Дело № 2-2697/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2017 года г. Щёлково
Щёлковский городской суд в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Скариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цурцумия ФИО6 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить земельный участок в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Истец Цурцумия Т.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить земельный участок в аренду.
В обоснование требований указала, что она на основании Свидетельства о государственной регистрации права №, от "04" августа 2005 года, является собственником земельного участка, под размещение нежилого здания с мансардой, категория земель: земли поселений, общей площадью 540 кв.м. адрес объекта: <адрес> условный №.
Так же, она является собственником смежного с ним земельного участка на основании Свидетельства о государственной регистрации права № от "17" февраля 2009 года, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение автосервиса и автомойки, общей площадью 1500 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый №.
16 мая 2014 года Постановлением Администрации Щелковского муниципального района № № по ее заявлению, утверждена схема расположения земельного участка площадью 990 кв.м., для благоустройства территории, расположенного в <адрес> на землях населенных пунктов.
25 сентября 2014 года земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для благоустройства территории, общая площадь 990 кв.м., адрес объекта: <адрес> по ее заявлению, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
На основании поданного ею обращения, в соответствии с Протоколом межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и земельным отношениям при Администрации Щелковского муниципального района № от 18.12.2013 г., был подписан Акт о выборе земельного участка от "21" марта 2014года, для благоустройства территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В связи с чем, в соответствии с п.2 ст.39.6 ЗК РФ, она полагает, что у нее имеется право на получение данного земельного участка в аренду без торгов, то есть, не участвуя в аукцион.
Также, она обратилась в Администрацию Щелковского Муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для благоустройства территории, общая площадь 990 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: <адрес>
05.04.2017 года получен ответ №№ Администрации Щелковского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с тем, что предоставление земельных участков для благоустройства территории, осуществляется в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", и было рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка на основании ст. 39.36 ЗК РФ.
Считает данное решение незаконным и нарушающим ее права и интересы. Земельные правоотношения между ней и ответчиком возникли до вступления силу изменений земельного законодательства, препятствий в предоставлении, по ее мнению, испрашиваемого ею земельного участка в аренду, не имеется.
В силу изложенного, просит суд признать отказ Администрации Щелковского муниципального района МО от 05.04.2017 года №№ в предоставлении ей в аренду земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для благоустройства территории, общая площадь 990 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, незаконным и обязать Администрацию Щелковского муниципального района МО принять решение о предоставлении ей в аренду земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для благоустройства территории, общая площадь 990 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, и заключить договор аренды земельного участка сроком на 15 лет.
В судебное заседание истец Цурцумия Т.Е. не явилась, извещена, ее представитель, действующий на основании доверенности (копия в деле), в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным основаниям, пояснила, что спора с Мосавтодор по границе участка не имеется, в связи с чем также истец имеет право на приобретение спорного земельного участка в аренду.
В судебное заседание ответчик Администрация Щелковского муниципального района Московской области не явилась, извещена, ранее в материалы дела представила письменный отзыв на иск, согласно которому, в случае установления судом оснований для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 990 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для благоустройства территории, расположенного по адресу: <адрес> Б Администрация Щелковского муниципального района не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ГБУ МО «Мосавтодор» в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще, в материалы дела также представлен отзыв, в соответствии с которым указано на отсутствие споров по границе участка, испрашиваемого в аренду, и земельного участка, составляющего автодорогу. Пи этом, само учреждение Мосавтодор не имеет на балансе указанную автодорогу <данные изъяты> – федерального значения.
Судом постановлено (протокольно) рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Цурцумия Т.Е. согласно Свидетельства о государственной регистрации права №, от "04" августа 2005 года, является собственником земельного участка, под размещение нежилого здания с мансардой, категория земель: земли поселений, общей площадью 540 кв.м. адрес объекта: <адрес>, условный №.
Так же, она является собственником смежного с ним земельного участка согласно свидетельства о государственной регистрации права № от "17" февраля 2009 года, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение автосервиса и автомойки, общей площадью 1500 кв.м., адрес объекта: <адрес> кадастровый №.
16 мая 2014 года Постановлением Администрации Щелковского муниципального района №, по ее заявлению, утверждена схема расположения земельного участка площадью 990 кв.м., для благоустройства территории, расположенного в <адрес>, на землях населенных пунктов.
25 сентября 2014 года земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для благоустройства территории, общая площадь 990 кв.м., адрес объекта: <адрес> по ее заявлению, был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:14:0040113:1315.
На основании поданного ею обращения, в соответствии с Протоколом межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и земельным отношениям при Администрации Щелковского муниципального района № от 18.12.2013 г., был подписан Акт о выборе земельного участка от "21" марта 2014года, для благоустройства территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Также, она обратилась в Администрацию Щелковского Муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для благоустройства территории, общая площадь 990 кв.м., кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, <адрес>
05.04.2017 года получен ответ №№ Администрации Щелковского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с тем, что предоставление земельных участков для благоустройства территории, осуществляется в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", и было рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка на основании ст. 39.36 ЗК РФ.
05.04.2017 Администрация Щелковского муниципального района разъяснила заявителю о том, что согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории.
Согласно материалам дела, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в непосредственной близости от автодороги федерального значения <данные изъяты> Изложенное подтверждается схемой расположения земельного участка
Автомобильная дорога <данные изъяты> является дорогой федерального значения. В оперативном управлении у ГБУ МО «Мосавтодор» данная дорога не числится, на балансовом учете не стоит, содержанием данной дороги учреждение не занимается.
ГБУ МО «Мосавтодор» осуществляет ремонт и содержание только автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, находящихся в оперативном управлении и состоящих на балансовом учете учреждения.
У ГБУ МО «Мосавтодор» нет споров по границам указанного (истребуемого) в исковом заявлении Цурцумия Т.Е., земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено указанием на такое отсутствие в своем отзыве.
ПРИ этом, и испрашиваемый истцом земельный участок согласно кадастрового паспорта частично входит в зону «придорожная полоса автодороги общего пользования федерального значения А-<данные изъяты>» км. <данные изъяты> сведения о которой внесений в ГКН в 2013 году.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ч.1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих свойств в процессе их использования.
Земельный кодекс РФ в редакции, действующей с 01 марта 2015 года, федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ, вступившим в силу с 01 марта 2015 года, был дополнен главой 39, регламентирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и ст. 39.36.
В соответствии с п. 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со - статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, был установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Этот порядок включал в себя подачу заинтересованным лицом заявки на подачу земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю; рассмотрение органом местного самоуправления заявки и выдачу заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполнение заявителем в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение за постановкой на кадастровый учет; принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность или в аренду испрашиваемого земельного участка; направление этого решения заявителю; заключение в установленные сроки договора купли-продажи или аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Между тем, истица не оформила прав на земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ в редакции, действующей до 01.03.2015, равно как и не получала соответствующего разрешения об использовании земельного участка без его предоставления и установления сервитута для размещения каких-либо объектов в порядке, предусмотренном статьей 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, для согласованных целей по благоустройству территории, наличие у истца лишь схемы расположения не порождает безусловных прав по оформлению аренды земельного участка в данном случае, поскольку на протяжении длительного времени истица не изъявила желание реализовать право на оформление участка в порядке, предусмотренном до изменения земельного законодательства, т.е. до 01.03.2015 года.
Каких-либо оснований для заключения с ней договора аренды в том числе без проведения торгов также не усматривается. Кроме того, нахождение земельного участка, право аренды на который испрашивается истцом, частично входит в зону придорожной полосы, необходимой для обслуживания автомобильной дороги федерального значения, что также препятствует оформлению с ней договора аренды. В иной конфигурации и площади земельный участок ей не испрашивался, схема его расположения также не утверждалась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации является правомерным, в настоящее время истец вправе обратиться к органу местного самоуправления в порядке ст. 39.36 ЗК РФ в соответствии с действующим земельным законодательством с соответствующим заявлением.
Требований о возмещении судебных не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Цурцумия ФИО7 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить земельный участок в аренду – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
федеральный судья Н.Г. Разумовская