Решение по делу № 33-3160/2019 от 25.07.2019

Дело № 33-3160/2019

Судья: Ситникова Е.Н.(дело № 2-424/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2019 года                            г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,

судей Альчиковой Е.В., Рожковой Т.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Герасимовой О.Г.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяконовой Любови Ивановны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Управлению лесами Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области об установлении границ земельного участка,

по апелляционной жалобе Дьяконовой Любови Ивановны на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дьяконова Любовь Ивановна обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях об установлении границ земельного участка.

В обоснование иска, с учетом уточнений от 18.04.2019 г. она указала, что является собственником жилого дома, площадью 103,6 кв.м., с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 29.03.2016 г., выданного на основании решения Тамбовского районного суда от 01.08.2014 г., и свидетельства о праве на наследство по закону от 11.06.2015 г.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, категория- земли лесного фонда.

Приводит положения статьи 4.7 Федерального закона РФ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», статьи 60.2 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. № 21-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которыми, она имеет право на образование земельного участка под ее домовладением из земель лесного фонда, поскольку право собственности на жилой дом возникли до 01.01.2016 г. и зарегистрированы в ЕГРН, выявлено пересечение границ земельного участка под домовладением с границами земельного участка.

Ссылается на то, что местоположение образуемого земельного участка, находящегося под принадлежащим ей домовладением, было согласовано Управлением лесами Тамбовской области письмом от 27.02.2018 г. № 2.02-11/355.

Однако действия по осуществлению государственного кадастрового учета вновь образуемого земельного участка были приостановлены 11.07.2018 г. Управлением Росреестра по Тамбовской области, ввиду не включения в межевой план утвержденной схемы расположения земельного участка.

Администрацией Тамбовского района Тамбовской области 13.08.2018 г. отказано в утверждении схемы земельного участка, со ссылкой на необходимость согласования границ участка с Управлением лесами Тамбовской области, которое у нее уже имелось.

Дьяконова Л.И. просила суд установить границы земельного участка под объектом капитального строительства с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ***, площадью 3000 кв.м., согласно плана границ, изготовленного 19.07.2018 г. кадастровым инженером Алексеевой Ю.Г.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков привлечены: Управление лесами Тамбовской области, администрация Тамбовского района Тамбовской области.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28.05.2019 г. Дьяконовой Л.И. отказано в удовлетворении исковых требований.         

В апелляционной жалобе Дьяконова Л.И. выражает не согласие с решением суда, считает его незаконным, необоснованным.

Доводы жалобы аналогичны заявленным исковым требованиям.

Указывает, что принадлежащий ей жилой дом территориально попадает в пределы муниципального образования Новолядинский поссовет Тамбовского района Тамбовской области.

Согласно сведениям ЕГРН, права на жилой дом возникли 29.09.2014 г., то есть до 01.01.2016 г.

Считает, что судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства, установленные статьей 4.7 Федерального закона РФ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», статьей 60.2 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. № 21-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Указывает, что ее право собственности на жилой дом возникло до 01.01.2016 г., при этом право на здание возникло до того, как сведения о границах лесных участков, лесничеств и лесопарков были внесены в кадастр.

В дополнении к апелляционной жалобе Дьяконова Л.И. указала, что 29.11.1993 г. она и ее супруг купили земельный участок площадью 700 кв.м. с построенным на нем жилым домом, состоящим из целого строения с надворными строениями по вышеуказанному адресу. Договор купли-продажи заверен нотариусом и зарегистрирован в БТИ Тамбовской области. Копии документов были переданы в Бокинский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области, где домовладение было поставлено на учет с кадастровым номером ***, произведена регистрация по месту жительства ее и членов ее семьи. С апреля 1994 г. ее семья проживала в указанном доме, который являлся единственным жильем.

В 2001 г. ее супруг Дьяконов В.М. обратился за проведением кадастровых работ для оформления земельного участка в собственность. Инженером-землеустроителем Соловьевой Л.В. был изготовлен межевой план с координатами границ земельного участка, где указано, что земельный участок площадью 0,9 га – земли населенных пунктов и относятся к землям Рассказовского района Тамбовской области. К землям лесного фонда Тамбовского пригородного лесничества указанный земельный участок не имел никакого отношения. Это подтверждается также тем, что здание числилось как кордон Военлесхоза. После упразднения Военлесхоза здание было продано как жилой дом работнику последнего, после чего жилой дом был куплен ее семьей. Таким образом, она земельный участок у Пригородного лесничества не захватывала, наоборот, в июне 2003 г. этот земельный участок вместо земель населенных пунктов был закоординирован как лесной кардон, и был отнесен к землям лесного фонда.

В 2014 г. при уточнении границы лесничества, не было учтено местоположение ее жилого дома, тогда как домовладение с надворными постройками уже было зарегистрировано в Росреестре по Тамбовской области. Договор купли-продажи и свидетельство о государственной регистрации права были оформлены на супруга, с которым она с 1967 г. и до смерти в 2014 г. последнего состояла в браке.

Считает, что на нее распространяется так называемая «лесная амнистия».

Указывает, что в Управлении лесами Тамбовской области ей согласовали размер земельного участка площадью 30 соток, так как у нее имеется подсобное хозяйство, и это не нарушает размеры предельных размеров земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Границы участка на плане проходят вплотную к строениям, между ними необходим пожарный разрыв 5-6 м, огород занимает 7-10 соток.

Ссылается на то, что в течение 3 лет она обращалась в различные инстанции для оформления в собственность земельного участка под домовладением. Ей было разъяснено, что все права на выделение земельного участка переданы Управлению лесами Тамбовской области, которое должно согласовывать представленную схему земельного участка.

Указывает, что Управление лесами Тамбовской области согласовало представленную схему площадью земельного участка 3 000 кв.м. Кадастровый инженер подготовил всю документацию и межевой план земельного участка. Однако никто решения для установления границ земельного участка не принимает.

Просит отменить решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28.05.2019 года и принять новое об удовлетоврении исковых требований.

В возражении представитель МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях Овчинников Ю.В. на апелляционную жалобу, указывает о несогласии с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером *** площадью 5641,3766 кв.м. образован из земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли лесного фонда площадью 17860 га, поставленного на кадастровый учет 24.07.2003 г. В дальнейшем ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» проводились работы по уточнению границ лесничеств и постановке лесных(земельных) участков на государственный учет в системе координат «Регион-68». Земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, не могут быть отчуждены в частную собственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, спорный земельный участок располагается на землях лесного фонда и в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, которое не содержало и в настоящее время не предусматривает возможности отчуждения земель лесного фонда в частную собственность, установление границ невозможно. Оформление права собственности на такой земельный участок возможно исключительно после перевода его из одной категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством о градостроительной деятельности.

Считает не состоятельным довод истца о не применении судом положений ФЗ от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ (лесная амнистия). В этой связи указывает, что ч.2 ст.60.2 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ « государственной регистрации недвижимости» применяется исключительно при следующих условиях:

-права на здание возникли до 01.01.2016 г.;

-права на здание возникли до того, как сведения о границах лесных участков, лесничеств и лесопарков были внесены в кадастр.

Указывает, что у Дьяконовой Л.И. права на строение возникли 29.03.2016 г., то есть после 01.01.2016 г.

Также ссылается на то, что принятие закона о «лесной амнистии» дает возможность оформить права на земельный участок во внесудебном порядке, следовательно, ссылка истца на положения ФЗ от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ является необоснованной. Дьяконова Л.И. во внесудебном порядке для оформления прав на земельный участок в орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение «лесной амнистии» не обращалась.

Из письменных объяснений представителя третьего лица- филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области Воякиной Т.Ю.(директора), поступивших в суд апелляционной инстанции 21.10.2019 г. следует, что филиал с 01.01.2017 г. не наделен функциями по осуществлению кадастрового учета.

05.07.2018 г. Дьяконова Л.Т. обратилась с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, представив межевой план от 05.07.2018 г., подготовленный кадастровым инженером Алексеевой Ю.Г.в связи с выполнением кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: ***. При нанесении образуемого земельного участка на картографическую основу кадастра недвижимости по координатам характерных точек границ было выявлено, что местоположение границ образуемого земельного участка территориально совпадает (накладывается) с местоположением земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, Тамбовское лесничество, Пригородное участковое лесничество- кварталы 1-134, площадью 56305821 кв.м. (категория земель: земли лесного фонда). Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.12.2014 г., образован из земельного участка с кадастровым номером ***, дата постановки на кадастровый учет которого – 24.07.2003 г.

Согласно сведениям межевого плана, образуемый земельный участок территориально находится за пределами границ населенного пункта – п.Тригуляй (утв. Решением Бокинского сельского Совета народных депутатов от 17.11.2017 г. № 196). Из заключения кадастрового инженера, межевой план был подготовлен с целью реализации ч.2 ст.60.2 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения о здании с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, р-н Тамбовский, ***, площадью 103,6 кв.м. (назначение: жилое, наименование: жилой дом) внесены в ЕГРН 30.06.2012 г. в результате передачи в Филиал оцифрованных копий технический паспортов.

По сведениям ЕГРН 29.03.2016 г. в отношении указанного здания было зарегистрировано право собственности истца. В период с 10.10.2014 г. до 29.03.2016 г. на данное здание зарегистрировано право общей долевой собственности Дьяконова В.И.(1/2 доля), а в период с 29.09.2014 г. до 29.03.2016 г. право общей долевой собственности Дьяконовой Л.И.(1/2 доля). Таким образом, право на объект недвижимости расположенный в границах образуемого земельного участка было зарегистрировано до 01.01.2016 г.

Осуществить кадастровый учет образуемого земельного участка в связи с реализацией ч.2 ст.60.2 Закона о регистрации не представилось возможным, ввиду отсутствия в межевом плане утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Это противоречит положениям п.7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации, п.3 ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, Приказу Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 г. «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», ст.3.5 ФЗ от 25.10.20001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Исходя из содержания раздела межевого плана «Исходные данные», схема при подготовке межевого плана не использовалась и в состав приложений к межевому плану включена не была.

В суд апелляционной инстанции 12.08.2019 г. поступило заключение уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. в защиту прав Дьяконовой Л.И., согласно которому он полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч.1 ст.330 ГПК РФ в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что к правоотношениям по данному делу должна быть применена «лесная амнистия».

Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно статье 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (статья введена ФЗ от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ), образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимою имущества, права на который возникли до 01.01.2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"(ч.1).

Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется(ч.2).

В соответствии со ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации(данная статья введена ФЗ от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ), при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений(ч.1).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.

В случае направления схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления указанных заявлений(ч.2).

33-3160/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Дьяконова Любовь Ивановна
Ответчики
МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях
Управление лесами Тамбовской области
администрация Тамбовского района Тамбовской области
Другие
Маркин Алексей Анатольевич
Филиал ФГБУ РОСЛЕСИНФОРГ ВОРОНЕЖЛЕСПРОЕКТ
ТОГАУ Тамбовский лесхоз
администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района
ФГБУ ФКП Росреестра по Тамбовской области
Кадастровый инженер - Алексеева Юлия Геннадьевна
ТОГКУ Тамбовское лесничество
администрация Бокинского сельсовета Тамбовского района
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Альчикова Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
14.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2019Передано в экспедицию
30.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее