Судья Васина М.А.
Гр. дело № 33 – 6833/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
и судей Дегтеревой О.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Иосебашвили Э.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2018 г., которым постановлено:
Исковые требования Ю. удовлетворить.
Признать отказ ОСЗН района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы в назначении Ю. денежных средств на содержание несовершеннолетней подопечной А., ** года рождения незаконным и возложить на Управление социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы обязанность назначить Ю. эту выплату с 01июня 2016 г.
УСТАНОВИЛА:
Истец Ю. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы (далее – УСЗН ЮВАО г. Москвы) о признании незаконным решения об отказе в назначении выплаты денежных средств на содержание малолетней подопечной А., обязании назначить и предоставить данную выплату, в обоснование указав, что является опекуном несовершеннолетней А., родители которой лишены родительских прав. Согласно ответа ОСЗН района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы от 04.08.2018 № 5/1800 Ю. отказано в назначении денежных средств на содержание подопечной А., поскольку город Москва не является местом жительства опекуна и подопечной. Истец полагает, что указанное решение нарушает права несовершеннолетней подопечной и не основан на положениях законодательства, в связи с чем подлежит отмене.
Представитель истца в суде исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы в суде поддержал изложенную в письменных возражениях правовую позицию, просила отказать в удовлетворении заявленного требования.
Суд постановил приведенное выше решение, по доводам апелляционной жалобы ответчик УСЗН ЮВАО города Москвы ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика УСЗН ЮВАО города Москвы по доверенности Самошкину Н.А., возражения истца Ю. и ее представителя Голованя А.И., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Данная статья корреспондирует со ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Статьей 1 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", изданного в развитие приведенных выше норм права, установлено, что на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
В силу ст. 10 Закона г. Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и реализация надзора за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
В соответствии со ст. 1 в настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве".
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В силу ч. 2 указанной статьи не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ю., с 10.07.1999г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ****, фактически проживает по адресу: ****, что подтверждается договором безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) от 01.06.2016 г.
На основании Распоряжения от 26.05.2016г. за № 614, Ю. назначена опекуном над несовершеннолетней А., ** года рождения, родители которой решением Ногинского городского суда от 04.02.2016г., вступившим в законную силу 17.05.2016г., лишены родительских прав.
Место проживания несовершеннолетней А. на срок опеки (попечительства) определен с опекуном (попечителем) Юдочкиной Е.Е. по адресу: ***(пункт 4 Распоряжения).
Личное дело А. снято с учета в управлении опеки и попечительства Министерства образования МО по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь и направлено в ОСЗН района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы для постановки на учет по адресу проживания опекуна (попечителя), назначения денежных средств и осуществления контроля за условиями жизни несовершеннолетней (пункт 8 Распоряжения).
Несовершеннолетняя А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ****, на срок с 14.07.2016г. по 01.01.2018г.
На основании распоряжения ОСЗН района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы от 01.06.2016г. №114/16 несовершеннолетняя подопечная А., фактически проживающая совместно с опекуном Ю. по адресу: ***, поставлена на учет в ОСЗН района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы для осуществления контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетней и надзора за деятельностью ее опекуна.
Как усматривается из материалов дела, согласно ответу начальника ОСЗН района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы от 04.08.2018 № 5/1800 Ю. отказано в назначении денежных средств на содержание подопечной А. в связи с тем, что город Москва не является местом жительства опекуна и подопечной.
Вместе с тем, контроль за условиями жизни подопечной и надзор за исполнением Ю. обязанностей опекуна органом опеки и попечительства района Южнопортовый ЮВАО г. Москвы также осуществляется по адресу: **.
Также истцом в суд апелляционной инстанции были представлены документы: выписка из домовой книги на Ю. о регистрации с 18.07.2018г. по месту жительства ***, акт проверки условий жизни несовершеннолетней А. от 30.11.2018г., справки о прикреплении А. по месту фактического проживания в *** к поликлинике №** и школе №***, а также справка Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Богородскому городскому округу, городским округам Черноголовка и Электросталь о том, что Ю. на несовершеннолетнюю А., ***г.. рождения, ежемесячное и ежегодное денежное пособие не назначалось и не выплачивалось по состоянию на 18.02.2019г.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признаётся место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, заявитель Ю. предоставив суду иные документы, подтверждающие место жительства в городе Москве подопечного ребёнка, а также себя, подтвердила свое законное право на компенсационные выплаты установленные действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку опека над несовершеннолетними назначена не по заявлению родителей, а в связи с тем, что родители не занимались их воспитанием, поэтому с учетом статуса детей, оставшихся без попечения родителей и нуждаемости в государственной защите, они имеют право на получение денежных средств на их содержание с даты передачи попечителю, выплата которых в спорный период осуществлена не была.
Кроме того, удовлетворяя заявленные Ю. требования о признании незаконным решения УСЗН и назначении денежных средств на содержание подопечного ребенка, суд первой инстанции учел обстоятельства того, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Принимая во внимание свидетельство о регистрации по месту пребывания А., регистрацию опекуна Ю. по адресу: ***, и фактическое проживание с ней подопечного ребенка в г.Москве, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный адрес является в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства подопечной несовершеннолетней А., в связи с чем признал за истцом право на предоставление компенсационных выплат на содержание несовершеннолетней подопечной А. с 01.06.2016г.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая требования, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены правильно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе ответчика не приведено, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
5