Решение по делу № 2-410/2017 ~ М-489/2017 от 01.11.2017

Дело № 2-410/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

с участием помощника прокурора Костромина А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

06 декабря 2017 года гражданское дело по иску администрации муниципального образования сельского поселения «Слудка» к Потапову П.Д., Потаповой Е.И., Потапову Д.П., Потаповой К.П. о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения по договору мены

установил:

Администрация СП «Слудка» обратилась в суд к Потапову П.Д. с иском о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения по договору мены. Требования мотивированы тем, Потапов П.Д. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РК, Прилузский район, пст. Якуньель, <адрес> Заключением межведомственной комиссии от 14.09.2006г. жилой дом <адрес> п.с.т. Якуньель Прилузского района РК признан непригодным для проживания. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда администрацией МР «Прилузский» была приобретена квартира, расположенная по адресу: РК, Прилузский район, п.с.т. Ожиндор, <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м. 31 августа 2017 года в адрес Потапова П.Д. было направлено письмо с просьбой освободить занимаемый им аварийный дом и заключить договор мены жилого помещения равнозначного по общей площади, отвечающего установленным требованиям. В добровольном порядке ответчик в предоставленное жилое помещение не переселяется, при этом проживание в занимаемом ответчиком жилом помещении представляет угрозу для жизни и здоровья жильцов, с момента признания дома аварийным в 2006 году прошло 9 лет и состояние дома ухудшилось. Учитывая изложенное, АСП «Слудка» обратилась в суд с настоящим иском.

Определением суда от 01.11.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация МР «Прилузский»; для дачи заключения – прокурор.

Согласно определения суда от 20 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация СП «Объячево».

На основании определения Прилузского районного суда от 24 ноября 2017 года судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Потапова Е.И., Потапов Д.П., Потапова К.П.

В судебном заседании представитель истца не присутствует, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчики Потапов П.Д. Потапова Е.И., Потапов Д.П., Потапова К.П. в суд не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, о причинах неявки суд не уведомили.

Представители третьих лица АМР «Прилузский», АСП «Объячево» в суде поддерживают требования администрации СП «Слудка».

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения лиц представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, выслушав заключение старшего помощника прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Актом обследования помещения от 14.09.2006г., составленным межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МР «Прилузский» за от 22.02.2006г., установлено, что в ходе обследования находящегося в муниципальной собственности жилого дома <адрес> пст. Якуньель Прилузского района выявлено: фундаменты и цокольная часть дома пришли в негодность, стены деформированы, полы дали осадку, имеется провисание балок чердачного перекрытия, покрытие кровли потрескалось, протекает, печи частично разрушены, входные двери в здание не закрываются из-за нарушения геометрии коробок и дверных полотен, крыльцо перекосилось.

Заключением межведомственной комиссии от 14.09.2006г. жилой дом <адрес> пст. Якуньель признан непригодным для проживания.

Постановлением Правительства РК от 12.04.2013 г. № 120 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013 – 2017 годы, которой, в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации включен дом <адрес> в пст. ЯкуньельПрилузского района РК.

Согласно заявлению Потапова П.Д. от 01.12.2016 г., Потапов П.Д. выразил свое согласие на получение жилого помещении в с. Объячево, Прилузского района Республики Коми для постоянного проживания при переселении из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: РК, Прилузский район, п. Якуньель, <адрес>.

В рамках вышеуказанной адресной программы, Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Прилузский» 17 августа 2017 года была приобретена квартира, расположенная по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>.

На основании решения совета МР «Прилузский» от 29 августа 2017 года квартира <адрес> пст. Ожындор Прилузского района передана в собственность СП «Объячево».

Администрацией МР «Прилузский» 31 августа 2017 года было направлено письмо Потапову П.Д. , в котором последнему предлагалось с целью расселения квартиры в с. Слудка пст. Якуньель, <адрес>, заключить договор мены жилого помещения в доме <адрес> в п.с.т. Ожиндор.

Между тем, до настоящего времени Потапов П.Д. договор мены не заключил, в связи с чем администрация СП «Слудка» вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

Оценивая правовые позиции сторон, суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2). Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики Российской Федерации, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.

Частью 2 ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что выселение включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением.

На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 20.08.1999 года администрацией Прилузского района в собственность Потапова П.Д., Потаповой Е.И., Потапова Д.П., Потаповой К.П. передана квартира в пос. Якуньель Слудского сельского совета Прилузского района РК, <адрес>.

Договор на передачу квартиры в собственность Потапова П.Д., Потаповой Е.И., Потапова Д.П., Потаповой К.П. зарегистрирован постановлением главы администрации МО «Прилузский район» от 30.08.1990 года.

Согласно справе АСП «Слудка» от 01.12.2016г. на основании постановления АСП «Слудка» от 19.01.2010г. «Об уточнении адресного хозяйства по населенным пунктм СП «Слудка» адрес: пос. Якуньель, <адрес>, указанный в договоре приватизации от 20.08.1999г. соответствует адрес: РК, Прилузский район, п. Якуньель, <адрес>.

В силу статьи 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 01.05.1999) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Отсюда следует, что с 30 августа 1999 года собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: РК, Прилузский район, п. Якуньель, <адрес> являются Потапов П.Д., Потапова Е.И., Потапов Д.П., Потапова К.П.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 2, 14, 16 названного Закона).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013 – 2017 годы, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что органами местного самоуправления не предлагалось ответчикам выкупить принадлежащую им квартиру. Кроме того, соглашения о предоставлении квартиры, предлагаемой ответчикам по договору мены, с последними достигнуто не было, т.к. еще при осмотре квартир в с. Объячево до приобретения Потапова Е.И. была не согласна на предлагаемые варианты жилых помещений. Более того, с другими собственниками аварийного жилого помещения Потаповым Д.П. и Потаповой К.П. вопросы о предоставлении другого жилого помещения либо выкуп квартиры не осуждался.

Довод представителя АМР «Прилузский» о том, что Потапову П.Д. не было предложен вариант выкупа аварийной квартиры по тем основаниям, что расселяемый дом находится в аварийном полуразрушенном состоянии, в связи с чем её рыночная стоимость будет невелика, судом отвергается, поскольку выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Исходя из принципа состязательности сторон (ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ) и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Поскольку истцом не предоставлено доказательств, что Потаповым предлагалось выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, то ответчики, как собственники жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, были лишены права на получение стоимости изымаемого имущества, в связи с чем у суда не имеется оснований для удовлетворения требований администрации СП «Слудка», следовательно в удовлетворении иска надлежит отказать.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление администрации муниципального образования сельского поселения «Слудка» к Потапову П.Д., Потаповой Е.И., Потапову Д.П., Потаповой К.П. о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения по договору мены – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд РК через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий

2-410/2017 ~ М-489/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация сельского поселения "Слудка"
Ответчики
Потапов Павел Дмитриевич
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Морокова О.В.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017Передача материалов судье
01.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2017Судебное заседание
24.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2017Судебное заседание
06.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2018Дело оформлено
14.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее