Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2330/2017 ~ М-1953/2017 от 23.08.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,

при секретаре Нагиевой К.Р.,

рассмотрев административное дело № 2а-2330 по иску Морозовой Елены Дмитриевны, Морозова Максима Семеновича, Морозова Семена Петровича, Морозовой Екатерины Семеновны, Нестерова Алексея Николаевича, Нестеровой Нины Александровны, Нестерова Сергея Николаевича, Полещиковой Людмилы Николаевны, Чекашовой Натальи Петровны к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области о признании незаконным решений органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Морозова Елена Дмитриевна, Морозов Максим Семенович, Морозов Семен Петрович, Морозова Екатерина Семеновна, Нестеров Алексей Николаевич, Нестерова Нина Александровна, Нестеров Сергей Николаевич, Полещикова Людмила Николаевна, Чекашова Наталья Петровна обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконными: акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ ; заключения Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ ; распоряжения администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии»; распоряжения администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу по адресу: <адрес>». Указывают, что при признании жилого дома аварийным были допущены нарушения, к работе межведомственной комиссии не были привлечены эксперты проектно- изыскательских организаций, в работу комиссии не были привлечены собственники квартир, в состав комиссии не были включены представители всех требуемых организаций, не применялся инструментальный контроль.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО12 действующий на основании доверенностей полностью поддержал административные исковые требования.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области возражает против удовлетворения административного иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Как следует из пунктов 8, 9 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля. Положениями части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7). Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. Пункт 42 данного положения определяет порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о проведении необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Истцам на праве собственности принадлежат квартиры в многоквартирном доме <адрес>

Как следует из акта обследования межведомственной комиссии жилого дома по ул. адрес от ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования выявлено следующее: Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а именно на основании дефектов и повреждений: разрушение фактурного слоя цоколя, трещин наружных стен, трещин перегородок в местах сопряжений со смежными конструкциями, биологических повреждений элементов деревянных конструкций, повреждения отмостки, которые свидетельствуют о непригодности для дальнейшего проживания. С учетом фактического состояния несущих и ограждающих конструкций, грунтов основания, частичного несоответствия элементов и инженерных систем здания требованиям норм, значительного фактического, а также морального износа здания, вышеуказанный многоквартирный жом был признан аварийным и подлежащем сносу. Из технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ООО «Экспертный центр Кузнецова» в фундаменте дома выявлены отдельные глубокие трещины, неравномерная осадка фундамента, следы увлажнения цоколя и стен. В наружных стенах выявлены: сквозные трещины в перемычках и под оконными проемами, выпадение кирпичей, выветривание швов; ослабление кирпичной кладки стен, карниза, высолы и следы увлажнения. В деревянных перекрытиях выявлены: поражение верхних слоев древесины грибком, небольшие трещины, частично скалывание в узлах соединений балок с настилом, прогиб балок и прогонов. В деревянной крыше выявлено: поражение гнилью мауэрлата и концов стропильных ног, ослабление врубок и соединений. В дощатых полах выявлено: поражение гнилью и жучком досок, прогибы, просадки, разрушение пола. В проемах выявлено: нижний брус оконного переплета и подоконная доска поражены гнилью, древесина расслаивается, переплеты расшатаны. Коробки дверей местами повреждены или поражены гнилью, наличники местами утрачены, обвязка полотен повреждена. Во внутренней системе инженерного оборудования выявлено следующее: капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры; отдельные повреждения трубопроводов, поражение коррозией отдельных участков трубопроводов; расстройство арматуры и смывных бочков; следы ремонта трубопроводов. В отопительных приборах следы протечек, восстановления, большое количество хомутов на стояках и в магистралях, коррозия трубопроводов магистралей. Массовые течи в местах присоединения приборов системы канализации. полная потеря эластичности изоляции проводов, значительные повреждения магистральных и внутриквартирных сетей и приборов, наличие временных прокладок, неисправность ВРУ ( л.д. 44). С учетом фактического состояния несущих о ограждающих конструкций, грунтов основания, частичного несоответствия элементов и инженерных систем обследуемого здания требованиям норм, значительного физического и морального износа здания рекомендуется допустить узнанное здание к сносу (л.д. 46). ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации муниципального района Ставропольский Самарской области было произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (год ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ). Обследование осуществлялось на предмет аварийности жилого помещения, при участии приглашенных экспертов. По результатам обследования был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ было принято заключение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания.

Распоряжением Главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено заключение о признании непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>

года, на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , акта межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации муниципального района Ставропольский, принятого на заседании от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Вышеуказанный дом был включен в государственную программу Самарской области в соответствии с областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией муниципального района Ставропольский было принято постановление № 71 от 08.04.2016 года «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» на 2016-2017 годы».

Финансирование Программы строго целевое и осуществляется за счет средств бюджета муниципального района Ставропольский Самарской области и бюджета Самарской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах полномочий данного органа и с соблюдением установленной законом процедуры его принятия, обоснованно технической документацией и заключением специалистов, свидетельствующих о неудовлетворительном техническом состоянии дома, что явилось признанием его аварийности.

При этом, довод о том, что межведомственная комиссия не привлекла к своей работе экспертов проектно -изыскательских организаций – несостоятелен, так как ООО «Экспертный центр Кузнецова» имеет лицензию на осуществления проектирования зданий и сооружений ( л.д. 51, 52)

Распоряжение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившее указанное заключение а также распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ « О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» также приняты в пределах, предоставленных ему ст. 14 ЖК РФ полномочий, в пределах компетенции, а также с соблюдением требований Положений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований административных истцов к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской областио признании незаконными – акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении заключения межведомственной комиссии ; распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Доводы представителя административных истцов о том что, никто из собственников жилого помещения, с заявлениями по поводу признания жилого дома непригодным для проживания не обращались, не могут быть приняты судом, поскольку отсутствие обращений собственников в межведомственную комиссию не освобождает администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области как органа местного самоуправления, от исполнения установленных законом обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

При этом инициатива рассмотрения вопроса о включении в целевую программу «Ветхое жилье» исходила от главы администрации сельского поселения ( л.д. 31). Как следует из письма обслуживающей организации – ООО фирма «Жилком», от ДД.ММ.ГГГГ, от жителей данного многоквартирного дома поступали неоднократные жалобы, в связи с чем директор просил решить вопрос по расселению домов, так как дама признаны непригодными ( крыши текут, коммуникации пришли в негодность(трубы рвутся), только за 2012 – 2013 год в домах было несколько аварий, как на отоплении так и на водопроводе. Подготовить данные дома к отопительному сезону 2-1013 – 2014 г. не представляется возможным в связи с отсутствием как финансовой, так и технической возможности.

Ссылка на заключение по освидетельствованию технического состояния строительных конструкций произведенное ООО «СТС» в 2017 году - не влияет на выводы суда.

В судебном заседании специалист Житлова Т.М. поддержала данное заключение. Данное заключение не опровергает выводов, указанных в техническом заключении ООО «Экспертный центр Кузнецова» от ДД.ММ.ГГГГ о наличии дефектов и повреждений в здании, в том числе трещины в самонесущей стене. Также подтверждена недостаточная толщина наружных стен для обеспечения теплозащиты. При этом в данном в заключении указано, что мониторинг за конструкцией дома не проводился. Наблюдение за развитием трещины не устанавливалось.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Оспариваемые документы были приняты в 2007, 2015 годах.

В ходе судебного разбирательства истица Чекашова В.П. указала, что с 2007 года ходили слухи о том, что дом признан ветхим, но официально их не оповещали.

Факт осведомленности истцов о том, что их дом признан аварийным и включен в программу по переселению граждан подтверждается заявлениями истцов от 10 – ДД.ММ.ГГГГ, истцы выразили согласие на участие в программе переселения граждан из ветхого жилья.

Также истцы не отрицали, что длительное время не оплачивают содержание дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при проявлении должной степени разумности и осмотрительности, истцы должны были знать и знали о том, что заключением межведомственной комиссии в 2007 году их дом признан аварийным.

Таким образом, административными истцами пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.

Кроме того, истцами пропущен и предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности для оспаривания решений, принятых в 2007 году.

Также суд принимает во внимание, что оспариваемые истцами решения на момент судебного разбирательства - исполнены. На основании акта обследования помещения, и заключения межведомственной комиссии, жилой дом в Государственную программу переселения граждан, произведено финансирование данной программы, другие жильцы многоквартирного дома - расселены, длительное время не выполнялись регламентные работы по содержанию имущества. Мероприятия по содержанию освободившихся квартир не проводятся. Пропуск срока исковой давности – общего и специального – является дополнительным основанием к отказу в иске.

Довод представителя истцов о необоснованном отказе в приятии к рассмотрению дополнительных исковых требований - несостоятелен. В день вынесения решения представителем истцов представлено дополнительное заявление (л.д. 127), в котором он просит также признать недействительными постановление Администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального района Ставропольский Самарской области на 2016-2017 годы ( л.д. 54), - заключение гигиенической оценки объекта ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в Ставропольском районе» от ДД.ММ.ГГГГ, и о техническом состоянии жилого строения Тольяттинского инспекторского отдела государственной жилищной инспекции Самарской области, а также техническое заключение «Экспертного центра Кузнецов» от ДД.ММ.ГГГГ год. Данные документы, хотя и связаны с рассматриваемым делом, но являются отдельными документами. Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ является другим решением органа местного самоуправления. Техническое заключение ООО «Экспертный центр Кузнецова» не относится к решениям государственных органов, и его обжалование производится не в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ. В рамках дополнительного административного искового заявления предъявлены новые административные исковые требования, об оспаривании иных решений, в том числе и об оспаривании Постановления, которым утверждена муниципальная Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, речь идет не о дополнении исковых требований а о предъявлении нового административного иска. Принятие данных требований повлекло бы необходимость исследования новых обстоятельств, что привлекло бы к необоснованному затягивания рассмотрения первоначального административного иска.

Руководствуясь ст. 175 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Морозовой Елены Дмитриевны, Морозова Максима Семеновича, Морозова Семена Петровича, Морозовой Екатерины Семеновны, Нестерова Алексея Николаевича, Нестеровой Нины Александровны, Нестерова Сергея Николаевича, Полещиковой Людмилы Николаевны, Чекашовой Натальи Петровны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконными – акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ,

-заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ;

- распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении заключения межведомственной комиссии ;

-распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.


Судья –

2а-2330/2017 ~ М-1953/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нестеров А.Н.
Морозова Е.С.
Нестеров С.Н.
Морозов С.П.
Чекашова Н.П.
Морозова Е.Д.
Нестерова Н.А.
Полещикова Л.Н.
Морозов М.С.
Ответчики
Администрация м. р. Ставропольский по Самарской области
Другие
Чекашев Е.И.
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Болохова О.В.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
23.08.2017Регистрация административного искового заявления
23.08.2017Передача материалов судье
25.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2017Предварительное судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
17.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее