Дело № 2-1582/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2013 года
Ленинский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Рыжовой А.М.,
при секретаре Красавиной Н.Е.,
с участием представителя ответчика Трактировой Ю.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова С.В. к Военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации,
у с т а н о в и л:
Белов С.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии за указанный период с учетом индексации.
В обоснование требований истец указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации. При этом оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента РФ от 24.12.1998 года № 1638 Правительству РФ в целях повышения денежного довольствия военнослужащих предписано повысить с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми должностями, а с 01.07.1999 года – месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями. Правительство РФ постановлением от 19.01.1999 года № 72 установило оклады в меньших размерах, чем это было предписано Указам Президента РФ. Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года данное постановление в части повышения окладов по воинским званиям с 01.07.1999 года признано несоответствующим Федеральному закону от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Военный комиссариат Владимирской области за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года перерасчет пенсии с учетом увеличения оклада по воинскому званию не произвел, чем причинил имущественный вред, который должен быть полностью компенсирован с учетом индекса потребительских цен.
На основании изложенного истец просит признать за ним право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за указанный период с учетом индексации в размере .... рубля.
Истец Белов С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения представителя ответчика судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Военного комиссариата Владимирской области по доверенности Трактирова Ю.А. иск не признала, указав в обоснование возражений, что из содержания ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что установление новых окладов по воинским званиям всем военнослужащим, кроме первичных воинских званий, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 признано незаконным повышение с 01 июля 1999 года окладов по воинским званиям только по первичным воинским званиям, в этом решении не имелось указаний о перерасчете денежного довольствия военнослужащих и пересмотре пенсий с 01 января 1999 года. Правительством Российской Федерации также не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Поскольку за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года военнослужащим, состоящим на службе, оклады по воинским званиям, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, не выплачивались, применять иной размер окладов по воинским званиям при перерасчете пенсии ответчик был не вправе, определение размеров окладов относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Просила в удовлетворении иска отказать. При этом представленный истцом расчет не оспаривала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что Белов С.В. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
В силу ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей на момент перерасчета пенсии 01 января 1999 года) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии с п. «б» ст.49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 года № 117-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 2 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз. 2 п. 2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст.19 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению № 1.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 п.2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу нормы абз.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.
Данный Закон подлежит применению судом в соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации, ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч.2 ст.11 ГПК РФ как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
То обстоятельство, что п.2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не препятствует суду применить при разрешении иска норму абз.2 п.2 ст.12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.
Требование абз. 2 п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением Закона.
На основании изложенного суд находит, что доводы представителя ответчика о том, что Белов С.В. имеет право на исчисление пенсии из оклада по воинскому званию только с 01 июля 1999 года, основаны на неправильном толковании закона.
Согласно справке Военного комиссариата Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Белова С.В. по состоянию на 01.01.1999 года составлял .... рублей, по состоянию на 01.07.1999 года – .... рублей.
Таким образом, размер ежемесячной недоплаты пенсии составляет .... рублей, всего за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года истцом недополучено ....) рубля.
Истцом Беловым С.В. заявлены требования о взыскании недополученной пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом индекса инфляции.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при присуждении к взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат в случае признании жалобы обоснованной в соответствии с законом, суд должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. С учетом данного обстоятельства военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб потери от инфляции.
Кроме того, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 244-О-П указано, что индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения обязательства в условиях инфляционных процессов в государстве.
В этой связи суд полагает возможным применить к суммам, своевременно неполученным истцом, индекс потребительских цен исходя из сведений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Согласно представленному истцом расчету размер недополученной за период с 01 января 1999 года по 31 января 2013 года пенсии с учетом индекса потребительских цен составляет .... рубля.
Суд находит данный расчет верным, произведенным в соответствии с действующим законодательством и полагает необходимым им руководствоваться при принятии решения.
Кроме того, указанный расчет представителем ответчика не оспаривался.
В соответствии с ч.2 ст.58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование о признании за Беловым С.В. права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученная сумма пенсии за период с 01 января по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере .... рубля.
В соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Таким образом, военный комиссариат Владимирской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при разрешении настоящего дела.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Белова С.В. к Военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации – удовлетворить.
Признать за Беловым С.В. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года.
Взыскать с Военного комиссариата Владимирской области в пользу Белова С.В. недополученную сумму пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере .... рублей .... копейки.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М.Рыжова
....
....
....