УИд - 24RS0032-01-2021-000075-83
Решение
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года город Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Чернякова М.М.
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска – Сахаровой Д.В.,
истца Старшинского Р.В., (участие обеспечено путем ВК-связи),
представителя МУ МВД России «Красноярское» Киреевой Э.Н.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования начальника отделения по контролю за оборотом наркотиков ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» Кузнецова К.В.,
при секретаре Кочневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старшинского Руслана Владимировича к МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское», ОП№ 4 МУ МВД России «Красноярское», Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в нарушении условий его содержания под стражей, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, а так же компенсации морального вреда причинённого незаконными действиями сотрудников полиции, которое выразилось в ненадлежащих условиях содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился к МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское», ОП№ 4 МУ МВД России «Красноярское», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в нарушении условий его содержания под стражей, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, а так же компенсации морального вреда причинённого незаконными действиями сотрудников полиции, которое выразилось в ненадлежащих условиях содержания под стражей.
Требования мотивированы тем, что 15.11.2018 г. он был задержан по подозрению в совершении преступления и в течении двух суток содержался в нарушение установленных условий содержания под стражей. В этот период отсутствовали ежедневные прогулки, не был обеспечен надлежащим питанием, местом для отдыха и сна, было нарушено его право на бытовое обеспечение, не соблюдались установленные санитарные нормы.
При подаче первоначального иска заявлялось требование о компенсации в размере 30 000 рублей. 30 июля 2021 г. дополнил исковые требования компенсацией за нарушение установленных условий содержания под стражей в размере 3 000 000 рублей, не отказываясь при этом от первоначальной компенсации, поясняя в судебных заседаниях, что 30 000 рублей это дополнительная компенсации морального вреда причинённого незаконными действиями сотрудников полиции, которое выразилось в ненадлежащих условиях содержания под стражей. Полагая, что помимо компенсации в размере 3 000 000 рублей, надлежит дополнительно взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей. Истцу неоднократно предлагалось изложить письменно исковые требования с обоснованиям своей уточненной позиции, но истец требование суда не исполнил, устно поясняя в судебных заседаниях различную правовую природу компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 3 000 000 рублей, и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
В связи с изложенной позицией истца и требованием о компенсации морального вреда 19.07.2021 г. суд перешел к рассмотрению искового заявления Старшинского Р.В. по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МУ МВД России «Красноярское» Киреева Э.Н. исковые требования не признала. По существу заявленных требований представила письменные возражения в соответствии с которыми 15.11.2018 г. Старшинский Р.В. задержан сотрудниками ОНК ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» за незаконный сбыт наркотических средств. Эти действия Старшинского Р.В. расценивались должностными лицами ОП № 4 как административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.8 КоАП РФ, поэтому в отношении него было применено задержание в рамках КоАП РФ, к которому не применяются требования законодательства Российской Федерации и международных договоров о надлежащих условиях содержания под стражей. 16 ноября 2018 года возбуждено уголовное дело в отношении Старшинского Р.В., 17 ноября 2018 Ленинским районным судом г. Красноярска в отношении Старшинского Р.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и он без помещение в ИВС ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» сразу был направлен в СИЗО – 1 г. Красноярска.
Дополнительно к представленным ранее возражениям в судебном заседании пояснила, что в отношении Старшинского Р.В. был составлен только протокол административного задержания, протокол об административном правонарушении, определение о прекращении производства по делу, а так же иные процессуальные документы в соответствии с КоАП РФ в отношении Старшинского Р.В. не составлялись.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования начальник отделения по контролю за оборотом наркотиков ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» Кузнецов К.В. пояснил, что требования истца являются необоснованными. Истец после задержания содержался в нормальных условиях, ему за личные денежные средства сотрудников полиции приобретали чай.
Начальник ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское», представитель МВД России, представитель Министерства финансов Российской Федерации, представитель ГУ МВД России «Красноярское» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска полагала, что исковые требования являются необоснованными, поэтому полагала, что они удовлетворению не подлежат.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании пункта 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (абзац 2).
В силу ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
Согласно ст. 15 указанного закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Из пунктов 9, 10, 11, 12 ст. 17 Закона о содержании под стражей следует, что подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии со ст. 23 Закона о содержании под стражей, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Из материалов дела, объяснений сторон, и представленных доказательств, усматривается, что:
15.11.2018 г. в 18.35 часов истец задержан сотрудниками ОНК ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» в Ленинском районе г. Красноярска после того, как незаконно сбыл наркотическое вещество С.Н.Г. и доставлен в отдел полиции (том 1 л.д. 26 уголовное дело УИД: 24 RS0032-01-2019-002325-91);
16 ноября 2018 года в 16.15 возбуждено уголовное дело в отношении Старшинского Р.В. по признакам преступления предусмотренного п. «Г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ;
В тот же день 16 ноября 2018 года, где в 11 часов 05 минут в отношении Старшинского Р.В. был составлен протокол административного задержания № 3671, на основания которого он был помещен в СПЗ ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское». Из представленного реестра административного материала и пояснений представителя ответчика другие процессуальные документы предусмотренного КоАП РФ, в том числе протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении истца не выносились.
Кроме того 16 ноября 2018 г. в 16.30 в отношении Старшинского Р.В. был составлен протокол задержания в качестве подозреваемого, но при этом согласно справки от 24.06.2021 г. Старшинский Р.В. в период с 15.11.2018 г. по 17.11.2018 г. в ИВС ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» не содержался. Аналогичные пояснения в судебном заседании дала и представитель ответчика.
Пояснив, что 17.11.2018 г. в отношении Старшинского Р.В. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и он сразу был направлен в СИЗО-1 г. Красноярска.
Из материалов уголовного дела УИД: 24 RS0032-01-2019-002325-91 следует, что в период с 15.11.2018 г. по 17.11.2018 г. со Страшинским Р.В. проводились следующие процессуальные действия:
15.11.2018 г. с 20.55 до 21.45 личный досмотр (том 1 л.д. 47 уголовное дело УИД: 24 RS0032-01-2019-002325-91),
16.11.2018 г. с 17.10 до 17.30 допрос в качестве подозреваемого (том 1 л.д. 185 уголовное дело УИД: 24 RS0032-01-2019-002325-91).
Оценивая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что в период с 16 ноября 2018 года 17 час 30 мин. до момента доставления его в суд 17.11.2018 г. в 10 час. 00 мин. для решения вопроса об избрании меры пресечения, права истца связанные с надлежащими условиями его содержания под стражей, были нарушены, так как в 16 ноября 2018 года в 16 час. 15 минут следователю стало очевидно, что Старшинский Р.В. совершил преступление, а не административное правонарушение, поэтому было принято решение о возбуждении в отношении него уголовного дела и в тот же день в 16 час 30 минут в отношении Старшинского Р.В. был составлен протокол задержания в качестве подозреваемого по уголовному делу, которое предполагает содержание в изоляторе временного содержания.
Поэтому после проведения с ним следственного действия в 17 час. 30 минут 16.11.2018 г. в соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" его надлежало поместить в изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. После помещения его ИВС на основании ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ Старшинский Р.В. находясь под стражей мог бы пользоваться установленным режимом, обеспечивающим соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. В том, числе правилами внутреннего распорядка который устанавливает порядок: приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач; получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов; направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб; отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ.
Вместе с тем истец был ограничен в этих прав и в установленный судом период с ним не производились процессуальные действия, поэтому требования истца о компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей подлежат частичному удовлетворению.
При определении компенсации суд принимает во внимание объем и характер причиненных истцу, нравственные страдания и переживания по поводу нарушений условий содержания под стражей, степень вины ответчика в причинении вреда.
Кроме того суд учитывает непродолжительный срок нарушений прав истца, который составил менее суток, а так же объем тех прав который истом мог бы быть реализован в этот непродолжительный срок. При этом значительную часть времени этого периода составляло ночное время.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд возможен в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем применяя положения ч. 6 и ч. 7 ст. 219 КАС РФ суд пришел к выводу о восстановлении этого срока, так он пропущен по уважительным причинам. Статья 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", предоставляющую право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей была введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ и начала действовать с 27.01.2020 г. когда административный истец уже отбывал наказание в местах лишения свободы и был ограничен в получении квалифицированной юридической помощи, в том числе сведений об изменениях законодательства, при этом он не обладает юридическими познаниями.
Кроме того истец, находясь в местах лишения свободы активно использовал свою позицию по сбору доказательств и обжалованию действий должных лиц в прокуратуру Ленинского района г. Красноярска и МУ МВД России «Красноярское». Справка о том, что в период с 15.11.2018 г. по 17.11.2018 г. истец не содержался в ИВС ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское», которая имеет значения для обоснования иска, была направлена ему только 24.06.2021 г.
Признавая требования истца о денежной компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей обоснованными, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика денежную компенсацию в размере 5 000 руб. 00 коп.
Учитывая, что главным распорядителей средств федерального бюджета по отношению к ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» является МВД России. При этом ОП № 4 МУ МВД России «Красноярское» является не самостоятельным юридическим лицом, а структурным подразделением ГУ МВД России по Красноярскому краю, то компенсация морального вреда подлежит взысканию с МВД России.
На основании ст. 17.1. Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей. Поэтому в остальной части требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Старшинского Руслана Владимировича к МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское», ОП№ 4 МУ МВД России «Красноярское», Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц, выразившихся в нарушении условий его содержания под стражей, присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, а так же компенсации морального вреда причинённого незаконными действиями сотрудников полиции, которое выразилось в ненадлежащих условиях содержания под стражей, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Старшинского Руслана Владимировича компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья М.М. Черняков