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать порядок привлечения должника к ответственности с учетом степени его вины. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен доказать, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

При этом взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный законодателем размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Взыскание с должника исполнительского сбора, как уже указывалось выше, производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин. При наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также подтвердить, что нарушение установленных сроков для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности; доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на исполнении в ОСП по адрес находилось исполнительное производство 515934/22/77056-ИП от 28.10.2022, возбужденного на основании исполнительного документа ФС 044156103 о взыскании в пользу фио денежных средств в размере сумма

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем фио вынесено постановление от 26.03.2022 о взыскании исполнительского сбора о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере сумма

В административном исковом заявлении административный истец фактически не оспаривает вынесенное постановления о взыскании исполнительского сбора, просит снизить сумму исполнительского сбора, указывая на то, что судебным приставом-исполнителем не были учтены положения, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 479 от 26.03.2022, которые предоставляют должнику, как застройщику отсрочку до 30.06.2023, также в постановлении Правительства РФ указано на то, что требования, содержащиеся в исполнительных документах, к которым относятся судебные приказы, исполнительные листы, постановления судебного пристава исполнителя на обращение денежных средств (ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве») и предъявленные к исполнению в период отсрочки, т.е. начиная с 29.03.2022 по 30.06.2023 не подлежат исполнению банками и иными кредитными организациями, осуществляющими обслуживание счетов застройщика.

Разрешая требование административного истца  об уменьшении исполнительского сбора, суд исходит из следующего.

В постановлении об исполнительском сборе установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанное взыскание исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В срок, предусмотренный для добровольного исполнения требований, требования исполнительного документа не были исполнены административным истцом.

Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с виновно совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

На основании вышеизложенного, учитывая, что спорные исполнительные производства возбуждены в отношении административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для уменьшении размера  исполнительского сбора, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказывает.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 -177 КАС  РФ, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административных исковых требований ООО «Тирон» к судебному приставу-исполнителю ОСП по адрес фио об уменьшении суммы исполнительского сбора      о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Лефортовский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                            С.Е. Воробьева

 

 

 

Решение суда в окончательной форме принято

(мотивированное решение составлено) 03 августа 2023 года

33а-3668/2024

Категория:
Административные
Статус:
Назначено судебное заседание на 22.04.2024 10:05
Истцы
ООО "ТИРОН"
Ответчики
Столярова Л.В.
ГУФССП России по г. Москве по ЮВАО
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
03.08.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее