Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6412/2015 ~ М-5870/2015 от 07.07.2015

Дело №2-6412/2015

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2015 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Чеглаковой И.В.,

при секретаре Боюс М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Стройинтерпром» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Стройинтерпром» об обязании совершить определенные действия по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г. Петрозаводска и использующих различные виды топлива, на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах. По результатам проведенной выездной проверки установлено, что ООО «Стройинтерпром» на территории г. Петрозаводск Республики Карелия осуществляет хозяйственную деятельность по производству и реализации строганной доски и иных изделий из дерева, на территории производственной базы расположенной по адресу: <адрес>. Установлено, что в результате хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления (отходы обработки древесины и производства изделий из дерева; лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства и т.д.), осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная, сушильные камеры и система аспирации с цехов деревообработки). На основании изложенного, истец просил обязать Общество с ограниченной ответственностью «Стройинтерпром» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвердить проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух и получить (оформить) в установленном законом порядке в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на находящиеся в эксплуатации предприятия источники выбросов. Так же просили обязать Общество с ограниченной ответственностью ООО «Стройинтерпром» в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы I - IV класса опасности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом.

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, не возражала против вынесения заочного решения по делу.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представили.

Третьи лица в судебное заседание так же не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. От Министерства по природопользованию и экологии РК поступил отзыв, согласно которому они поддерживают заявленные требования, просят иск удовлетворить.

Принимая во внимание отсутствие ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства их подтверждающие.

Суд, заслушав помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании п. 8 Плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2015 года проведена проверка хозяйствующих субъектов осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г. Петрозаводска и использующих различные виды топлива на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах.

По результатам проведенной выездной проверки установлено, что ООО «Стройинтерпром» на территории г. Петрозаводск Республики Карелия осуществляет хозяйственную деятельность по производству и реализации строганной доски, и иных изделий из дерева, на территории производственной базы расположенной по адресу: <адрес>. Установлено, что в результате хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления (отходы обработки древесины и производства изделий из дерева; лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства и т.д.), осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная, сушильные камеры и система аспирации с цехов деревообработки).

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды является негативным воздействием.

Из содержания ст.ст. 3, 34, 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» следует, что юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, обязаны обеспечивать экологическую безопасность при осуществлении: размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, а так же обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия, хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.

Согласно ст. 12 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиям ст. 14 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекты Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, устанавливаются с учетом требований «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» утвержденного Постановлением Правительства РФ №183 от 02.03.2000 г. (ред. №351 от 22.04.2009 г).

Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Стройинтерпром» осуществляет эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная, сушильные камеры и система аспирации цехов деревообработки), т.е. деятельность связанную с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при этом у предприятия отсутствуют разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект ПДВ (предельно допустимых выбросов) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 10 и 11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов; а так же, иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Из смысла ст. 1, 4.1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» следует, что к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Порядок отнесения отходов к классу опасности также определён Приказом МПР РФ от 02.12.2002г. за №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», согласно которому Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, т.е. отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды и обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней).

Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей среды осуществляется на основании Критериев, утвержденных Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 и разработанных в целях реализации ст. 14 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления».

В федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.2014 г. № 445, в числе опасных отходов, среди прочих, выделяют в том числе: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода 7 33 100 01 72 4); отходы обработки древесины и производства изделий из дерева (код отхода 3 05 000 00 00 0); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код отхода 471 101 01 52 1)и т.д.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (ПДВ).

ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона №96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченными органами. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (ПДВ) и другие условия для хозяйствующего субъекта которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст. 23 Закона №96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Основополагающим моментом при разработке ПДВ является инвентаризация выбросов конкретного производства, то есть систематизация сведений о распределении источников на территории предприятия, о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2010 г. утверждено «Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него» (далее - Положение).

Получение нормативов ПДВ и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на срок действия нормативов является единым процессом, выдача специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является государственной услугой и осуществляется в соответствии с Административным регламентом уполномоченного органа.

Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что требования приведенного выше законодательства ООО «Стройинтерпром» не выполняются, а именно: Обществом в установленном законном порядке не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов; не проведена инвентаризация образующихся отходов, в следствии чего не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы.

Соблюдение указанных выше экологических требований при осуществлении юридическими лицами эксплуатации сооружений и объектов является обязательным условием, и направлены на охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия, а так же направлены на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду, соответственно у ООО «Стройинтерпром» имелась как обязанность, так и возможность обеспечить соблюдение экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности. Однако, ООО «Стройинтерпром» не были предприняты все необходимые и изложенные выше действия.

Невыполнение ООО «Стройинтерпром» перечисленных выше требований природоохранного законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, т.е. права, которые в силу ст.ст. 17,18, и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемым, непосредственно действующим, гарантированы и соответственно защищаются действующим законодательством, а так же может привести к истощению, ухудшению качественных и количественных показателей окружающей природной среды в целом.

Факт допущенных ООО «Стройинтерпром» нарушений подтверждается справкой о результатах рейда от ДД.ММ.ГГГГ года, составленной ведущим специалистом отдела государственного экологического надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО4, фотоматериалами, а так же иными материалами проведенной прокуратурой проверки.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в сумме <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Стройинтерпром» в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвердить проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух и получить (оформить) в установленном законом порядке в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на находящиеся в эксплуатации предприятия источники выбросов.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью ООО «Стройинтерпром» в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы I - IV класса опасности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройинтерпром» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в сумме <данные изъяты> руб.

Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд РК заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения суда.

Судья И.В. Чеглакова

Мотивированное решение составлено 03 августа 2015 г.

2-6412/2015 ~ М-5870/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Стройинтерпром"
Другие
Министерство по природопользованию и экологии РК
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чеглакова И.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
07.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2015Передача материалов судье
08.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.08.2015Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
17.09.2015Дело оформлено
22.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее