№ 12-336/2021
26RS0001-01-2021-008963-38
РЕШЕНИЕ
25 августа 2021 года <адрес обезличен>
Судья Ленинского районного суда <адрес обезличен> Радионова Н.А.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности – Ударцева А.С.,
представителя У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК – Масленцевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника отдела ПТО АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцева А. С. на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен> Лынник О.Н. <номер обезличен> от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении Ударцева А. С.,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен> Лынник О.Н. <номер обезличен> от <дата обезличена> должностное лицо – начальник отдела ПТО АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцев А.С. привлечён к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рубля.
Не согласившись с указанным постановлением Ударцев А.С. обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указано, что поводом для привлечения к административной ответственности стало установление факта использования АО «НК «Роснефть» - Ставрополье» информационной стелы, находящейся на земельном участке муниципального образования <адрес обезличен> рядом с территорией АЗС, расположенной по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>, с нарушением земельного законодательства - ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1. КоАП РФ. Заявитель считает, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения для привлечения к административной ответственности должностного лица — и.о. главного инженера АО «НК «Роснефть» - Ставрополье» Ударцева А.С.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности <номер обезличен> от <дата обезличена>, договору купли-продажи <номер обезличен>Д от <дата обезличена> и техническому паспорту АЗС, последнюю вместе с входящей в комплекс информационной стелой ООО «НЕФТЕСЕРВИС» продало ОАО «НК «Роснефть», которое в свою очередь на основании договора мены <номер обезличен> от <дата обезличена> передало АЗС вместе с входящими в ее комплекс вспомогательными сооружениями в собственность ОАО «НК «Роснефть»- Ставрополье».
Заявитель указывает, что материалами административного расследования, проведенного У. Росреестра по <адрес обезличен> установлено, что информационная стела находится на земельном участке муниципального образования <адрес обезличен> рядом с территорией АЗС, расположенной по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>.
Заявитель указывает, что тот факт, что право на использование спорных земельных участков Общество не зарегистрировало в установленном порядке, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, что подтверждается имеющейся судебной практикой (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства").
В материалах административного расследования отсутствуют какие-либо сведения о возражении собственника земельного участка о его пользовании Обществом. Напротив, место размещения многотопливной АЗС вместе с входящей в ее комплекс информационной стелой согласовано Администрацией <адрес обезличен>, о чем свидетельствует постановление <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Заявитель также указывает, что документы на согласование размещения информационной стелы на земельном участке муниципального образования <адрес обезличен> рядом с территорией АЗС, расположенной по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>, направлены <дата обезличена> в комитет по У. муниципальным имуществом <адрес обезличен>.
В жалобе также указано, что У. Росреестра Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Так, согласно постановлению о назначении административного наказания от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, в результате проверки от <дата обезличена> выявлено нарушение земельного законодательства РФ путем размещения обществом информационной стелы на земельном участке муниципального образования <адрес обезличен> рядом с территорией АЗС, расположенной по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>, и Общество подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
На основании изложенного, должностное лицо – начальник отдела ПТО АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцев А.С., просит суд отменить постановление о назначении административного наказания от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен>.
Ударцев А.С. в судебном заседании доводы изложенные в обоснование жалобы поддержал, просил суд отменить постановление о назначении административного наказания от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен>.
Представитель У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК Масленцева И.С., просила оставить оспариваемое постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, в силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действие - это активное поведение лица, направленное на достижение определенной цели. Бездействие - невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности. Противоправность деяния выражается в нарушении требований действующего законодательства, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором <адрес обезличен> по использованию и охране земель Томиным А. Л. на основании задания на проведение административного обследования объекта земельных отношений земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> КН <номер обезличен>, проведено административное обследование вышеуказанного земельного участка и <дата обезличена> составлен акт административного обследования объекта земельных отношений <номер обезличен>, согласно которому установлено следующее:
Границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, КН <номер обезличен>, уточненной площадью 4940 кв.м., с видом разрешенного использования «под автомобильной заправочной станцией, установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
По сведениям ЕГРН на вышеназванный земельный участок зарегистрировано право собственности в пользу АО НК «Роснефть- Ставрополье», о чем в сведениях ЕГРН сделана регистрационная запись <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Выездом на место было установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположена автозаправочная станция (АЗС <номер обезличен>), заправочные модули, навес, диспетчерская с торговым залом, подземные емкости для хранения ГСМ.
На дату обследования границы земельного участка на местности определялись с применением аппаратуры геодезической спутниковой Торсоп Hiper SR (per. <номер обезличен>) определением на местности характерных угловых и поворотных точек границ участка по имеющимся геоданным.
В ходе обследования установлено, что за пределами данного земельного участка, а именно на землях, права на которые не разграничены, расположена информационная стела автомобильной заправочной станции.
Площадь земельного участка, занятая под указанной стелой, составляет 1,36 кв.м. (0,8 м х1,7 м). Фотосъемка произведена фотокамерой мобильного телефона с разрешением 8 Мп.
Приказом <номер обезличен> от <дата обезличена> генерального директора АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцев А.С. назначен и.о. заместителя директора по техническим вопросам. В соответствии с должностной инструкцией от <дата обезличена> <номер обезличен> в обязанности заместитель директора по техническим вопросам входит контроль за эксплуатацией зданий и сооружений общества, соблюдения требований законодательства РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от <дата обезличена>.
Из протокола об административном правонарушении от <дата обезличена> следует, что в результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> КН <номер обезличен>, уточненной площадью 4940 кв.м., с видом разрешенного использования «под автомобильной заправочной станцией», установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
По сведениям ЕГРН на вышеназванный земельный участок зарегистрировано право аренды в пользу АО НК «Роснефть-Ставрополье», о чем в сведениях ЕГРН сделана регистрационная запись <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Выездом на место было установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположена автозаправочная станция (АЗС <номер обезличен>), заправочные модули, навес, диспетчерская с торговым залом, подземные емкости для хранения ГСМ.
На дату обследования границы земельного участка на местности определялись с применением аппаратуры геодезической спутниковой Торсоп Hiper SR (per. <номер обезличен>) определением на местности характерных угловых и поворотных точек границ участка по имеющимся геоданным.
В ходе обследования установлено, что за пределами данного земельного участка, а именно на землях, права на которые не разграничены, расположена информационная стела автомобильной заправочной станции. Площадь земельного участка, занятая под указанной стелой, составляет 1,36 кв.м (0,8 м х1,7 м)
Таким образом, по результатам административного обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, КН <номер обезличен>, в действиях должностного лица - начальника отдела ПТО АО НК «Роснефть- Ставрополье» Ударцева А.С. установлено нарушение земельного законодательства, а именно ст. 25 ст. 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен> Лынник О.Н. <номер обезличен> от <дата обезличена> должностное лицо – начальник отдела ПТО АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцев А.С. привлечён к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рубля.
Административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ влечет самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объект рассматриваемого административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
Предметом рассматриваемого состава административного правонарушения являются земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке, при отсутствии на то воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Такими могут быть действия в виде:
1) самовольного занятия земельного участка, выражающегося в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны;
2) использования земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п., при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть при отсутствии документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Как следует из статей 25 и 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, Ф. законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Ф. законом от <дата обезличена> № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном данным Ф. законом.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в статье 39.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с этой нормой такие земельные участки предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется умышленным совершением противоправных действий, предусмотренных диспозицией данной нормы, причем в форме прямого умысла (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Субъекты рассматриваемого состава административного правонарушения - граждане, должностные лица, юридические лица.
Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность наступает с момента совершения названных виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.
Установленные заместителем главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен> Лынник О.Н. обстоятельства, а именно, что пределами земельного участка расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> КН <номер обезличен>, с видом разрешенного использования «под автомобильной заправочной станцией, принадлежащего на праве собственности АО НК «Роснефть- Ставрополье», на землях, права на которые не разграничены, расположена информационная стела автомобильной заправочной станции, площадь земельного участка, занятая под указанной стелой, составляет 1,36 кв.м. (0,8 м х1,7 м), подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, актом административного обследования объекта земельных отношений от <дата обезличена> <номер обезличен>, фототаблицей от <дата обезличена>, схематическим чертежом от <дата обезличена>, сведениями из ЕГРН, протоколом об административном правонарушении от <дата обезличена> (лист дела <номер обезличен>), и иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что земельный участок площадью 1,36 кв.м. (0,8 м х1,7 м), из земель, права на которые не разграничены, использовался АО НК «Роснефть- Ставрополье» для расположения информационной стелы автомобильной заправочной станции, при отсутствии к тому законных оснований.
Приказом <номер обезличен>-лс от <дата обезличена> генерального директора АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцев А.С. назначен и.о. заместителя директора по техническим вопросам. В соответствии с должностной инструкцией от <дата обезличена> <номер обезличен> в обязанности заместитель директора по техническим вопросам входит контроль за эксплуатацией зданий и сооружений общества, соблюдения требований законодательства РФ.
Доводы заявителя о том, что документы на согласование размещения информационной стелы на земельном участке муниципального образования <адрес обезличен> рядом с территорией АЗС, расположенной по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>, направлены <дата обезличена> в комитет по У. муниципальным имуществом <адрес обезличен>, правового значения не имеют и не указывают на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления, поскольку лицо, имеющее право пользования земельным участком, в том числе и в результате приобретения прав на объект недвижимости, расположенный на нем, в целях осуществления платности пользования землей обязано оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю.
А привлечение <дата обезличена> к административной ответственности юридического лица - НК «Роснефть- Ставрополье» за совершение административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, площадью 0,5 кв.м., расположенного по смежеству с земельным участком расположенным по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, КН <номер обезличен> само по себе не исключает административной ответственности должностного лица, ответственного за контроль за эксплуатацией зданий и сооружений общества, соблюдения требований законодательства РФ.
Поданная жалоба не содержит каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого постановления. Все приведенные в ней доводы, ранее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку должностного лица административного органа, не согласиться с которой оснований не имеется.
Порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен> Лынник О.Н. <номер обезличен> от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении Ударцева А.С., - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
решил:
в удовлетворении жалобы должностного лица – начальника отдела ПТО АО НК «Роснефть-Ставрополье» Ударцева А. С. на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес обезличен> по использованию и охране земель У. Росреестра по <адрес обезличен> Лынник О.Н. <номер обезличен> от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении Ударцева А. С., - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд в течение 10 дней с момента получения.
Судья Н.А. Радионова