Дело № 2-5291/16
Решение
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
секретаря Фуриной Н.А.,
с участием представителя истца М., действующего на основании доверенности ... от Дата, представителя ответчика С., действующей на основании доверенности от Дата, представителя третьего лица председателя кооператива Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бормотовой Л.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная Кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю» о государственном кадастровом учете земельного участка в соответствии с межевым планом,
У С Т А Н О В И Л:
Бормотова Л.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра по Пермскому краю» о государственном кадастровом учете земельного участка в соответствии с межевым планом, изготовленным ... Дата.
В обоснование исковых требований истец указал, что является членом дачного некоммерческого товарищества «Демидково». В соответствии с постановлением главы городского самоуправления Адрес от Дата ДНТ «Демидково» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... га, расположенный в ... кв. ... в постоянное пользование для дачного строительства. На основании проекта организации застройки ДНТ «Демидково» территория товарищества разделена на участки, находящиеся в индивидуальном пользовании членов ДНТ. В соответствии с договором купли-продажи земельного участка и дачного дома от Дата в собственность истца перешел ... дом, общей площадью ... кв.м., земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., расположенные по адресу: Адрес. После регистрации права собственности истец узнал, что земельный участок по своей площади и конфигурации не соответствует земельному участку №, указанному в проекте застройки ДНТ «Демидково». Дата ... был подготовлен межевой план земельного участка, который неоднократно предоставлялся в ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю. Решением ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю № от Дата процедура государственного кадастрового учета была приостановлена по тем основаниям, что в межевом плане неверно указана территориальная зона, в которой расположен образуемый земельный участок. Согласно межевому плану и заключению кадастрового инженера земельный участок расположен в территориальной зоне ЖдС (зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков). Согласно решению органа кадастрового учета, земельный участок расположен в территориальной зоне – прочие зоны, градостроительные регламенты для которой не установлены. Решением Думы ... № от Дата был утвержден генеральный план Полазненского городского поселения, включающий в себя: Положение о территориальном планировании Полазненского городского поселения; графические материалы: карту функционального зонирования, карту зон планируемого размещения объектов капитального строительства, карту существующих и планируемых границ населенных пунктов, основных планировочных решений, карту инженерного обустройства территории. В соответствии с п. 2 данного решения Правила землепользования и застройки Полазненского городского поселения должны разрабатываться с учетом положений Генерального плана поселения. Как следует из карты объектов капитального строительства, образуемый земельный участок находится в границах территорий, предназначенных для размещения садово-дачных товариществ и коллективных садов. Считает, что нарушены её права на приобретение земельного участка в собственность.
Истец в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что сведения, предоставленные администрацией Полазненского городского поселения о размещении образуемого земельного участка в территориальной зоне «прочие зоны» необоснованны, какими-либо объективными данными не подтверждены, в связи с чем не могут являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка по данным основаниям. Решением Думы Полазненского городского поселения от Дата утвержден генеральный план Полазненского городского поселения, в том числе графические материалы, согласно которым образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, иные графические материалы, проект планировки д. ... утверждены не были.
Представитель ответчика ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.27-29), указав, что земельный участок с кадастровым номером ... декларированной площадью ... кв.м., расположенный по адресу Адрес является ранее учтенным земельным участком, поставлен на кадастровый учет Дата, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества. Сведения о границах земельного участка в ГКН отсутствуют. В орган кадастрового учета было представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № с межевым планом от Дата. В соответствии с представленным межевым планом образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства», который не соответствует основным видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны. Органом кадастрового учета предложено включить в состав Приложения межевого плана декларацию заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными для территориальной зоны, в границах которой расположен образуемый земельный участок. Сведения о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки органом местного самоуправления не были представлены, данная информация в органе кадастрового учета отсутствует. Органом кадастрового учета неоднократно направлялись межведомственные запросы о документах, содержащих информацию о расположении образуемого земельного участка в границах определенной территориальной зоны. Согласно межевому плану образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЖдС (зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков). В соответствии с ответом на межведомственный запрос земельный участок размещен в территориальной зоне – прочие зоны. Градостроительные регламенты не установлены. На основании представленной информации на межведомственный запрос, решением ОКУ отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
Представитель ДНТ «Демидково» в судебном заседании заявленные требования иска и позицию представителя истца поддержал.
Представитель Администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на заявление, в котором указал, что проект планировки д. ... и правила землепользования и застройки территории проектирования обсуждались на публичных слушаниях Дата, на котором присутствовали представители ДНТ «Демидково».
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что Постановлением Администрации г. Добрянски Пермской области от Дата № Дачному некоммерческому товариществу «Демидково» предоставлен земельный участок площадью ... га за счет земель запаса в постоянное пользование, для дачного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером ... декларированной площадью ... кв.м., расположенный по адресу Адрес является ранее учтенным объектом недвижимости, поставлен на государственный кадастровый учет Дата, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Бормотова Л.В. является членом дачного некоммерческого товарищества «Демидково». Ей на праве собственности принадлежит ... дом общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу Адрес, земельный участок с кадастровым номером Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права
В орган кадастрового учета обратился кадастровый инженер А. с заявлением от Дата о постановке на кадастровый учет объекта земельного участка Бормотовой Л.В., в соответствии с межевым планом от Дата.
Согласно декларации от Дата, представленной истцом в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю», образуемый земельный участок имеет разрешенное использование «дачные дома», что соответствует основному виду разрешенного использования в зоне ЖдС.
Согласно ответу администрации Полазненского городского поселения № от Дата на запрос кадастрового органа, вновь образуемый земельный участок размещен в территориальной зоне - прочие зоны. Градостроительные регламенты не установлены.
Решением кадастрового органа от Дата в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости отказан на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» - истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 39.3, п. 7 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено право на приобретение в аренду или собственность без торгов членами садоводческого объединения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из положений ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст..85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно ст. 10 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;
2) описание местоположения границ таких зон или территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки;
Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации № 71 от 03.02.2014 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Как установлено в судебном заседании, сведения о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки, органами местного самоуправления в орган кадастрового учета представлены не были, в соответствии с требованиями ст. 15 Закона о кадастре и Постановлением № от Дата «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме», данная информация в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Из материалов дела следует, что по информации, содержащейся в ГКН, земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенный по адресу Адрес относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Сведений о расположении образуемого земельного участка в границах лесного массива либо об отнесении образуемого земельного участка к участкам, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, материалы дела не содержат, соответствующих доказательств указанных обстоятельств Администрацией Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края не представлено.
В обоснование сведений о нахождении образуемого земельного участка в территориальной зоне - прочие зоны органом местного самоуправления представлен проект планировки д. ....
Решением Думы Полазненского городского поселения № от Дата утвержден генеральный план Полазненского городского поселения, включающий в себя:
1. Положение о территориальном планировании Полазненского городского поселения;
2. Графические материалы: карту функционального зонирования; карту зон планируемого размещения объектов капитального строительства; карта существующих и планируемых границ населенных пунктов, основных планировочных решений; карта инженерного обустройства территории. Согласно п. 2.3 данного решения Правила землепользования и застройки Полазненского городского поселения должны разрабатываться с учетом положений Генерального плана поселения. В соответствии с картой объектов капитального строительства образуемый земельный участок расположен в границах территории, предназначенной для размещения садово-дачных товариществ и коллективных садов.
Таким образом, суд считает, что администрацией Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края не представлено достаточно объективных доказательств, подтверждающих расположение образуемого земельного участка в границах территориальной зоны – прочие зоны. Данные о территориальных зонах, установленных границах территориальных зон в органе кадастрового учета отсутствуют, не представлены указанные данные органом местного самоуправления и в судебное заседание.
Кроме того, в силу требований действующего законодательства, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, в связи с чем отсутствие градостроительных регламентов земельных участков, расположенных в территориальной зоне - прочие зоны, с учетом установленных обстоятельств, не может влиять на права истца на образование и оформление прав на земельный участок.
Учитывая, что представленные Администрацией Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края в орган кадастрового учета сведения о расположении земельного участка в границах территориальной зоны – прочие зоны (градостроительные регламенты не установлены), являются основанием для отказа истцу в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и, соответственно, препятствием в реализации права на получение земельного участка в собственность, суд считает возможным принять решение о государственном кадастровом учете земельного участка в соответствии с межевым планом ... от Дата.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бормотовой Л.В. удовлетворить.
Произвести государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с межевым планом, изготовленным ... Дата в связи с образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу Адрес
Решение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья– О.М. Завьялов