Гражданское дело №2-787/2021
УИД – 09RS0001-01-2020-005729-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Черкесск, КЧР 20 мая 2021г.
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Абайхановой З.И.,
при секретаре судебного заседания Каракотовой М.И.,
с участием помощника прокурора Малокарачаевского района КЧР- Алиева А.Г.,
представителя ответчика Министерства сельского хозяйства КЧР - Хутова Б.Э.,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: КЧР КП «Дирекция капитального строительства» - Кечеруковой М.Б.,
Министерства финансов КЧР – Байрамкуловой С.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Прокурора Малокарачаевского района КЧР, действующего в интересах Тамбиевой Асият Сосланбековны, Тамбиева Кемала Курманалиевича, Тамбиевой Алины Кемаловны и несовершеннолетних ФИО15 и ФИО16 к Министерству сельского хозяйства КЧР денежной суммы в счет погашения задолженности в рамках предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
установил:
Прокурор Малокарачаевского района КЧР, действующий в интересах Тамбиевой Асият Сосланбековны, Тамбиева Кемала Курманалиевича, Тамбиевой Алины Кемаловны и несовершеннолетних ФИО2 и ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства КЧР денежной суммы в счет погашения задолженности в рамках предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. В обоснование иска указал, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению Тамбиевой А.С. о неисполнении Министерством сельского хозяйства КЧР обязательств в части софинансирования мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - постановление Правительства РФ N 858). Проведенной проверкой установлено, что в развитие положений постановления Правительства РФ N 858, Правительством Карачаево - Черкесской Республики, 01 сенября 2008 года вынесено постановление № 367 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности КЧР» утверждены Правила расходования средств республиканского бюджета, направляемых на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики. Правила устанавливают порядок расходования средств республиканского бюджета, направляемых на социальные выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Доля средств республиканского бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам определяется исходя из уровня софинансирования, утверждаемого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год. В соответствии с представленными в прокуратуру района документами на основании Свидетельства № от 26.12.2012, подписанного министром сельского хозяйства КЧР, участницей мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" является Тамбиева А.С. и члены ее семьи в составе 5 человек, в соответствии с условиями программы ей предоставляется социальная выплата в размере 740 000 рублей. Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в рамках реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" Тамбиевой А.С. заключен 14.01.2013, по условиям договора стоимость приобретаемого жилья составляет 2 690 000 рублей, расчет между сторонами произведен таким образом: сумма в размере 1 950 000 уплачены продавцу из собственных средств, оставшаяся сумма в размере 740 000 будет перечислена продавцу за счет средств бюджета, выделяемых на основании Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от 26.12.20212 с именного блокированного счета покупателя Тамбиевой Асият Сосланбековны на лицевой счет продавца Тамбиева М.Ш. Согласно платежному поручению № от 22.11.2013 сумма в размере 510 000 рублей перечислена и оплачена по указанному договору купли- продажи. На момент настоящей проверки часть социальной выплаты в размере 230 000 рублей до настоящего времени участнице мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" Тамбиевой А.С. Министерством сельского хозяйства КЧР не перечислены. Тамбиева А.С. до обращения в прокуратуру района неоднократно устно и письменно обращалась в Министерство сельского хозяйства КЧР с заявлением о погашении задолженности, однако задолженность до настоящего времени не погашена. Основной целью ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" является повышение уровня и качества жизни сельского населения, развития сельской местности, на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Поддержка граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности в улучшении жилищных условий является также важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации. Со ссылкой на нормы действующего законодательства истец просит: взыскать с Министерства сельского хозяйства КЧР за счет средств республиканского бюджета в интересах Тамбиевой Асият Сосланбековны, а также членов семьи: Тамбиева Кемала Курманалиевича, Тамбиевой Алины Кемаловны, несовершеннолетних: ФИО5, ФИО2, денежную сумму в размере 230 000 рублей в счет погашения задолженности в рамках предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, предусмотренных на реализацию мероприятий ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года".
Помощник прокурора Малокарачаевского района КЧР- Алиев А.Г. просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Материальные истцы в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного разбирательства. В материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства КЧР просил в иске отказать, по доводам изложенным в письменных возражениях. Вместе с тем, пояснил суду, что Министерство сельского хозяйства КЧР срок исковой давности по данному спору применять не просит, в связи с тем, что письмом от 24.08.2020 года №2658-05/1 Министерство признало кредиторскую задолженность, которая является предметом настоящего спора. Данное обстоятельство также указано в письменных дополнениях От 17.03.20201 года №1040-01/3 к возражению на исковое заявление от 28.10.2020 года №8-1-2020.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства финансов КЧР – Байрамкуловой С.Х поддержала письменные возражения от 26.02.2021г. исх.№172-06 и дополнения к возражениям от 30.04.2021 года, полагала, что в данном случае применению подлежит положение о нарушенном сроке исковой давности. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора КЧР КП «Дирекция капитального строительства» - Кечерукова М.Б. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к выводу о правомерности иска и необходимости его удовлетворения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2). Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспорено, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению Тамбиевой А.С. о неисполнении Министерством сельского хозяйства КЧР обязательств в части софинансирования мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - постановление Правительства РФ N 858).
Проведенной проверкой установлено, что в развитие положений постановления Правительства РФ N 858, Правительством Карачаево - Черкесской Республики, 01 сентября 2008 года вынесено постановление № 367 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности КЧР» утверждены Правила расходования средств республиканского бюджета, направляемых на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики.
Правила устанавливают порядок расходования средств республиканского бюджета, направляемых на социальные выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Доля средств республиканского бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам определяется исходя из уровня софинансирования, утверждаемого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии с представленными в прокуратуру района документами на основании Свидетельства № от 26.12.2012, подписанного министром сельского хозяйства КЧР, участницей мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" является Тамбиева А.С. и члены ее семьи в составе 5 человек, в соответствии с условиями программы ей предоставляется социальная выплата в размере 740 000 рублей.
Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка в рамках реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" Тамбиевой А.С. заключен 14.01.2013, по условиям договора стоимость приобретаемого жилья составляет 2 690 000 рублей, расчет между сторонами произведен таким образом: сумма в размере 1 950 000 уплачены продавцу из собственных средств, оставшаяся сумма в размере 740 000 будет перечислена продавцу за счет средств бюджета, выделяемых на основании Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от 26.12.20212 с именного блокированного счета покупателя Тамбиевой Асият Сосланбековны на лицевой счет продавца ФИО10
Согласно платежному поручению № от 22.11.2013 сумма в размере 510 000 рублей перечислена и оплачена по указанному договору купли- продажи.
Основной целью ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" является повышение уровня и качества жизни сельского населения, развития сельской местности, на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Поддержка граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности в улучшении жилищных условий является также важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что на момент проверки часть социальной выплаты в размере 230 000 рублей до настоящего времени участнице мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" Тамбиевой А.С. Министерством сельского хозяйства КЧР не перечислены.
Тамбиева А.С. до обращения в прокуратуру неоднократно устно и письменно обращалась в Министерство сельского хозяйства КЧР с заявлением о погашении задолженности, однако задолженность до настоящего времени не погашена, данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
В данном случае, стороной спорных правоотношений выступает Министерство сельского хозяйства КЧР, которое в рамках предоставленных ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий является главным распорядителем данных средств, определенных ему ведомственной структурой республиканского бюджета КЧР на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Социальные выплаты из республиканского бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на условиях софинансирования расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики на осуществление социальных выплат за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и субсидии из федерального бюджета, предоставленной Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
Право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Типовое положение).
Доля средств республиканского бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам определяется исходя из уровня софинансирования, утверждаемого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год.
В 2012 году социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства КЧР от 01 сентября 2008 года № 367 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Постановление).
Пунктом 1.1 Постановления утверждены Правила расходования средств республиканского бюджета, направляемых на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Карачаево- Черкесской Республики (далее - Правила).
Пунктом 1.2 Постановления утвержден Порядок формирования и утверждения списков получателей социальных выплат (далее - Порядок формирования списков).
Пунктом 1.3 Постановления утвержден Порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности КЧР (далее - Порядок выдачи свидетельств).
Пунктом 2 Постановления Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по выполнению мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики (далее - Уполномоченный орган), в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»».
Тамбиевой А.С. Министерством выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности от 26.12.2012 г. № 80, согласно которого ей полагается выплата в размере 740 000 рублей, в том числе 510 000 рублей за счет средств федерального бюджета и 230 000 рублей за счет бюджета КЧР. Срок действия свидетельства 1 год с даты выдачи.
Сумма в размере 510 000 рублей полагающаяся к выплате за счет средств федерального бюджета Тамбиевой А.С. предоставлена (платежное поручение от 28.12.2012 г. №), сумма полагающаяся к выплате за счет бюджета КЧР в размере 230 000 не предоставлена.
Согласно пункту 2 Правил, социальные выплаты из республиканского бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Так первоначальной редакцией Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2011 г. № 86-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2012 год» на мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности были предусмотрены
средства размере 5 517 000 рублей, (финансирование по настоящему спору).
В данном случае, суд полагает, что довод представителя ответчика о том, то Законом Карачаево-Черкесской Республики от 04.12.2012 г. № ЮЗ-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2012 год», сумма расходов на мероприятия по обеспечению молодых семей и молодых специалистов проживающих и работающих в сельской местности, изменена в сторону уменьшения с 5 517 000 рублей до 2 180 000 рублей является несостоятельным и не основанным на законе и существенно нарушающим права истцов.
Согласно пункту 8 Правил, перечисление средств на осуществление социальных выплат Уполномоченному органу осуществляется в установленном порядке Министерством финансов КЧР в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 10 Правил операции по кассовым расходам Уполномоченного органа, источником финансового обеспечения которых являются социальные выплаты, учитываются на лицевом счете, открытом в территориальном управлении Федерального казначейства по КЧР.
В данном случае, то обстоятельство, что недофинансирование от первоначально запланированной суммы составило 3 337000 рублей, в связи с чем, перечислить Тамбиевой А.С. сумму в размере 230000,00 руб. не представилось возможным является неправомерным и не конституционным.
Что касается доводов представителя Министерство финансов КЧР о
о применении сроков исковой давности, то суд полагает, что они на законе не основаны.
Как ссылается в возражениях Министерство финансов КЧР, согласно разъяснению содержащееся в абзаце 5 пункта 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.
Между тем, по настоящему делу не установлено обстоятельств, при которых ответчиком может быть предъявлено к третьему лицу Министерству финансов КЧРрегрессного требования или требования о возмещении убытков.
Таким образом, заявление третьего лица Министерство финансов КЧР, о применении срока исковой давности не является основанием для его применения и отказе в иске, в связи, с чем правового значения для суда не имеет.
При этом, суд учитывает, что стороной ответчика не заявлено о пропуске срока исковой давности. Кроме того, как пояснил суду, представитель ответчика, что Министерство сельского хозяйства КЧР срок исковой давности по данному спору применять не просит, в связи с тем, что письмом от 24.08.2020 года №2658-05/1 Министерство признало кредиторскую задолженность, которая является предметом настоящего спора.
В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В числе способов защиты гражданских прав ст.12 ГК РФ называет восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре и возмещение убытков.
В данном случае восстановить нарушенные права истцов необходимо путем взыскания недополученной части социальной выплаты в размере 230 000,00 руб. с Министерства сельского хозяйства КЧР.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░5, ░░░2, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 230 000 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2013 ░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.05.2021░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░