Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-75/2014 ~ М-51/2014 от 22.01.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2014 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Антошкиной А.А.,

при секретаре Логиновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Шигоны гражданское дело № 2-75/13 по заявлению Волковой Г.А. об обжаловании решения органа местного самоуправления.

у с т а н о в и л:

Волкова Г.А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать незаконным решение Администрации муниципального района <адрес> (далее - Администрация) в отказе формирования испрашиваемого земельного участка площадью 1 492 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. В обоснование своего заявления Волкова Г.А. ссылается на то, что, являясь обладателем права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.п. «д» п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области «О земле», ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию с заявлением (вх.№ 701) о формировании вышеуказанного земельного участка. Решением главы Администрации в формировании земельного участка было отказано по причине расположения на нем деревянных построек некапитального типа, владелец которых не установлен. Считает данный отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано, какие-либо капитальные постройки или жилой на нем отсутствуют.

В судебном заседании заявитель Волкова Г.А. и ее представитель Волков А.В. (допущенный к участию в деле по ходатайству заявителя, заявленному в судебном заседании) заявление поддержали, пояснили, что при обращении в Администрацию о выборе земельного участка для ИЖС, им посоветовали самим подыскать свободный земельный участок. Они нашли заброшенный участок на <адрес> В сельской администрации собственника участка установить не представилось возможным, так как ведение учетной регистрации по данному домовладению прекращено в 1977 года и лицевой счет был закрыт. Земельный участок в собственность никому не предоставлялся. Наличие на испрашиваемом земельном участке разрушенных построек некапитального типа не свидетельствует о наличии на него прав у третьих лиц.

Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального района Шигонский Логинова Н.В. (по доверенности) в судебном заседании оставила разрешение заявления на усмотрение суда, пояснила, что после поступления заявления Волковой Г.А., комиссия выехала на осмотр испрашиваемого земельного участка. В ходе осмотра было установлено, что на участке имеются деревянные надворные постройки некапитального типа (баня, разрушенные хозяйственные сараи). Собственник построек не был установлен, никаких действий по формированию участка Администрация больше не проводила. В сельскую администрацию обращался гражданин ФИО2, который заявил о своих правах на испрашиваемый участок, пояснив, что участок принадлежал его семье ( родителям) и он намерен оформить свои права на него в порядке наследования.

Заинтересованное лицо – Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Шигонский (далее – КУМИ) в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщило.

Представитель заинтересованного лица – Администрации сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский Лаптева В.В., в судебном заседании разрешение заявления оставила на усмотрение суда, пояснила, что ведение похозяйственной книги по дому <адрес> прекращено в 1977 году, в связи с выбытием последнего члена семьи. Переименование <адрес> с 1977 года не производилось. По материалам инвентаризации <адрес> земельный участок правообладателя не имеет. Заявивший свои права на земельный участок гр.ФИО2, не представил документов, подтверждающих его право на земельный участок. Кроме того, семья ФИО2 проживала по <адрес>, которая была переименована в 70-х годах в <адрес>.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Волковой Г.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.09 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ ( далее – ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков установлен ст.ст. 30-34 ЗК РФ.

Предоставление гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта с соблюдением порядка его формирования и постановки на государственный кадастровый учет ( ч.4 и ч.11 ст.30).

Порядок выбора земельного участка для строительства урегулирован ст.31 Земельного кодекса РФ, согласно которому орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч.2). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч.5).

Согласно ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд ( ч.4).

Регулирование земельных отношений на территории Самарской области осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» ( далее – Закон Самарской области «О земле»). Указанным Законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с действующим законодательством, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (п.11 ч.1 ст.6).

Согласно ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в частности для индивидуального жилищного строительства гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более ( п.п. «д» п.2 ч.3). Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положениями ст. 10.1. Закона Самарской области «О земле» установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов. Указанные работы осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков ( ч.2). Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно для строительства в порядке очередности в зависимости от даты поступления заявлений в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления (ч.5). Предоставление земельного участка в собственность гражданина бесплатно для строительства осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечиваются подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность гражданина бесплатно для строительства ( ч.6).

В соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом Самарской области «О земле» и иными нормативно-правовыми актами в целях рационального и эффективного использования земель, соблюдения принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур бесплатного и первоочередного предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального района Шигонский, в том числе в случаях предусмотренных частями 2.-2.2.,3 ст.9 Закона Самарской области «О земле» Решением Собрания представителей муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок бесплатного и первоочередного предоставления гражданам в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее Порядок ).

Согласно указанному порядку граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, подают в Администрацию района заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении (п.2.1.); предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно для ИЖС осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объектов за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, без проведения торгов, в порядке очередности в зависимости от даты поступления заявления в Администрацию района ( п.4.1., 4.2.,4.4.).

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района Шигонский, определены в Главе 2 Порядка предоставления земельных участков на территории     муниципального района Шигонский Самарской области, утвержденного Решением собрания Представителей муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, и составляют: минимальный 400 кв.м. и максимальный 1 500 кв.м..

Согласно ст.44 Устава муниципального района Шигонский Самарской области (л.д.15-29) Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области ( ч.1). Администрацией муниципального района руководит Глава Администрации муниципального района на принципах единоначалия ( ч.2).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Волкова Г.А. является гражданином, уволенным по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, и имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, что подтверждается справкой Управления ФСБ РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.5) и никем не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Волкова Г.А. обратилась в Администрацию муниципального района Шигонский о выборе земельного участка площадью 1492 кв.м. по адресу: <адрес> для целей индивидуального жилищного строительства (л.д.41).

Согласно схемы размещения испрашиваемый земельный участок находится в 14 квартале и имеет номер 14:55 (л.д.42).

На основании заявки КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ МУ АПП проведен осмотр испрашиваемого Волковой Г.А. участка, в ходе которого установлено, что участок огорожен деревянной изгородью и на нем располагаются ветхие деревянные надворные постройки некапитального типа ( баня и два разрушенных хоз.сарая), владелец которых не установлен ( л.д.47).

Оспариваемым решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Волковой Г.А. отказано в формировании испрашиваемого земельного участка по причине нахождения на нем некапитальных объектов недвижимости, собственник которых не установлен ( л.д. 4). Других оснований отказа в формировании земельного участка в письме Администрации не содержится.

Ограничения оборотоспособности земельного участка в силу п.4 ст.28 ЗК РФ не имеется, что никем по делу не оспаривается.

По сведениям Управления Росреестра по Самарской области права и обременения на земельный участок в ЕГРП не зарегистрированы (л.д.76).

Права на объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участка в ЕГРП и в ГУП ЦТИ также не зарегистрированы ( л.д.77,74).

По материалам инвентаризации сельского поселения Усолье земельный участок с в <адрес> правообладателя не имеет (л.д.46).

По сведениям Администрации сельского поселения Усолье лицевой счет открытый на имя ФИО1 по адресу: <адрес> (после переадресации ), был закрыт в 1976 году в связи с выбытием хозяйства и с 1977 года не открывался ( л.д.26).

Само по себе наличие на испрашиваемом земельном участке деревянной изгороди, ветхих деревянных надворных построек некапитального типа, не свидетельствует об обременении земельного участка правами третьих лиц.

Доводы Администрации о намерении гражданина ФИО2 оформить свои права на испрашиваемый земельный участок, не имеют юридического значения при разрешении данного заявления.

При этом судом установлено, что семье ФИО2 принадлежал земельный участок в <адрес>, которая была переименована в <адрес> (л.д.48,24).

Доказательств, подтверждающих обременение испрашиваемого земельного участка правами третьих лиц, заинтересованное лицо суду не представило.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации района в формировании испрашиваемого Волковой Г.А. земельного участка по причине нахождения на нем некапитальных объектов недвижимости, собственник которых не установлен, является незаконным.

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Приняв оспариваемое решение, Администрация необоснованно, вопреки закону, нарушила право заявителя на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав оспариваемое решение незаконным, обязав Администрацию района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя провести формирование испрашиваемого земельного участка и по его результатам принять соответствующий документ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление Волковой Г.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за , в формировании испрашиваемого земельного участка площадью 1492 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области провести формирование указанного участка и по его результатам принять соответствующий документ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Мотивированное решение составлено 05 февраля 2014 года.

Председательствующий: Антошкина А.А.

2-75/2014 ~ М-51/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волкова Г.А.
Другие
КУМИ м.р. Шигонский
Администрация м.р. Шигонский
Администрация с.п.Усолье
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Антошкина А.А.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
22.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2014Передача материалов судье
23.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2014Предварительное судебное заседание
31.01.2014Судебное заседание
05.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее